Куда летит бомбардировочная авиация?
Несмотря на серьёзные финансовые потери, Пентагон разворачивает очередную масштабную программу по модернизации бомбардировщика B-52. Только на внедрение на нём новой электроники выделяется более 1 млрд. долларов. А ведь кроме неё модернизация предусматривает оснащение бомбардировщика современными средствами связи и управления, а также вооружением. Ожидается, что модернизированные B-52 будут находиться в строю вплоть до 2040-х годов.Тридцать самолётов B-52 с марта этого года уже попали под действие программы. В целом же ВВС США планируют модернизировать по десять самолётов в год. Улучшенные B-52 планируется применять в регионах, где у американцев существует безоговорочное преимущество в воздухе и где нет прямой угрозы авиации США.
Следует отметить, что в США, начиная с первого полёта небезызвестных братьев Райт, придавали огромное значение военному предназначению авиации. А после того как 1 ноября 1911 года лейтенант итальянских вооружённых сил Джулио Джавотти произвёл первый в мире сброс четырёхфунтовой бомбы, стали рассматривать воздушные бомбардировки как серьёзный способ ударов по противнику. Первая мировая война, когда впервые была весьма эффективно использована бомбардировочная авиация, только укрепила у американцев это мнение. Всемирно известный теоретик воздушной войны американский бригадный генерал Уильям Митчелл в то время полагал, что именно на европейском континенте нанесение массированных ударов с воздуха по жизненно важным центрам противника позволит без особых «наземных затрат» решить здесь исход любой войны. В связи с этим он выступал наиболее последовательным лоббистом идеи придания ВВС равнозначного сухопутным и морским войскам статуса отдельного, самостоятельного вида вооружённых сил.
Во Вторую мировую войну США вступили, имея уже весьма мощные ВВС, которые формально считались родом сухопутных войск. При этом первоначально как всегда чрезмерно самоуверенные американцы полагали, что благодаря неимоверным размерам воздушной армады им даже в дневное время и без прикрытия со стороны истребителей удастся выйти победителями при любом уровне и интенсивности боестолкновений с противником. Но развернувшиеся сражения показали, что американские стратеги глубоко заблуждались. Прежде всего в их расчётах не был учтён фактор климатических условий континента – висящая большую часть года над Центральной Европой густая облачность сводила почти к нулю эффект прицельного бомбометания. Но главное было то, что в США явно недооценили мощь истребительной авиации Германии, из-за которой в первые годы американские бомбардировщики несли огромные потери. Однако надо отдать должное оперативности американского ВПК, которому удалось уже к 1943 году ликвидировать этот недостаток за счёт массового производства дальнего истребителя сопровождения Р-51. А последующее поступление на вооружение ещё истребителей Р-47 «Рипаблик» и Р-38 «Локхид» и вовсе привело к завоеванию американцами господства в воздухе, а это, в свою очередь, позволило начать эффективные бомбардировки германских объектов на передовой и в тылу.
По окончании войны специалистами была признана существенная роль, которую сыграла бомбардировочная авиация в составе ВВС всех воевавших стран на всех театрах боевых действий. При этом военные историки США отмечают особое значение ВВС на тихоокеанском театре. Отдавая дань успехам здесь своих ВМС и сухопутных войск, американцы всё же полагают, что массированные ночные бомбардировки самолётами В-29, спланированные генерал-майором Куртисом Лемеем, в значительной степени обрекли Японию на поражение.
После войны с поступлением на вооружение ядерных авиационных бомб и оснащением ими стратегических бомбардировщиков В-29 воздушная составляющая американской армии стала решающей силой. И американцы уже не в первый раз самонадеянно посчитали себя хозяевами положения. Однако сначала появление ядерного оружия у СССР обрекло бомбардировочную авиацию США всего лишь на роль сдерживания Советского Союза и возглавляемого им коммунистического блока, которую она выполняла на протяжении всей «холодной войны». А затем пыл американцев охладила война в Корее (1950–1953 гг.), где американские стратегические бомбардировщики В-29 не смогли проявить себя так, как на это надеялись в Вашингтоне. ВВС США удалось полностью разрушить промышленную базу Северной Кореи (всего было сброшено около 1 млн. тонн бомб), но они не смогли нарушить мощный поток вооружений и другого имущества, непрерывно поступавших в корейские войска из КНР и СССР.
