Созданная побеждать
«Борей» в серии, на очереди «Лада»
Владимир Карнозов
[/center
Накал противостояния со странами Североатлантического блока существенно ослаб, однако полностью не исчез. Соответственно сохраняется необходимость в эффективных средствах обеспечения действий подводных ракетоносцев и других сил флота как в наших территориальных водах, так и за их пределами («ВПК», №№ 31, 32, 2012). Для решения этой задачи лучше всего подойдут неатомные подлодки проекта 677 «Лада». Они предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.
Головной корабль проекта 955 «Борей» под названием «Юрий Долгорукий» уже находится в составе ВМФ России, а серийные «Александр Невский» и «Владимир Мономах» планируются к сдаче в конце года. Многие из тех, кто занят в отечественной судостроительной промышленности, вздохнули с облегчением.
Проект 677 — часть I
«Перед нами стоит задача сделать для Военно-морского флота России качественные, мощные, надежные, современные лодки, – говорит генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит. – Для нас это радость и гордость. С конструкторами ЦКБ «Рубин» эти чувства разделяют многие тысячи тружеников на заводе в Северодвинске, смежных предприятиях, все, кто участвовал в создании стратегических ракетоносцев нового поколения. А таких предприятий и людей очень много». При этом Вильнит подчеркивает, что отечественному флоту мало иметь лишь стратегические ракетоносцы. Для обеспечения их действий требуется определенное количество кораблей различных классов, включая неатомные подводные лодки.
В отличие от США, Великобритании и Франции у нас практически нет прямых выходов в океан. За исключением портов на Камчатке кораблям ВМФ России требуется пройти известные рубежи перед тем, как оказаться на просторах Мирового океана. В годы холодной войны американские субмарины несли непрерывное дежурство у военно-морских баз с целью обнаружить наши подводные крейсеры, выявить их характерные особенности, снять шумовые портреты. Обнаружение стратегического ракетоносца, особенно на выходе из базы или на переходе в зону патрулирования, срывало задание и замысел командования. А слежение за атомоходом нередко представляло серьезную опасность для экипажа из-за возможности столкновения с преследователем (подобные случаи в истории подводного флота исчисляются десятками).
Дизель-электрические подлодки советского ВМФ часто ходили в море именно для обеспечения действий стратегических ракетоносцев в ближней зоне. В своем первом выходе из базы на Камчатке только что принятая флотом первая тихоокеанская «Варшавянка» (подводная лодка проекта 877) обнаружила американскую атомную подводную лодку типа Los Angeles.
Повышенное внимание
Потенциал, заложенный конструкторами «Рубина» в новую лодку, дает возможность использовать ее как в прибрежных, так и в морских акваториях, в том числе на Балтике и Черном море, имеющих статус неядерных. На совещании в Северодвинске 30 июля 2012 года президент России Владимир Путин сказал: «До 2020 года в состав флота войдет 51 современный боевой надводный корабль, а также 16 многоцелевых подводных лодок». Часть из них будет типа «Лада».
Здесь уместно напомнить о принятой Соединенными Штатами концепции Air-Sea Battle по подавлению сил, препятствующих доступу ВМС США в прибрежные районы стран – возможных противников. Она заключается в содержании мощных корабельных группировок практически по всему миру, что вполне позволяет имеющийся флот из трехсот боевых кораблей, включая десяток авианосцев. С появлением в составе отечественного ВМФ дизель-электрических подлодок третьего поколения они (вместе с ракетоносной авиацией) стали, по признанию самих американских военных, очевидным источником опасности для их моряков. Согласно отчету Office of Naval Intelligence (ONI) за 2009 год за время серийного производства заметность «Варшавянок» снизилась. Оценка шумности головного корабля проекта 677 установлена ONI на уровне предыдущего (третьего) поколения. Это весьма странно и скорее всего является следствием недостатка у американцев достоверной информации. Можно предположить, что обнаружение и нейтрализация лодок типа «Лада» будет трудной задачей даже для ВМС США.
