Близость моря создает совершенно другую атмосферу
Можно показать корабли и сосредоточиться исключительно на морской тематике, технологиях и оборудовании для судостроенияС 23 по 27 сентября в Индии, в порту города Кочина прошла первая международная военно-морская выставка NAMEXPO 2013. В прошлом номере еженедельник «ВПК» подробно рассказал об этом событии. Главный редактор газеты «ВПК» Михаил Ходаренок побеседовал с заместителем генерального директора по внешнеэкономической деятельности и военно-техническому сотрудничеству ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» Андреем Игоревичем Барановым, предприятие которого также участвовало в выставке.
«ВПК»: Андрей Игоревич, приняла ли Индия решение о втором ремонте подводных лодок проекта 877 ЭКМ? Где будут проводиться ремонт и модернизация?
– Пока идут переговоры, ждем решения индийской стороны. Если флот Индии хочет решить этот вопрос в короткие сроки и с гарантированным результатом, то, на наш взгляд, все надо делать на «Звездочке» (ОАО «Центр судоремонта «Звездочка». – Ред.), у которой значительный опыт выполнения подобных работ. Но решение за Индией. Российская сторона вышла с этим предложением исходя из нашего анализа состояния дизельных подводных лодок в Индии: на сегодня часть кораблей выработала свой ресурс и в принципе они должны были замещаться французскими «Скорпенами». Однако срок ввода в состав индийского флота «Скорпен» сдвинулся вправо, поэтому мы предлагаем второй ремонт и продление сроков службы подлодок 877ЭКМ. Возможно, у индийцев возникнет желание расширить перечень оборудования собственного производства, которое будет поставляться на лодки в рамках модернизации, например в части радиоэлектронного вооружения.
«ВПК»: В Индии не прошли первый ремонт и модернизацию три или четыре лодки проекта 877 ЭКМ. Цифры везде называют разные.
– На вооружении ВМС Индии есть несколько лодок, не прошедших модернизацию, которые страна была намерена ремонтировать своими силами. Сейчас, похоже, речь идет о том, что часть этих ПЛ все-таки будет отправлена в Россию для модернизации и продления срока службы. Но поскольку практически каждый год индийские подводные лодки проекта 877ЭКМ переходят в стадию завершения своего штатного жизненного цикла, вопрос продления срока службы все равно коснется большей части лодок класса «Кило» флота Индии.
«ВПК»: Про подлодку того же класса «Синдушастра», у которой тоже подходит срок модернизации и ремонта, что-нибудь индийская сторона говорила?
– К ней все, что я сказал, относится. Никого мы не можем здесь выделить.
«ВПК»: В равной степени получается?
– Да.
«ВПК»: Есть ли какая-нибудь свежая информация, может быть, новые версии относительно катастрофы с лодкой «Синдуракшак»?
– Мы знаем, что Индия планирует объявить тендер на подъем корабля. После подъема причины гибели лодки будут окончательно ясны, но эти выводы сделает индийский флот. Пока информация, которая к нам поступает, крайне ограниченна.
– Каковы ваши впечатления от NAMEXPO 2013?
– Мне кажется, что это прекрасная инициатива индийского флота – проводить военно-морские выставки около моря. Мы традиционно участвовали в Дели на Defexpo и в 2014 году тоже представим там свои проекты. Но Кочин – место более интересное, потому что близость моря создает совершенно другую атмосферу: можно показать корабли и сосредоточиться исключительно на морской тематике, технологиях и оборудовании для судостроения.
«ВПК»: Вопрос по другому тендеру. Многострадальный 75I. По нему подвижки есть?
– В основном на выставку NAMEXPO мы приехали именно из-за тендера Project 75I, потому что ситуация вокруг этого проекта активизировалась. Наше предложение известно: это «Амур» с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Детальные переговоры с Индией ведутся уже три года. Очень интенсивные переговоры имели место еще в начале 2000-х годов, но, к сожалению для нас, Дели на тот момент не объявил тендер, а стал работать по межправсоглашению с французами по «Скорпенам». Вопрос закупки второй партии современных лодок был индийской стороной законсервирован.
С того времени мы не стояли на месте: прототип «Амура-1650» – неатомная лодка четвертого поколения «Лада» за четыре года испытаний провела в море около года. По итогам испытаний «Рубин» выполнил модернизированный проект корабля, который был утвержден Министерством обороны РФ. Вы знаете, что российское военное ведомство приняло решение о продолжении строительства серии подлодок «Лада». Кроме того, мы учли новые пожелания индийской стороны в рамках тендера Project 75I. Одним из требований Индии является наличие воздухонезависимой энергетической установки: мы создаем ВНЭУ по заказу нашего флота для второй партии лодок типа «Лада», поэтому на этой почве чувствуем себя уверенно. Индийцы говорят о намерении объявить RFP (Request for Proposal – запрос на предложение. – Ред.) с 2010 года, и с учетом острой необходимости обновления подводного флота, создания групп сопровождения для авианосцев «Викрамадитья» и «Викрант», вероятно, что в ближайшее время RFP будет объявлен.
