МиГ-31 из военно-воздушных превратятся в военно-космические
Парламентарии считают, что перехватчики нужнее войскам ВКО
Фото: Виталий Кузьмин
Комитет Госдумы по обороне 6 ноября провел закрытые слушания о реформировании системы Воздушно-космической обороны (ВКО). В ходе обсуждения с предложением передать руководство группировкой самолетов МиГ-31 войскам ВКО выступили депутаты от КПРФ Александр Тарнаев и Вячеслав Тетекин. По их мнению, такая передача управления должна существенно повысить скорость реакции на потенциальную угрозу с воздуха. Однако ВВС отдавать самолеты-перехватчики не хотят.
— В рекомендации правительству и президенту внесено: группировку МиГ-31 полностью передать в войска ВКО. На слушаниях присутствовал командующий ВКО, он наше предложение услышал. Мы отрабатываем в данный момент детали этого предложения, — сообщил Александр Тарнаев.
На слушаниях идею депутатов поддержали член Военно-промышленной комиссии при правительстве Михаил Каштан и командующий войсками ВКО Александр Головко.
Идея звучала еще полгода назад. В ходе апрельских парламентских слушаний, когда обсуждалась модернизация МиГ-31, Олег Остапенко, на тот момент занимавший должность командующего войсками ВКО (сейчас Остапенко возглавляет Роскосмос), подчеркнул значимость присутствия МиГ-31 в ВКО. Однако в Штабе ВВС считают иначе, сетуя на устарелость МиГ-31 и продолжая использовать перехватчик в качестве бомбардировщика.
— Военно-воздушным силам МиГ-31 не нужны — самолеты не подходят для выполнения их целей, но отдать они их тоже не могут. У них тогда будет только дальняя и транспортная авиация и «Су», которые еще не доведены до ума. Им остается приспосабливать МиГ-31 под свои задачи, — пояснил Николай Гамаюнов, помощник депутата Александра Тарнаева.
На апрельских слушаниях большинство участников поддержали идеи модернизации МиГ-31. Против выступил главком ВВС Виктор Бондарев, который, признав МиГ-31 устаревшими, в конце концов заявил, что «ни одна страна в мире не сможет себя защитить от внешних угроз, от нападения такого примерно противника, как мы».
Зампредседателя комитета Госдумы по обороне Светлана Савицкая высказала тогда недоумение по поводу современного использования МиГ-31.
— МиГ-31 — это даже не самолет, это авиационный комплекс, он создавался именно для войск ПВО. Машина МиГ-31 — это машина не для нынешних ВВС. Это машина для войск Воздушно-космической обороны, — сказала Савицкая.
Летчик-испытатель КБ «Микоян» Роман Таскаев подчеркнул, что МиГ-31 предназначен для выполнения иных задач, чем высокоманевренный «Су», но при этом не стоит отказываться ни от одного из них — самолеты прекрасно дополняют друг друга.
Однако оперативное руководство, считают депутаты, необходимо передать непосредственно войскам ВКО — для максимально быстрого реагирования на возможную угрозу. Современная ракета пролетает расстояние в 1 тыс. км менее чем за 10 минут — за это время нужно успеть отдать приказ о поднятии в воздух перехватчиков и выполнить его. На согласование приказов штабом ВВС и ВКО в такой ситуации не останется ни минуты.
— То, что осталось, мы предлагаем сохранить, оставить самолеты на обслуживании у ВВС — у них есть вся инфраструктура, — но передать оперативное руководство группировкой в ВКО. Когда мы выступили с предложением провести парламентские слушания по этой теме, идею поддержали все, кроме ВВС, — сказал Николай Гамаюнов.
В рекомендациях ноябрьских слушаний председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов подчеркнул необходимость применения МиГ-31 для обеспечения защиты от всех видов новейшего вооружения.
«Авиационная составляющая системы ВКО пришла в упадок. Ее основа — истребители-перехватчики дальнего действия МиГ-31 под различными предлогами поспешно уничтожаются; равноценной, а тем более превосходящей по боевым возможностям замены им в выполнении задач по перехвату современных воздушных и космических целей не имеется», — указано в документе, подготовленном к слушаниям.
Официальный представитель Военно-воздушных сил от комментариев отказался.