Степень надёжности
По результатам основного испытания года – тактического учения с боевой стрельбой на площадке учебного центра боевого применения войск противовоздушной обороны Сухопутных войск (полигон Капустин Яр) – Чебаркульская зенитная ракетная бригада под командованием полковника Валерия Зайко впервые отработала на две пятёрки: отлично – за стрельбу и такой же балл – за тактику. С этими показателями бригада в одночасье обрела титул одного из лучших соединений ПВО Сухопутных войск и лидера среди частей ПВО Центрального военного округа.В канун убытия на государственный полигон Валерий Зайко не сомневался, что его подчинённые отработают с полной самоотдачей. В беседе так и заявил: «При наработанном уровне профессиональной подготовки и продуманной штатно-должностной расстановке командных звеньев от действий личного состава нельзя ожидать результата ниже отличного».
В какой-то иной ситуации подобные слова могли бы вызвать у собеседника определённые сомнения: не переоценивает ли командир специальную выучку подчинённых? Но только не в случае с южноуральцами. И вот почему.
Степень надёжностиВо-первых, Чебаркульской зенитной ракетной бригадой полковник Валерий Зайко командует два года, и при нём соединение дважды становилось отличным. Понятно, что при таких показателях иной итог боевой подготовки в бригаде уже никого не устраивает. В первую очередь – самого командира. Всё потому, что к абсолютному успеху его служебный путь, как он выразился сам, «не устилала ковровая дорожка».
…Выпускник Санкт-Петербургского зенитного ракетного училища. Краснодипломник. Службу начинал на Дальнем Востоке в должности командира зенитно-ракетного взвода мотострелкового полка прикрытия государственной границы. За восемь лет поднялся по карьерной лестнице до начальника штаба дивизиона. В ходе конкурса по полевой выучке стал в округе безоговорочным лидером среди коллег. Затем завоевал второе место в масштабе Вооружённых Сил России, что позволило без экзаменов поступить в академию войсковой ПВО. Внеконкурсный бонус Валерий Зайко отработал на все сто, окончив академию с отличием. Стал заместителем командира нижегородского зенитного ракетного полка, где спустя несколько лет сполна испытал натиск очередной волны войсковых реформ. Дивизию сократили, полки расформировали. В рамках штата создаваемой бригады уже бывшему командиру полка нашлось место лишь во главе зенитно-ракетного дивизиона (с равноценной должности Зайко поступал в академию). Да и то, можно сказать, повезло: должности в новом формировании нашлись всего одиннадцати офицерам из более чем ста. Всерьёз подумывал об увольнении и Зайко. Задержало только то, что уже не мыслил себя без службы.
Три последующих года возглавлял зенитный ракетный дивизион. Опытом и волей вывел подразделение в число лидеров боевой подготовки. Потому в отношении его было принято беспрецедентное решение: с учётом дореформенного служебного статуса и успехов подчинённого ему подразделения назначить командира дивизиона Зайко сразу командиром бригады.
То, что представители вышестоящего командования, делая ставку на Зайко, не ошиблись, доказало время. Дважды Валерий Зайко выводил бригаду на госполигон, и оба раза соединение возвращалось в пункт постоянной дислокации с высшим баллом за боевую работу. Бригада дважды по итогам года становилась лидером среди профильных частей Западного военного округа.
Во-вторых, прибыв по ротации в Чебаркуль в декабре 2011 года, полковник Зайко, будем откровенны, принял под своё начало уже достаточно успешное соединение. Однако одно дело просто унаследовать прежний имидж, и совсем другое – суметь его удержать. Но новому комбригу всё удалось. Дело в том, что к моменту прибытия Валерия Зайко на Южный Урал зенитное ракетное соединение, дислоцированное в Чебаркуле, переживало стартовый этап профильной трансформации: бригада переходила в режим несения постоянного боевого дежурства.
Что было изначально? Лес. Необорудованные технические площадки. Размещение личного состава и оборудования дежурного дивизиона в полевых палатках.
Полковник Зайко сделал всё, чтобы в кратчайшие сроки позиция боевого дежурства обрела надлежащий вид, появились оборудованные парки боевых и транспортных машин, чтобы военнослужащие несли службу и бытовали в достойных полевых условиях. А ещё весь личный состав бригады пережил период напряжённых тренировок по приведению в высшую степень боевой готовности.
По объёму вложенного труда оказалась и честь. В канун беседы с комбригом степень боеготовности чебаркульского зенитного ракетного соединения оценил начальник войск ПВО ЦВО. Поднятая по тревоге бригада покинула пункт постоянной дислокации в полном составе и с перекрытием нормативного времени. Старший начальник, окидывая взглядом опустевший парк боевых машин части, оценил действия личного состава бригады одной фразой: «Если бы сам не видел, что менее часа назад здесь занимались подразделения и располагались десятки единиц спецтехники, не стал бы утверждать, что это место - обжитое».
Это была достойная оценка профессиональной выучки военнослужащих соединения.
В-третьих, 31 декабря 2011 года бригада полностью передислоцировалась в Чебаркуль. А как известно, на новом месте успешно служится тем, кто располагает соответствующими бытовыми условиями. У вновь прибывших всё было, как у заправских новосёлов: штаб, казарма, клуб и техническая площадка под парк боевых машин.
- На этом, - завершает свой рассказ полковник Зайко, - пожалуй, всё. Зато был приказ о безотлагательной организации боевого дежурства. С задачей мы справились. Заступили в самый разгар зимы. Подходящее место позиции выбрали в лесу, в нескольких километрах от ППД. Признаюсь, было крайне неудобно поддерживать службу в условиях открытой всем ветрам и сильно заснеженной местности. Потому после ряда согласований с вышестоящим штабом боевое дежурство перенесли на площадку парка командного пункта. Там условия позволяли, да и точка базирования оказалась, что называется, в шаговой доступности.
