Децентрализация гособоронзаказа тянет страну назад
Сборка Су-34. Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова ("Чкаловский завод"). 2012 год. Фото: Степанов СлаваГосударству требуется как воздух централизованная, комплексная, функциональная архитектура системы управления
За последние 20 лет Россия практически полностью утеряла культуру централизованного стратегического управления и планирования, а также эффективные модели создания единой системы государственного управления оборонным заказом. Так, 29 июля на совещании по развитию Военно-морского флота страны президент РФ Владимир Путин отметил неэффективность взаимодействия между государственным заказчиком и организациями ОПК, сбои в поставках комплектующих предприятиями-смежниками, отсутствие должной кооперации между производственными и проектными организациями, низкое качество поставляемой техники.
Для достижения эффективности управления и прозрачности необходимо учитывать реалии глобализации, запуск механизмов трансформации на сближение, интеграцию, трансграничность и унификацию.
На сегодня все попытки создания системы управления с использованием средств автоматизации заканчиваются раздробленностью, отсутствием ответственности, прозрачности и неуправляемостью. Одна из основных причин заключается в том, что полностью нет предварительного моделирования и проектирования централизованного ядра функциональной, а в дальнейшем информационной и технической архитектур, моделей, процессов, взаимосвязей, в том числе трансграничных и производственных. Приглашаемые консультанты (ограниченный круг) стараются не отходить от набора прототипов и готовых шаблонов, закладывая управляемые риски, обеспечивающие разрывы и в дальнейшем. Сразу закладывается модель привлечения консультантов на десятки лет вперед – консультантская долгоиграющая игла (сопровождение), которая обеспечивает обогащение многочисленного ряда лиц, а государство терпит убытки. Страна при этом обречена на отсутствие комплексной системы вообще и дальнейшее ее несоздание, всевозможные отсрочки, кусочное латание дыр и подсистем, не дающих эффективного инструмента управления. Сейчас такой подход наблюдается повсеместно, что приводит к возрастанию стоимости системы в разы, идет кратное увеличение по численности дорогостоящего консультантского корпуса и технического инфраструктурного обеспечения.
Стратегические цели создаваемых подсистем по функциональным направлениям никак не увязаны под реализацию генеральных целей, поставленных президентом Российской Федерации. Функции главного заказчика и функционального архитектора системы управления, который должен быть генератором, идеологом и держателем архитектуры централизованной комплексной системы, фактически существуют на бумаге, но квалифицированно и ответственно не реализуются. Функциональный заказчик максимально размыт, не согласованы и разорваны позиции различных органов власти, курирующих свои куски. Отсутствует эффективная централизованная система межведомственного документооборота, ориентированная на процессно-проектное управление. Не сформирована культура предварительного описания, нет декомпозиции сквозных безразрывных процессов и функций, не определены также держатель процессов, понятный арбитр и аудитор в части оценки эффективности, прозрачности и жизнеспособности процессов, в том числе охватывающих основное производство, НИОКР, гарантийное техническое обслуживание и ремонт.
Система процессно-проектного управления должна учитывать все фазы создания готового продукта – от нулевого (идея заказа), предпроектного этапа проектирования до запуска в производство. Данный процесс должен быть сквозным, безразрывным и прозрачным, в том числе дающим возможность оценки экономической эффективности, сбора и анализа затрат на всех этапах процесса, оценки себестоимости готового продукта, плана запуска в промышленное производство партий изделий для общегражданских целей (для отработки с массовым потребителем), устранения ошибок, дефектов, дополнения новых опций. Существующие стандарты, ГОСТы и методологии необходимо переработать с целью создания целостной, безразрывной целевой архитектуры управления с последующим переводом на процессно-проектное управление. Очевидно, что вновь создаваемые объединения и консорциумы также обречены на провал либо результат будет очень коротким. А нужен прорыв во времени, результат должен стать постоянным, стратегически долгим и планируемым.
Государство сейчас пытается принять меры по уменьшению рисков. Одним из примеров является заключение долгосрочных контрактов с производственными площадками, но это все единичные случаи, не носящие стратегически комплексного характера. Кто-то просчитывал предварительно данную модель, в том числе по рискам и их хеджированию, чтобы сократить потери государства? Когда выяснится, что данное решение просто не изменит ситуацию, а только оттянется во времени (что еще хуже), кто будет за все отвечать, опять налогоплательщики?
Децентрализация в области государственного оборонного заказа приводит к неэффективному расходованию средств и человеческих ресурсов, тянет страну назад, ограничивает возможные направления развития и диверсификации. Этим пользуются наши конкуренты как в экономической сфере, так и в военно-политической. Управляемые риски и изменения вкладываются по средствам «вдавливания», предложения своих систем управления – через своих агентов.
За счет этих агентов страна ушла в создание вспомогательных систем управления, но в стороне не остались и стратегически важные системы – нормативно-справочные, каталоги, а также методологии, регламенты. Насаждаются стандартные западные порядки управления, содержащие, кроме всего прочего, правила игры западных архитекторов и технологов и заложенные риски утечки информации, нанося удар по обороноспособности и безопасности страны.