В октябре 2006 года китайская субмарина класса Song всплыла в непосредственной близости (пять миль) от авианосца Kitty Hawk (CV-63), когда ударная группа маневрировала возле островов Окинава. Лодка была обнаружена визуально летчиком одного из пролетавших самолетов, отрабатывавших учебное задание. Этот случай стал еще одним свидетельством недостаточной эффективности противолодочной обороны авианосного соединения даже по отношению к субмаринам типа Song, которые ONI считает менее опасными противниками в сравнении с проектами 636 и 677.
Новая российская субмарина представляет интерес и для наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Сегодня, когда гособоронзаказ на ряде ключевых предприятий отрасли в денежном выражении превзошел экспортные контракты, многие руководители и специалисты не забывают, что именно экспорт позволил пережить «перестройку» и ее последствия. «Продажа дизель-электрических подлодок за рубеж была определенным и, пожалуй, главным фактором в сохранении предприятия», – сказал в одном из интервью академик Игорь Спасский, вспоминая, что в те годы численный состав ЦКБ «Рубин» сократился наполовину. Тогда строительство большого количества кораблей проектов 877ЭКМ и 636 серьезно поддержало «Рубин», Адмиралтейские верфи и сотни компаний-поставщиков.
Повышенное внимание к рубиновским лодкам со стороны иностранных государств наблюдается со времени появления на их борту ракетного оружия. В первую очередь речь идет о Club-S, экспортном варианте комплекса «Калибр». Первый ракетный пуск (с ПЛ проекта 877ЭКМ) состоялся в июле 2000 года. Комплекс Club-S позволяет подлодке, находящейся в подводном положении, запускать ракеты нескольких типов, предназначенных для уничтожения надводных целей (3М-54Э), а также для нанесения ударов по берегу и далеко в глубь его территории (3М-14Э). В итоге общая боевая эффективность отечественных неатомных подводных лодок значительно выросла. Кроме Club-S, в арсенале российского и индийского флота появились мощные сверхзвуковые крылатые ракеты «Оникс» и BrahMos.
Малазийское зеркало
Участие в международных конкурсах и борьбе за контракты развивающихся стран на равных с европейскими судостроителями дает коллективу ЦКБ «Рубин» хороший стимул для дальнейшего развития и поиска новых решений. Большой интерес к российской военно-морской технике наблюдался в ходе выставки LIMA 2013, на которую традиционно собираются представители многих государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Считается, что на его долю придется более половины продаж неатомных подводных лодок в период до 2030 года.
Внимательно осмотрели российские стенды и представленные на них модели подлодок и высокопоставленные малайские военачальники. После известных событий в Сабахе их особенно интересуют различные виды военно-морской техники, способной действовать в водах, омывающих Малаккский полуостров и остров Борнео. «Они ведут активное изучение всего самого современного на рынке. Мы с удовольствием показали нашим гостям представленные на стенде экспонаты, рассказали об их характеристиках и особенностях. В первую очередь мы предлагаем «Амур 1650» как действительно очень мощное оружие. При этом добавляем, что у нас есть и корабль практически вдвое меньшего водоизмещения – «Амур 950». Малайзия и соседние с ней страны обращают особое внимание на «прибрежное оружие». В регионе Южно-Восточной Азии много мест, где вместо больших кораблей лучше применять небольшие подводные лодки. Ракетно-торпедное вооружение у «Амура 950» тоже очень серьезное, а ценовой показатель гораздо ниже. Закупка таких кораблей будет не столь обременительна для бюджета небольшой страны», – отмечает Игорь Вильнит.
Государствам региона также предлагается малая неатомная подводная лодка S1000, близкая по водоизмещению к «Амуру 950». На S1000 установлено европейское оборудование. «При его выборе, – уточняет Вильнит, – проектировщикам ЦКБ «Рубин» серьезно помогли итальянские партнеры из Fincantieri – Cantieri Navali Italiani S.p.A. Правда, российско-итальянская лодка не имеет ракетного оружия. И соответственно стоит еще дешевле».
Наличие в составе военно-морских сил государства неатомных подлодок сравнительно небольшого водоизмещения, отличающихся высокой скрытностью действий и обладающих мощным арсеналом высокоточного оружия, в современных условиях приобретает новый смысл. Здесь большое значение имеет существенное преимущество «Амура 1650» над европейскими конкурентами – его способность наносить залповые ракетные удары.