Американский военный историк У. Бойн считает, что неправильные выводы, сделанные из применения бомбардировочной авиации в Корее, привели к тому, что и во Вьетнаме в 1960-е годы она использовалась «явно неэффективно». Так, по его мнению, появившиеся к тому времени мощные стратегические бомбардировщики В-52 (приняты на вооружение в 1954 году) выполняли несвойственные им тактические задачи по противодействию поставкам различного имущества из Северного Вьетнама партизанам Южного Вьетнама. И, что вообще недопустимо, эти самолёты участвовали в непосредственной поддержке наземных войск. В это же время тактические истребители-бомбардировщики F-4 и F-105 совершали рейды стратегического значения на Ханой, Хайфон и другие важные цели Северного Вьетнама.
После Вьетнама, по мнению военных историков США, началась «эра истребителей». Чему в немалой степени способствовало то, что большинство руководящих постов в ВВС было занято представителями «истребительного генералитета». Именно в этот период развитие «чистой» бомбардировочной авиации якобы попало в полосу «стагнации и забвения». К этому времени относится аннулирование нескольких программ, связанных с бомбардировочной авиацией, в частности программы концерна «Рокуэлл» по созданию самолёта ХВ-70. Вообще же в 1980-е годы у многих западных военных аналитиков стало складываться мнение, что эра «чистых» бомбардировщиков заканчивается.
Тем не менее в 1986 году на вооружение ВВС США поступил новый стратегический бомбардировщик В-1 «Лансер», который должен был заменить В-52 . Однако к нему с самого начала было много претензий. Это в конце концов привело к тому, что сейчас он постепенно выводится из состава ВВС США.
Разработка следующего поколения стратегических бомбардировщиков продолжалась 20 лет. Итогом этой программы стал выпуск похожего на летучую мышь самолёта-невидимки B-2, который получился сверхдорогим – строительство одной машины обходится бюджету США в 1,8 млрд. долларов. По данным «Уолл-стрит джорнэл», сейчас только 16 B-2 «Спирит» являются боеспособными, причём час полёта каждого из них стоит 135 тысяч долларов.
К войне в Персидском заливе 1991 года отношение к бомбардировщикам стало меняться в лучшую сторону. Появление новых материалов и покрытий фюзеляжей, значительно улучшенного даже по сравнению с десятилетней давностью бортового оборудования и, самое главное, высокоточного вооружения в виде ракет и управляемых авиабомб вновь заставило говорить о преимуществах бомбардировочной авиации. Военные же действия в Афганистане и Ираке в первое десятилетие XXI века подтвердили, как полагают американские специалисты, что принципиально новые средства управления, связи, разведки, целеуказания, других видов обеспечения, помноженные на межвидовой (объединённый) характер ведения боевых действий, открывают новые перспективы для «традиционной», но модернизированной авиации.
В последнее десятилетие на передний план в соперничестве за доминирование в воздушно-космической среде неожиданно быстро даже для футуристов-прогнозистов ворвалась беспилотная авиация. Именно она, как считают специалисты, уже в относительно скором времени существенно потеснит пилотируемую авиацию, в том числе и бомбардировочную, не говоря уже о разведчиках. Так, недавно в США был опубликован специальный доклад «Глобальные горизонты: глобальное научное и технологическое будущее ВВС США». По мнению его авторов, пилотируемые человеком самолёты ещё сохранят своё преимущество в ВВС США в течение несколько десятилетий, но постепенно основная масса вылетов перейдёт к беспилотным летательным аппаратам при условии, что будет обеспечена безопасность каналов связи и управления ими. В противном случае вновь возрастёт роль пилотируемых самолётов.
Вместе с тем другая группа военных специалистов высказывает опасения, что переход к беспилотной авиации и сокращение флота стратегических бомбардировщиков могут негативно сказаться на безопасности США. Особенно в ситуации, когда в будущих конфликтах придётся максимально быстро реагировать, атакуя цели в далёких странах в течение нескольких часов и одновременно прикрывать американское воздушное пространство от возможных угроз извне.
И тот факт, что Пентагоном принята программа модернизации стратегических бомбардировщиков, продлевающая их эксплуатацию до середины нынешнего столетия, является ярким свидетельством неоднозначности позиций в американском военном ведомстве. А, кроме того, компании «Боинг» и «Локхид Мартин» объявили на днях о своём партнёрстве по созданию перспективного дальнего бомбардировщика LRS-B (long-range strike bomber). Новый дальний ударный бомбардировщик, который придёт на замену устаревшим B-52 и дорогостоящим B-1 и B-2, будет строиться по новым для американской армии принципам. Главными в проекте становятся не характеристики дальности полёта, огневой мощи и технической оснащённости, а его стоимость. «Это самолёт, который будет воевать, комфорт экипажа важен, но не критичен», - пояснил позицию Пентагона генерал-майор Стивен Кваст. А посему разработчикам предлагается использовать при создании бомбардировщика только существующие, проверенные временем технологии.
Сергей Печуров