Итак, государству требуется как воздух централизованная, комплексная, функциональная архитектура системы управления как в ВПК, так и в органах государственного управления, жестко связанная в том числе на уровне стандартов, методологий, процессов и единой нормативно-справочной информации.
Очевидно, что для создания современных вооружений и высоких технологий двойного назначения нужна централизованная, комплексная, вертикально интегрированная система управления с динамической возможностью перехода от одной модели к другой, в которой будут учтены все моменты жизненных циклов и особенностей при заказе, производстве и целевом использовании денежных средств налогоплательщиков в военно-промышленном комплексе страны.
В рамках проектирования системы необходимо следующее:
ввести комплексную, централизованную, функциональную архитектуру с описанными моделью и понятными регламентами управления изменениями, с картой рисков, учитывающей возможность страхования их; функциональная архитектура должна предусматривать возможность стратегического, тактического планирования и перепланирования с допустимостью ежесуточного перераспределения заказов и производственных мощностей, с их ежедневным закрытием, сбором данных на всех уровнях и формированием управленческой и статистической отчетности, оперативного закрытия всех балансов; главное – данные должны вводиться в систему единообразно и один раз;
в связке с функциональной архитектурой должны появиться информационная и технологическая архитектуры, где все участники и пользователи обеспечиваются доступной передовой и защищенной инфраструктурой; комплексная модернизация производственных и логистических автоматизированных систем управления (с современными датчиками) и их «бесшовная» привязка к целостной комплексной централизованной системе управления; централизованный сбор, аналитика и эффективная балансировка полученных норм расхода, списанных в производство, что позволит в дальнейшем анализировать и сравнивать производителей по стоимости и качеству продукции;
ввести транзакционную часть системы управления на всех уровнях и этапах производственной кооперации (прозрачную для государства);
построить единую государственную систему нормативно-справочной информации (двойного назначения, в том числе на уровне Таможенного союза) с созданием словарей технического русского языка, что в дальнейшем позволит органам управления (включая спецслужбы) оперативно анализировать информацию по номенклатурным позициям и при необходимости блокировать те или иные позиции для перемещения; предприятия и организация (бизнес) получат возможность пользоваться едиными выверенными справочниками, классификаторами, что полностью искоренит разночтения, резко снизив издержки, исключив из обращения «грязные» данные из отличающихся справочников;
создать эталонные унифицированные вспомогательные системы управления, требования к ним и унифицированный портфель управленческой отчетности для всех уровней, получаемой из единого подтвержденного и выверенного источника на ежесуточной основе в установленных форматах, что приведет к нормальному электронному документообороту, исключит бумажные носители в каталогах, обеспечит постоянный быстрый контроль и аудит процессов и отчетности;
ввести единую систему процессно-проектного управления.
Набор стандартных эталонных процессов, таких как финансы, логистика, бухгалтерия, отчетность, закупки, поставки, склады, кадры, обучение, должен быть разработан для оптимизации всех вспомогательных процессов.
В формирование архитектур необходимо вовлечь все производственные площадки, заказчика и потребителей, чтобы выстраиваемая система управления являлась общим инструментом создания новой высокотехнологичной продукции. На базе ОДКБ надо обеспечить трансграничный характер внутренних и внешних процессов данной системы, а также принятие общих правил «игры» и стандартов с последующей трансформацией разработанных архитектур и моделей.
При Совете безопасности России целесообразно сформировать службу функциональных и технических архитекторов в области создания передовых систем управления, обеспечивающих целостную картину – от стратегии до выпуска и контроля качества готовой продукции, а также дальнейшего ее обслуживания и утилизации. Эта служба должна быть единым держателем централизованной функциональной архитектуры, ее управления и изменения; в проектировании архитектуры обязаны участвовать носители знаний и опыта всех старших поколений для сохранения уникального проектного наследия и уменьшения рисков будущих поколений. Архитекторы всех органов власти должны работать и обеспечивать целостность данного ядра.
Это позволит отслеживать и в дальнейшем эффективно балансировать логистику и стоимость продукции и услуг по сопровождению и обеспечит доступность к информации о складских запасах в режиме 7/24 (в случае ЧС).
Разработка и поддержание изменений указанных архитектур и моделей являются необходимым условием продвижения стандартов, технологий, справочников на международной арене.
Главное место в системе управления должно занимать кадровое обеспечение с учетом необходимой ротации на уровне понятных регламентов и стандартов, с максимальной автоматизацией процесса выявления и ведения специалиста от школьной скамьи до его последующих рабочих мест, с материальной и нематериальной мотивацией, в том числе развитием.
Необходимо срочно начинать подготовку недостающих кадров: растить своих функциональных и технических архитекторов, конструкторов, логистов, производственников, технарей, рисковиков, безопасников и много-много других необходимых специалистов. При направлении их на учебу в высшие учебные заведения, на переподготовку, на конференции обязать передавать другим (создавать систему управления знаниями и обучения) полученные за счет заказчика опыт и знания, а не делать себя незаменимым специалистом.
Реализация централизованной, функциональной архитектуры в короткий срок (два-три года) позволит преодолеть существующие разрывы и обеспечить скачок страны во времени.
Сергей Евтушенко
Александр Петров
Опубликовано в выпуске № 38 (506) за 2 октября 2013 года