Продолжительное плавание
Известны два пути увеличения дальности и продолжительности подводного плавания неатомных подводных кораблей – использование более современных и мощных аккумуляторных батарей и применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). В настоящее время фирмы ведущих морских держав ведут разработку электрических аккумуляторов с улучшенными свойствами. Работа над созданием морских литий-ионных батарей прежде всего заключается в обеспечении необходимых параметров такого показателя, как электрическая емкость.
О проблемах с литиевыми батареями, которые имели место на авиалайнерах типа Boeing 787, известно многим. «Для моряков аккумуляторная батарея всегда является особой темой, – поясняет руководитель ЦКБ «Рубин». – Свинцово-кислотные батареи выделяют водород. Поэтому на подводных лодках действуют соответствующие системы контроля и утилизации. Литий-ионные батареи, которые мы сегодня разрабатываем вместе с нашими партнерами, такими отрицательными качествами не обладают».
При этом у литий-ионных батарей имеются и иные свойства, которые могут повысить эффективность работы на подводной лодке. «Речь идет о конкретных экземплярах, – подчеркивает Вильнит. – Про них мы можем сказать, что случаев, подобных тем, какие наблюдались на американских самолетах, у нас просто не может быть. Более того, мы уже достаточно проверили эти элементы питания на пробои, на быстрые разряды, на короткое замыкание. Проведенные испытания позволяют утверждать, что новые батареи работают без проблем. Мы не сомневаемся в том, что в ближайший год создадим для нашего флота литий-ионную модель. Работа идет по плану».
Установка новой батареи не потребует сложной модернизации проекта 677: ее можно легко установить на место штатной свинцово-кислотной, при этом лодка получит большую длительность подводного плавания. «Проведены опытные работы, выделено финансирование и изготовитель работает над производством штатной установки. Если она будет готова в срок, то обретет место на серийных корпусах ПЛ четвертого поколения», – говорит Вильнит.
В варианте со свинцово-кислотной батареей «Лада» имеет максимальную дальность подводного плавания 650 миль против 420 и 550 для германской Тип 212 (без использования штатной ВНЭУ) и французской Scorpene соответственно. Согласно расчетам специалистов ЦКБ «Рубин» при оснащении «Амура 1650» литий-ионной батареей значительно увеличивается длительность и дальность плавания в подводном положении экономической скоростью и полным подводным ходом. Применение ВНЭУ добавляет европейским неатомным подводным лодкам дальности до 1300–1700 миль, время непрерывного пребывания под водой до 14 суток. Однако это дорогого стоит. Данные в открытой печати по головной субмарине Тип 212, вступившей в строй в 2005 году, дают стоимость отсека с топливными элементами 120 миллионов долларов.
«Рубин» готов доработать базовую конструкцию своей новой лодки под конкретные требования заказчиков. В частности, ряд потенциальных покупателей проявляет большой интерес к субмаринам с ВНЭУ, например Индия. С оглядкой на ее пожелания «Рубин» ведет работу по соответствующему варианту исполнения «Амура 1650». На нем предусматривается использование технологий риформинга дизельного топлива для производства водорода непосредственно на борту лодки. По данному вопросу Игорь Вильнит сообщил следующее: «Экспериментальная установка уверенно работает много часов в заданных режимах, по полному циклу, с выработкой электрической энергии. Установка позволяет вести отработку всех принципов и компонентов. Она сравнительно небольшой мощности, но показала очень большой КПД, близкий к теоретическому, что нас порадовало. Наша дальнейшая задача – просто создавать реальный корабельный образец».
К словам руководителя ЦКБ «Рубин» можем добавить, что «Амур 1650» может оснащаться и другими типами ВНЭУ. Индийские ученые работают над собственным проектом воздухонезависимой установки, которая способна найти применение на перспективных лодках ВМС Индии. Кроме того, есть вариант использования двигателей Стирлинга. Возможно, уже в недалеком будущем сильной маркетинговой стороной рубиновских подлодок станет выбор нескольких вариантов исполнения базового корабля, отличающихся составом ракетного вооружения и способами обеспечения длительного подводного плавания.
