Красноречивость оружейных контрактов
Мировой рынок вооружений исчисляется триллионами долларов и во многом определяет обороноспособность большинства государств мира. Его важность не исчерпывается экономическим эффектом и новыми рабочими местами для страны-экспортера. Поставки вооружений возможны государством с высоким научно-производственным потенциалом и таковых стран очень немного.Поставки вооружений являются мощным рычагом глобальной политики. Эти бронированные рычаги в состоянии самостоятельно оказывать влияние на судьбы целых регионов нашей планеты. Способны влиять на миролюбие их обладателей, красноречиво позволяя судить о намерениях политиков не по словам, а по делам. Ибо масштабные закупки современного вооружения делятся на две ценовые категории – «дорого» и «очень дорого». Как говорил один эпизодический герой популярной киноленты: «Такими деньгами не шутят».
Разумеется, каждое государство вольно расходовать оборонный бюджет по своему разумению – за исключением обязательств, прописанных в международных конвенциях и договорах. Структура военных расходов страны сама по себе красноречива. Для симметричности сравним несколько крупных международных контрактов, подписанных практически одновременно – в первой половине октября 2013 года.
Первый заключен между Россией и Анголой и оценивается немногим больше 1 миллиарда долларов. Африканская страна получит от «Рособоронэкспорта» стрелковое оружие и минометы, танки и самоходные артиллерийские установки, эскадрилью многоцелевых вертолетов Ми-17 и 18 истребителей Су-30К – не новых, но модернизированных. В Анголу будут поставлены запчасти для перечисленной техники, материалы и боеприпасы для нового оружия, будет построен патронный завод. Все – за один миллиард долларов. По этому соглашению можно судить о комплексном подходе ангольского руководства к оборонному строительству.
Второй контракт заключен между Саудовской Аравией и США. Его стоимость равна 6 миллиардам 800 миллионам долларов. Контракт предусматривает поставку вооруженным силам исламского королевства:
- 1.000 высокоточных бомб GBU-39/B SDB с лазерным наведением и массой заряда 30-50 кг, одного из лучших мировых средств «хирургических» авиаударов;
- 970 планирующих авиационных бомб AGM-154C со спутниковым управлением, массой до 500 кг и возможностью поражать цели на расстоянии до 100 километров от сбросившего их самолета;
- 650 крылатых ракет AGM-84H класса «воздух-поверхность» – высокоточных и малозаметных для любых современных ПВО средств уничтожения защищенных наземных целей, с массой заряда 225 кг и эффективной дальностью стрельбы до 400 километров;
- 400 противокорабельных крылатых ракет AGM-84L «Гарпун» аналогичной с AGM-84H мощности и дальности применения;
- Нескольких десятков тренировочных и учебных ракет и бомб с установленным телеметрическим оборудованием для предварительных испытаний и обучения персонала правилам обращения с вышеперечисленным «добром».
Больше ничего в саудовско-американском контракте на сумму 6.8 млрд. $ нет. Все приобретаемое вооружение совместимо с основным боевым самолетом королевских ВВС F-15SA Strike Eagle. Коих на военных аэродромах Саудовской Аравии насчитывается не менее 80 единиц в исправной боеготовности.
По удивительному совпадению аналогичное соглашение о поставках одновременно было заключено между США и Объединенными Арабскими Эмиратами. ВВС ОАЭ всего за 4 миллиарда $ вправе рассчитывать на:
- 5.000 (!) авиационных бомб GBU-39/B на модернизированной подвеске BRU-61;
- 1.200 планирующих авиационных бомб AGM-154C;
- 300 крылатых ракет AGM-84H для уничтожения наземных целей;
- Учебно-тренировочные боеприпасы и ракеты в количестве, потребном для освоения баллистическо-пристрелочных премудростей.
Все поставляемое вооружение предназначено для установки на основные боевые истребители F-16 Fighting Falcon, которых в ВВС ОАЭ насчитывается порядка 70 шт.
Впечатляет не только сумма подписанных контрактов – она рекордна даже для богатых стран Персидского Залива. Настораживает направленность закупок, явный крен в сторону превентивной и высокоточной стрельбы по заранее выбранной цели. Можно подумать, что ВВС Саудовской Аравии и ОАЭ уже ведут активные военные операции и ежедневно вылетают на боевые задания. При условии полной исправности всех F-15 и F-16, при условии абсолютного отсутствия зенитных или технических потерь закупленных боеприпасов нефтяным монархиям хватит минимум на месяц интенсивных бомбардировок…кого?
Действительно, кого? Потенциальных целей в регионе немного, а за пределы Ближнего Востока вооруженная интервенция ОАЭ и Саудовской Аравии маловероятна. Более того, даже при поверхностном анализе возможных «получателей» высокоточной авиасмерти оказывается, что кандидат всего один.
Израиль как дежурный и постоянный враг арабского мира способен нанести такой сокрушительный ответный удар, который отбросит любого регионального агрессора в донефтяную эпоху, в пески XIX столетия. И в этом ответе Израиль будет незамедлительно поддержан мощью США, да и застать израильтян врасплох маловероятно.
Иран как лидер шиитского направления ислама давно рассматривается в качестве мишени суннитскими режимами и на помощь США рассчитывать точно не сможет. Но иранцы обладают значительным военным потенциалом. Их средства ПВО и ВВС в количественном отношении превосходят саудовско-эмиратские, вместе взятые. У Ирана имеется надводный и подводный флот, в том числе малоразмерные подводные лодки и скоростные ракетные катера. Иранская артиллерия может обстреливать значительную часть ОАЭ прямо через Персидский залив – который станет полыхающим озером в буквальном смысле слова.
Единственной возможной целью для новейших бомб и крылатых ракет, в столь запредельном количестве закупленных богатейшими арабскими режимами, стоит признать Сирию. Сирию, которая занята процессом химического разоружения и изматывается гражданской войной. Сирию, которой нечем ответить на массированные налеты 150 саудовско-эмиратских бомберов с новейшим смертоносным грузом.
К свержению Асада не удалось привлечь НАТО и отдельные страны Запада. Напротив, та же Турция начала обстрелы отрядов сирийских оппозиционеров, настолько ей надоела «борьба за свободу» на своих южных границах. Шансы на повстанческую победу в партизанской войне тают с каждым днем, банды радикальных боевиков воюют друг с другом. Остается дождаться ликвидации химического оружия в Сирии и решать вопрос самостоятельно, с королевским размахом. А бомбы и ракеты полежат до лета 2014 года на складах и в арсеналах, не испортятся, да и рекордные контракты успеют позабыться. Станиславскому и не снилось столько тысяч баллистических ружей, развешанных на стенах политического театра.
10 миллиардов 800 миллионов долларов на закупку высокоточных и разрушительных боеприпасов – такими деньгами не шутят. Американских бомб и ракет бесполезно бояться – нужно быть готовым к негативному развитию событий в форме агрессии отдельных стран с зашкаливающим чувством собственного величия.