"Большая дубина" американской демократии
После принятия беспилотника X-47B на вооружение Вашингтону для ударных дронов не понадобятся базы за рубежом.Министерство военно-морских сил США 11 ноября распространило пресс-релиз, в котором сообщалось, что 9 ноября демонстрационный образец беспилотной ударной авиационной системы (Unmanned Combat Air System Demonstrator, UCAS-D) X-47B (примерные параметры: высота – 3,3 метра, размах крыльев - 20,5 метров, вес – 22 тонны, хвостовое оперение отсутствует – «СП») совершил успешную посадку на палубу авианосца «Теодор Рузвельт» (Theodore Roosevelt). По оценкам экспертов американского военно-морского ведомства, проведённые испытания подтвердили возможность «совместить новейшие технологии военно-морской авиации с наиболее передовым авианосцем», то есть показать способность личного состава и оборудования авианосца к запуску, контролю и возврату ударного военно-морского БПЛА.
Испытания X-47B на «Большой дубине» (Big Stick – кличка авианосца Theodore Roosevelt; возникла из афоризма Рузвельта «Speak softly and carry a big stick» – «Не повышай голоса и носи при себе большую дубину» – «СП») проводились на протяжении нескольких дней и состояли из проездов по палубе, запуска при помощи катапульты, посадки с использованием тормозного крюка и троса-амортизатора, а также других мероприятий. Длительность каждого из полётов, общее количество которых не указывается, составила 45 минут. Управление осуществлялось с помощью носимых пультов операторами, находившимися на полётной палубе авианосца.
По данным сайта War Is Boring, реактивные беспилотники X-47B, которые американские военные моряки зовут «Солёными собаками» (Salty Dogs), а инженеры Northrop Grumman, фирмы-разработчика, – Doritos, впервые взлетели с наземного аэродрома в 2011 году.
Первые морские испытания состоялись в декабре прошлого года на базе ВМС США в Норфолке, штат Вирджиния. Тогда один из двух имеющихся в наличии Doritos был погружен с помощью крана на палубу авианосца Harry S. Truman для проверки его способности осуществлять маневрирование на лётной палубе корабля с помощью пульта дистанционного управления, закреплённого на запястье у оператора.
В мае Dorito взлетел с помощью катапульты с палубы авианосца George H.W. Bush, находившегося у берегов штата Мэриленд. А в июле X-47B, взлетевший с наземного аэродрома, совершил несколько автономных посадок на тот же авианосец с использованием тормозного крюка и троса-амортизатора. При заходе на третью посадку беспилотник, летевший с уже опущенным тормозным крюком, находясь примерно в четырёх милях от кормы корабля, при регулярной проверке своих бортовых систем обнаружил какой-то сбой и «принял решение» вновь набрать высоту. Об обнаруженной неполадке дрон «сообщил» операторам, которые отправили его на наземный аэродром, где он совершил успешную посадку.
Особенность ноябрьских испытаний состояла в том, что они проходили при боковом и более сильном, чем ранее, ветре. Эти условия существенно усложнили задачу команды авианосца, операторов и программного обеспечения X-47B по безопасному запуску и посадке беспилотника.
Первоначальными планами ВМС США предусматривалось, что экспериментальный статус с X-47B будет снят после испытаний в минувшем июле, однако, похоже, что испытания будут продолжены года на два. Ещё в этом году планируется провести испытания, в ходе которых робот-беспилотник впервые в истории производства вооружений осуществит дозаправку топливом в воздухе, а затем будет интегрирован в состоящее примерно из 70 пилотируемых самолётов авиакрыло одного из авианосцев. И только после этого «финального экзамена» министерство ВМС определится с тем, получило ли оно надёжный роботизированный беспилотник, которым намечает – возможно, уже в 2018-2020 годах – оснастить все 10 действующих американских авианосцев.
На разработку и строительство демонстрационного беспилотника корпорацией Northrop Grumman на секретном заводе в городе Палмдейле, штат Калифорния, из бюджета ВМС, по разным данным, уже истрачено от одного до двух миллиардов долларов. На производство будет истрачено во много раз больше. За контракт борются та же Northrop Grumman, а также Lockheed Martin, Boeing и General Atomics.
Но, как сообщает американское интернет-издание DoD Buzz, программа UCAS-D, скорее всего, является лишь первым шагом к реализации более масштабного проекта UCLASS (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike System) – беспилотного авиационного разведывательно-ударного комплекса авианосного базирования.
Параметры нового БПЛА постоянно уточняются, но Пентагон ждёт от разработчиков – а это те же самые Northrop Grumman, Lockheed Martin, Boeing и General Atomics, – что новый беспилотник будет полностью или частично необнаружим радарами, способен преодолевать все современные системы ПВО, сможет вести патрулирование на удалении от авианосца как минимум в 600 морских миль и осуществлять дозаправку топливом в воздухе, нести полезную нагрузку примерно в 1,5 тонны, из которых треть должна отводиться на вооружение класса «воздух-земля», иметь ограниченную способность поражать цели на удалении 2000 морских миль от ударной авианосной группы.
Сергей Духанов