«ВПК»: Относительно оснащения вооружением подлодок, которые Индия планирует приобретать в рамках тендера Project 75I, индийская сторона уже приняла решение, что это будут ракеты «БраМос»?
– Инициатива оснастить «БраМосом» исходит пока не от индийского флота. Это предложение фирмы «БраМос Аэроспейс», которую мы поддерживаем. Наша платформа – «Амур-1650» позволяет разместить эти ракеты вертикально в пусковых установках. Соответствующие проработки уже сделаны. Поскольку «БраМос» – совместное российско-индийское детище, то «БраМос» на нашей платформе – это реальность. А вот удастся ли установить эти ракеты на платформы третьих стран – большой вопрос. Я бы даже сказал, что не получится по целому ряду причин. Решение остается за индийским флотом и Министерством обороны Индии, но так или иначе, если они сочтут необходимым иметь «БраМос» с подводной платформой, им придется взаимодействовать с нами.
«ВПК»: «БраМос Аэроспейс» уже готова представить соответствующее изделие?
– Весной фирма провела успешные испытания ракеты с погружного стенда. Пуск прошел по плану, «БраМос Аэроспейс» продемонстрировала индийским Министерству обороны и флоту, что у компании есть ракета, которая может стартовать из-под воды. Сейчас с флотом Индии продолжаются консультации.
«ВПК»: Выставку NAMEXPO посетили многие высокопоставленные индийские моряки. Есть что обсуждать?
– Да, на стенде Рособоронэкспорта велись очень интенсивные переговоры как по вопросам подводного сегмента, так и касающиеся передачи индийскому флоту авианосца «Викрамадитья», а также проектов в сфере надводного кораблестроения. Индия делает определенные шаги по развертыванию проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации, то есть всего жизненного цикла корабля, у себя. Мы сегодня видим, что Индийская Республика очень быстро развивается в этом направлении, наработала хорошую техническую составляющую по верфям и компаниям – поставщикам комплектующих. Но одновременно видим, что возникают трудности, сроки уходят вправо, поскольку объективно очень сложно, не имея достаточного исторического опыта, с нуля создать новую технику. Это огромная школа для промышленности и науки Индии. Если индийцы хотят получить самую современную технику в приемлемые сроки и с надлежащим качеством, мне представляется, что на первых этапах необходимо работать с партнером, у которого есть необходимый опыт. Конструкторское бюро «Рубин», к примеру, обладает 110-летним опытом, поэтому мы давно исключили многие ошибки и умеем быстро находить нужные решения.
– В Индии приняты новые процедуры закупки вооружения и военной техники. Что вы можете о них сказать?
– Да, весной этого года вышла очередная редакция в сторону еще большего ужесточения требований при подписании контрактов поставщиками. Безусловно, Индия вправе формулировать свои правила при закупке вооружений, но нас беспокоит громоздкость процедуры, которая приводит к неоправданному увеличению сроков оформления контрактных документов. Индия провела ряд международных тендеров в последнее время, часть из них, к сожалению, Россия не выиграла, а проиграла, но итоги тендеров тем не менее увязли в бюрократической кухне и до сих пор не вышли на контракты. Значит, есть трудности в реализации этой политики по закупке вооружений.
«ВПК»: Если не сложится с Индией, есть другие претенденты на покупку «Амура»?
– Мы чувствуем себя уверенно, поскольку опираемся прежде всего на позиции Военно-морского флота РФ, который заказывает для себя российские корабли «Лада». Так как я не могу комментировать переговоры, которые сейчас идут, скажу осторожно: на международных выставках к «Амуру-1650» интерес проявляли Венесуэла, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, ЮАР. Хотя, безусловно, при этом Индия остается нашим стратегическим партнером и участие в Project 75I – наша приоритетная задача.
«ВПК»: Адмиралтейские верфи строят серию подлодок для инозаказчика (Вьетнама). В этом году им должна быть передана вторая пара подводных лодок?
– В конце этого года будет передана первая пара. Переход в страну-заказчика – вопрос начала будущего года. Заказчиком утвержден график поставки этих кораблей, контракт выполняется четко всеми сторонами. В конце августа на Адмиралтейских верфях спустили на воду третью лодку и стороны выразили взаимное удовлетворение ходом работ.
«ВПК»: Когда по плану этот контракт должен быть закрыт окончательно?
– Если вы имеете в виду, когда заключительную лодку серии передадут заказчику, то это 2015 год. Но дальше будет интересная новая тема, когда эти лодки поступят на вооружение флота заказчика и начнут действовать в регионе.