Подводная лодка четвертого поколения проекта 677 шифр «Лада» разработана коллективом ЦКБ «Рубин». Много лет работы вел генеральный конструктор Юрий Кормилицин. Этот корабль – квинтэссенция его инженерной мысли и таланта, воплощение огромного опыта, накопленногоим и его сподвижниками в ходе совершенствования НАПЛ второго поколения (проект 641Б), создания корабля третьего поколения (проект 877) и его улучшенного варианта (проект 636), ставших бестселлерами на мировом рынке морских вооружений. Разработка нового проекта началась в середине восьмидесятых годов прошлого века. Техническое задание вышло в 1988 году. Первый технический проект утвердили в 1993-м, а окончательный, с существенным повышением основных тактико-технических характеристик – в 1997-м.
Принципиальные отличия от лодок предыдущего поколения были следующими. Снижение стандартного водоизмещения с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн, а также численности экипажа с 52 до 35 человек, что сделало лодку более компактной и менее заметной. Существенное, в разы, понижение уровня акустического поля (притом что «Варшавянки» продолжают оставаться одними из самых малошумных субмарин в своем классе), достигнутое за счет применения механизмов с низкой виброактивностью, высокоэффективной амортизации и нового шумопоглощающего покрытия. Удалось добиться и значительного снижения неакустических полей. Ресурс оборудования в среднем повышен в два раза. «Лада» оснащена радиоэлектроникой нового поколения, управление кораблем, его вооружением и механизмами сведено в единую автоматизированную систему и осуществляется с пультов в командном пункте.
Подводная лодка четвертого поколения проекта 677 шифр «Лада» разработана коллективом ЦКБ «Рубин». Много лет работы вел генеральный конструктор Юрий Кормилицин. Этот корабль – квинтэссенция его инженерной мысли и таланта, воплощение огромного опыта, накопленногоим и его сподвижниками в ходе совершенствования НАПЛ второго поколения (проект 641Б), создания корабля третьего поколения (проект 877) и его улучшенного варианта (проект 636), ставших бестселлерами на мировом рынке морских вооружений. Разработка нового проекта началась в середине восьмидесятых годов прошлого века. Техническое задание вышло в 1988 году. Первый технический проект утвердили в 1993-м, а окончательный, с существенным повышением основных тактико-технических характеристик – в 1997-м.
[center]
Накал противостояния со странами Североатлантического блока существенно ослаб, однако полностью не исчез. Соответственно сохраняется необходимость в эффективных средствах обеспечения действий подводных ракетоносцев и других сил флота как в наших территориальных водах, так и за их пределами («ВПК», №№ 31, 32, 2012). Для решения этой задачи лучше всего подойдут неатомные подлодки проекта 677 «Лада». Они предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.
Головной корабль проекта 955 «Борей» под названием «Юрий Долгорукий» уже находится в составе ВМФ России, а серийные «Александр Невский» и «Владимир Мономах» планируются к сдаче в конце года. Многие из тех, кто занят в отечественной судостроительной промышленности, вздохнули с облегчением.
Проект 677 — часть I
«Перед нами стоит задача сделать для Военно-морского флота России качественные, мощные, надежные, современные лодки, – говорит генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит. – Для нас это радость и гордость. С конструкторами ЦКБ «Рубин» эти чувства разделяют многие тысячи тружеников на заводе в Северодвинске, смежных предприятиях, все, кто участвовал в создании стратегических ракетоносцев нового поколения. А таких предприятий и людей очень много». При этом Вильнит подчеркивает, что отечественному флоту мало иметь лишь стратегические ракетоносцы. Для обеспечения их действий требуется определенное количество кораблей различных классов, включая неатомные подводные лодки.