Параллельно решался вопрос размещения офицерских семей. Понятно, что на новом месте никаким жилфондом вновь прибывшие не располагали. Из-за чего ещё на стадии перевода военнослужащих и гражданского персонала части из Донгуза в Чебаркуль возникли трудности: женский состав выражал озабоченность в отношении размещения на новом месте, волновало последующее трудоустройство, определение детей в школу и детский сад.
Надо отдать должное командиру бригады, сумевшему из столь сложной ситуации найти приемлемый выход. Валерий Зайко командировал в Чебаркуль группу офицеров, вооружив их фотоаппаратами. Через несколько дней в Донгузе состоялся коллективный просмотр отснятого материала. Заочное знакомство с инфраструктурой Чебаркульского военного городка сняло с повестки дня большинство насущных бытовых моментов. Одновременно была начата работа по жилобеспечению переезжающих семей. Часть квартир удалось изыскать сразу. По остальным серьёзное содействие оказали сотрудники военной прокуратуры, помогавшие посредством судебных решений возвращать в фонд военного ведомства незаконно удерживаемое жильё давно покинувшими Чебаркуль запасниками. «Как бы там ни было, - отмечает в беседе полковник Валерий Зайко, - но сегодня сто процентов офицерского состава размещаются в благоустроенных квартирах». Более того, в соединении, по словам комбрига, идёт успешное освоение фонда служебного жилья. В основном им довольствуются прибывающие в часть выпускники военных и гражданских вузов.
Степень надёжностиНаконец, в-четвёртых. Сначала - о лейтенантах. В этом году бригаду пополнило достаточное количество молодых специалистов. Только на начало сентября «по случаю прибытия для дальнейшего прохождения службы» командиру представилось восемь человек: четверо - из Смоленской военной академии войсковой ПВО Вооружённых Сил РФ, остальные - выпускники национального исследовательского университета «МИЭТ». Полковник Зайко отмечает, что отдельное благоустроенное жильё удалось изыскать даже для первой в истории бригады девушки - офицера боевого направления, выпускницы вуза Минобороны, инженера автоматизированных систем управления лейтенанта Азизы Кусакбаевой. Впрочем, Азиза, как заметил заместитель командира бригады по работе с личным составом подполковник Игорь Зарадюк, «очень быстро ответила командованию соединения делом за проявленное к ней внимание. В течение нескольких дней грамотно приняв под своё начало дивизионный пункт боевого управления и включившись в служебный процесс, сняла тем самым настороженность штабного состава в отношении своих профессиональных способностей».
И даже столь активные молодые специалисты, как лейтенант Кусакбаева, не остаются в бригаде без опеки более опытных товарищей. В коллективе действует приказ командира соединения о закреплении за каждым из вновь прибывших наставника. Причём в ряде моментов командиры идут навстречу пожеланиям кадрового пополнения. Такой пример проявился после знакомства с начальником расчёта пусковой установки зенитной ракетной батареи лейтенантом Сергеем Щегловым. В первый же день выпускник Смоленской военной академии обратился к командованию соединения с просьбой распределить его в батарею капитана Павла Деревенского. Оказалось, что годом ранее Сергей Щеглов успешно отстажировался в этом подразделении. В интересах службы просьба выпускника вуза была удовлетворена.
Аналогичные встречные шаги делает командование части в отношении тех солдат, кто с лучшей стороны зарекомендовал себя в период службы по призыву и изъявил желание остаться в бригаде в статусе военнослужащего по контракту. И таких кандидатов, кстати, немало. Так, по словам комбрига, текущей осенью из бригады в запас должны уйти порядка 200 отслуживших срочников. Из них четыре десятка подали рапорт о желании остаться на контракт. «Конечно, - отмечает полковник Зайко, - всех подряд мы на службу не примем. Но самым достойным такое право предоставим». Столь взыскательный подход к индивидуальным способностям и уровню подготовки личного состава позволил сформировать в бригаде достаточно крепкий и, главное, обученный коллектив военнослужащих-контрактников.
«Остаётся сожалеть лишь о том, что не всегда на службу по контракту претендуют именно те военнослужащие, которые устраивают командование бригады, что называется, по всем параметрам», - посетовал в ходе беседы подполковник Зарадюк. В качестве примера офицер представил рядового Дмитрия Деткова. Дмитрий – старший оператор пусковой установки. До службы в армии успел не только окончить Екатеринбургский радиотехнический колледж, поступить на заочное обучение в Уральский федеральный университет, но и год поработать на предприятии, которое выпускает данный тип боевой машины. По словам Дмитрия Деткова, свою воинскую специальность он знает на отлично. При этом в служебной спецаппаратуре разбирается наравне с офицерами. Всё потому, что его заводская специальность - регулировщик радиоэлектронной аппаратуры этого типа пусковой установки. «Обидно терять столь подготовленного специалиста, - сетует Игорь Зарадюк. – Но Детков хочет вернуться на своё предприятие. Приходится считаться с тем, что парню сборочный процесс больше по душе, чем эксплуатационный».
Остаётся добавить, что, по словам комбрига Валерия Зайко, взятую планку зенитное ракетное соединение постарается удержать и в грядущем учебном году. Ведь, как мудро заметил собеседник, однажды отлично преодолённый рубеж – лишь заявка на тот профессионализм, которого настоятельно требует время.
На снимках: командир Чебаркульской зрбр полковник Валерий ЗАЙКО; боевые установки бригады на полигоне Капустин Яр.