«ВПК»: Переговоры о поставке второй партии этих подлодок с инозаказчиком ведутся?
– Скажем так: возможно обсуждение этого вопроса.
«ВПК»: Все зависит от опыта эксплуатации первой партии?
– Конечно, потому что заказчику необходимо, чтобы его экипажи самостоятельно вышли в море, выполнили боевые задачи, опробовали технику. Полагаю, что продолжение строительства серии будет обсуждаться не раньше 2015 года, когда также протестируется и береговое оборудование: центр подготовки экипажей и инфраструктура для сервисного обслуживания и ремонта.
«ВПК»: В сферу наиболее проблемных вопросов что бы вы выделили?
– Послепродажное обслуживание в части создания современной логистики. Я считаю, что это самое слабое звено в нашем ВТС в отношении подводных лодок. Завод-строитель, конструкторское бюро, комплектаторы способны обеспечить короткие сроки поставок, но все усугубляет определенное, скажем так, многоглавие этой системы, поскольку вопросы курируют как Рособоронэкспорт и Рособоронсервис, так и ОСК.
«ВПК»: Как говорят иногда в армии, если нет единоличной ответственности, нет результата.
– Где-то так, да.
«ВПК»: А строительство сервисных центров по обслуживанию подлодок в других странах сейчас ведется?
– В Индии военными и отраслью уже построены свои базы и логистика. У Алжира есть база, созданная с помощью Адмиралтейских верфей.
«ВПК»: Когда будет завершено строительство сервисного центра во Вьетнаме?
– Думаю, в этом году все должно быть готово. Поставлена задача, чтобы к концу 2013-го центр смог принять лодку.
«ВПК»: Этот центр сможет обслуживать другие корабли, не только проекта 636?
– Сможет. Тем более что рядом базируются надводные корабли – ракетные катера.
«ВПК»: По проекту S1000 есть новости?
– S1000 была продемонстрирована на ряде выставок: в ЮАР, Индонезии, Сингапуре. Совместно с итальянской компанией Fincantieri нам удалось сформировать технически проработанное предложение, которое за счет удачного сочетания наиболее современного европейского оборудования и российского опыта проектирования позволило предложить компактную современную лодку небольшого водоизмещения. Это, по нашему мнению, представляет интерес для стран, которые еще не имеют опыта эксплуатации субмарин, но хотели бы его приобрести. В прошлом году мы с итальянскими партнерами приняли решение отказаться от оснащения подлодки проекта S1000 серьезным, но более дорогим вооружением – это еще больше упростит управление кораблем, а также снизит цену.
«ВПК»: Эта подлодка ни Италией, ни Россией к закупке не планируется, а предполагается ее поставка в третьи страны. Известно уже в какие? Кто-то проявлял интерес к этому проекту?
– Интерес к лодкам среднего диапазона, водоизмещением примерно 1000 тонн, достаточно большой: регион Ближнего Востока, я имею в виду Арабские Эмираты, Африка южнее Сахары, страны Юго-Восточной Азии. Желание иметь подводный флот есть у многих, мы правильно выбрали нишу. S1000 проста в эксплуатации и недорога в обслуживании, рассчитана на эксплуатацию в тропических условиях, среди островов, главным образом на мелководье. Мы заронили информацию, что такая лодка существует и может быть предложена в целый ряд государств в регионах, которые я перечислил. Однако взаимное приближение – это достаточно длинный цикл, особенно для стран, не имеющих сейчас своего подводного флота.
«ВПК»: Что вы скажете потребителям, которые ориентированы на «Амур-950». Вроде «Амур» посерьезнее лодка, хотя и сопоставимого класса.
– Если S1000 ориентирована на «начинающих пользователей», то «Амур-950» – лодка, более насыщенная вооружением и более сложная в эксплуатации. Ее изюминка – вертикальные пусковые установки с возможностью применения ракетного оружия из-под воды. То есть это лодка ограниченного водоизмещения, но с очень большим ударным потенциалом. Ракетный комплекс Club пока не превзойден основными конкурентами. С «Амура-950» мы начали освоение небольшого водоизмещения еще до сотрудничества с итальянцами. Однако «Амур-950» имеется в разных модификациях, можно вообще реализовать вариант без вертикальных пусковых установок и тогда он максимально сблизится с S1000 по архитектуре и возможностям.
«ВПК»: На появление первого «Амура» с воздухонезависимой энергетической установкой когда вы рассчитываете?
– Первая воздухонезависимая установка появится на «Ладе», построенной для нашего флота. Подробнее комментировать не имею права, потому что это уже внесено в Государственную программу вооружения.
Андрей Баранов
Беседовал Михаил Ходаренок