В отличие от США, Великобритании и Франции у нас практически нет прямых выходов в океан. За исключением портов на Камчатке кораблям ВМФ России требуется пройти известные рубежи перед тем, как оказаться на просторах Мирового океана. В годы холодной войны американские субмарины несли непрерывное дежурство у военно-морских баз с целью обнаружить наши подводные крейсеры, выявить их характерные особенности, снять шумовые портреты. Обнаружение стратегического ракетоносца, особенно на выходе из базы или на переходе в зону патрулирования, срывало задание и замысел командования. А слежение за атомоходом нередко представляло серьезную опасность для экипажа из-за возможности столкновения с преследователем (подобные случаи в истории подводного флота исчисляются десятками).
Дизель-электрические подлодки советского ВМФ часто ходили в море именно для обеспечения действий стратегических ракетоносцев в ближней зоне. В своем первом выходе из базы на Камчатке только что принятая флотом первая тихоокеанская «Варшавянка» (подводная лодка проекта 877) обнаружила американскую атомную подводную лодку типа Los Angeles.
Повышенное внимание
Потенциал, заложенный конструкторами «Рубина» в новую лодку, дает возможность использовать ее как в прибрежных, так и в морских акваториях, в том числе на Балтике и Черном море, имеющих статус неядерных. На совещании в Северодвинске 30 июля 2012 года президент России Владимир Путин сказал: «До 2020 года в состав флота войдет 51 современный боевой надводный корабль, а также 16 многоцелевых подводных лодок». Часть из них будет типа «Лада».
Здесь уместно напомнить о принятой Соединенными Штатами концепции Air-Sea Battle по подавлению сил, препятствующих доступу ВМС США в прибрежные районы стран – возможных противников. Она заключается в содержании мощных корабельных группировок практически по всему миру, что вполне позволяет имеющийся флот из трехсот боевых кораблей, включая десяток авианосцев. С появлением в составе отечественного ВМФ дизель-электрических подлодок третьего поколения они (вместе с ракетоносной авиацией) стали, по признанию самих американских военных, очевидным источником опасности для их моряков. Согласно отчету Office of Naval Intelligence (ONI) за 2009 год за время серийного производства заметность «Варшавянок» снизилась. Оценка шумности головного корабля проекта 677 установлена ONI на уровне предыдущего (третьего) поколения. Это весьма странно и скорее всего является следствием недостатка у американцев достоверной информации. Можно предположить, что обнаружение и нейтрализация лодок типа «Лада» будет трудной задачей даже для ВМС США.
В октябре 2006 года китайская субмарина класса Song всплыла в непосредственной близости (пять миль) от авианосца Kitty Hawk (CV-63), когда ударная группа маневрировала возле островов Окинава. Лодка была обнаружена визуально летчиком одного из пролетавших самолетов, отрабатывавших учебное задание. Этот случай стал еще одним свидетельством недостаточной эффективности противолодочной обороны авианосного соединения даже по отношению к субмаринам типа Song, которые ONI считает менее опасными противниками в сравнении с проектами 636 и 677.
Новая российская субмарина представляет интерес и для наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Сегодня, когда гособоронзаказ на ряде ключевых предприятий отрасли в денежном выражении превзошел экспортные контракты, многие руководители и специалисты не забывают, что именно экспорт позволил пережить «перестройку» и ее последствия. «Продажа дизель-электрических подлодок за рубеж была определенным и, пожалуй, главным фактором в сохранении предприятия», – сказал в одном из интервью академик Игорь Спасский, вспоминая, что в те годы численный состав ЦКБ «Рубин» сократился наполовину. Тогда строительство большого количества кораблей проектов 877ЭКМ и 636 серьезно поддержало «Рубин», Адмиралтейские верфи и сотни компаний-поставщиков.
Повышенное внимание к рубиновским лодкам со стороны иностранных государств наблюдается со времени появления на их борту ракетного оружия. В первую очередь речь идет о Club-S, экспортном варианте комплекса «Калибр». Первый ракетный пуск (с ПЛ проекта 877ЭКМ) состоялся в июле 2000 года. Комплекс Club-S позволяет подлодке, находящейся в подводном положении, запускать ракеты нескольких типов, предназначенных для уничтожения надводных целей (3М-54Э), а также для нанесения ударов по берегу и далеко в глубь его территории (3М-14Э). В итоге общая боевая эффективность отечественных неатомных подводных лодок значительно выросла. Кроме Club-S, в арсенале российского и индийского флота появились мощные сверхзвуковые крылатые ракеты «Оникс» и BrahMos.
Малазийское зеркало
Участие в международных конкурсах и борьбе за контракты развивающихся стран на равных с европейскими судостроителями дает коллективу ЦКБ «Рубин» хороший стимул для дальнейшего развития и поиска новых решений. Большой интерес к российской военно-морской технике наблюдался в ходе выставки LIMA 2013, на которую традиционно собираются представители многих государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Считается, что на его долю придется более половины продаж неатомных подводных лодок в период до 2030 года.
Внимательно осмотрели российские стенды и представленные на них модели подлодок и высокопоставленные малайские военачальники. После известных событий в Сабахе их особенно интересуют различные виды военно-морской техники, способной действовать в водах, омывающих Малаккский полуостров и остров Борнео. «Они ведут активное изучение всего самого современного на рынке. Мы с удовольствием показали нашим гостям представленные на стенде экспонаты, рассказали об их характеристиках и особенностях. В первую очередь мы предлагаем «Амур 1650» как действительно очень мощное оружие. При этом добавляем, что у нас есть и корабль практически вдвое меньшего водоизмещения – «Амур 950». Малайзия и соседние с ней страны обращают особое внимание на «прибрежное оружие». В регионе Южно-Восточной Азии много мест, где вместо больших кораблей лучше применять небольшие подводные лодки. Ракетно-торпедное вооружение у «Амура 950» тоже очень серьезное, а ценовой показатель гораздо ниже. Закупка таких кораблей будет не столь обременительна для бюджета небольшой страны», – отмечает Игорь Вильнит.
Государствам региона также предлагается малая неатомная подводная лодка S1000, близкая по водоизмещению к «Амуру 950». На S1000 установлено европейское оборудование. «При его выборе, – уточняет Вильнит, – проектировщикам ЦКБ «Рубин» серьезно помогли итальянские партнеры из Fincantieri – Cantieri Navali Italiani S.p.A. Правда, российско-итальянская лодка не имеет ракетного оружия. И соответственно стоит еще дешевле».
Наличие в составе военно-морских сил государства неатомных подлодок сравнительно небольшого водоизмещения, отличающихся высокой скрытностью действий и обладающих мощным арсеналом высокоточного оружия, в современных условиях приобретает новый смысл. Здесь большое значение имеет существенное преимущество «Амура 1650» над европейскими конкурентами – его способность наносить залповые ракетные удары.
Продолжительное плавание
Известны два пути увеличения дальности и продолжительности подводного плавания неатомных подводных кораблей – использование более современных и мощных аккумуляторных батарей и применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). В настоящее время фирмы ведущих морских держав ведут разработку электрических аккумуляторов с улучшенными свойствами. Работа над созданием морских литий-ионных батарей прежде всего заключается в обеспечении необходимых параметров такого показателя, как электрическая емкость.
О проблемах с литиевыми батареями, которые имели место на авиалайнерах типа Boeing 787, известно многим. «Для моряков аккумуляторная батарея всегда является особой темой, – поясняет руководитель ЦКБ «Рубин». – Свинцово-кислотные батареи выделяют водород. Поэтому на подводных лодках действуют соответствующие системы контроля и утилизации. Литий-ионные батареи, которые мы сегодня разрабатываем вместе с нашими партнерами, такими отрицательными качествами не обладают».
При этом у литий-ионных батарей имеются и иные свойства, которые могут повысить эффективность работы на подводной лодке. «Речь идет о конкретных экземплярах, – подчеркивает Вильнит. – Про них мы можем сказать, что случаев, подобных тем, какие наблюдались на американских самолетах, у нас просто не может быть. Более того, мы уже достаточно проверили эти элементы питания на пробои, на быстрые разряды, на короткое замыкание. Проведенные испытания позволяют утверждать, что новые батареи работают без проблем. Мы не сомневаемся в том, что в ближайший год создадим для нашего флота литий-ионную модель. Работа идет по плану».
Установка новой батареи не потребует сложной модернизации проекта 677: ее можно легко установить на место штатной свинцово-кислотной, при этом лодка получит большую длительность подводного плавания. «Проведены опытные работы, выделено финансирование и изготовитель работает над производством штатной установки. Если она будет готова в срок, то обретет место на серийных корпусах ПЛ четвертого поколения», – говорит Вильнит.
В варианте со свинцово-кислотной батареей «Лада» имеет максимальную дальность подводного плавания 650 миль против 420 и 550 для германской Тип 212 (без использования штатной ВНЭУ) и французской Scorpene соответственно. Согласно расчетам специалистов ЦКБ «Рубин» при оснащении «Амура 1650» литий-ионной батареей значительно увеличивается длительность и дальность плавания в подводном положении экономической скоростью и полным подводным ходом. Применение ВНЭУ добавляет европейским неатомным подводным лодкам дальности до 1300–1700 миль, время непрерывного пребывания под водой до 14 суток. Однако это дорогого стоит. Данные в открытой печати по головной субмарине Тип 212, вступившей в строй в 2005 году, дают стоимость отсека с топливными элементами 120 миллионов долларов.
«Рубин» готов доработать базовую конструкцию своей новой лодки под конкретные требования заказчиков. В частности, ряд потенциальных покупателей проявляет большой интерес к субмаринам с ВНЭУ, например Индия. С оглядкой на ее пожелания «Рубин» ведет работу по соответствующему варианту исполнения «Амура 1650». На нем предусматривается использование технологий риформинга дизельного топлива для производства водорода непосредственно на борту лодки. По данному вопросу Игорь Вильнит сообщил следующее: «Экспериментальная установка уверенно работает много часов в заданных режимах, по полному циклу, с выработкой электрической энергии. Установка позволяет вести отработку всех принципов и компонентов. Она сравнительно небольшой мощности, но показала очень большой КПД, близкий к теоретическому, что нас порадовало. Наша дальнейшая задача – просто создавать реальный корабельный образец».
К словам руководителя ЦКБ «Рубин» можем добавить, что «Амур 1650» может оснащаться и другими типами ВНЭУ. Индийские ученые работают над собственным проектом воздухонезависимой установки, которая способна найти применение на перспективных лодках ВМС Индии. Кроме того, есть вариант использования двигателей Стирлинга. Возможно, уже в недалеком будущем сильной маркетинговой стороной рубиновских подлодок станет выбор нескольких вариантов исполнения базового корабля, отличающихся составом ракетного вооружения и способами обеспечения длительного подводного плавания.
Подводная лодка четвертого поколения проекта 677 шифр «Лада» разработана коллективом ЦКБ «Рубин». Много лет работы вел генеральный конструктор Юрий Кормилицин. Этот корабль – квинтэссенция его инженерной мысли и таланта, воплощение огромного опыта, накопленногоим и его сподвижниками в ходе совершенствования НАПЛ второго поколения (проект 641Б), создания корабля третьего поколения (проект 877) и его улучшенного варианта (проект 636), ставших бестселлерами на мировом рынке морских вооружений. Разработка нового проекта началась в середине восьмидесятых годов прошлого века. Техническое задание вышло в 1988 году. Первый технический проект утвердили в 1993-м, а окончательный, с существенным повышением основных тактико-технических характеристик – в 1997-м.
Принципиальные отличия от лодок предыдущего поколения были следующими. Снижение стандартного водоизмещения с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн, а также численности экипажа с 52 до 35 человек, что сделало лодку более компактной и менее заметной. Существенное, в разы, понижение уровня акустического поля (притом что «Варшавянки» продолжают оставаться одними из самых малошумных субмарин в своем классе), достигнутое за счет применения механизмов с низкой виброактивностью, высокоэффективной амортизации и нового шумопоглощающего покрытия. Удалось добиться и значительного снижения неакустических полей. Ресурс оборудования в среднем повышен в два раза. «Лада» оснащена радиоэлектроникой нового поколения, управление кораблем, его вооружением и механизмами сведено в единую автоматизированную систему и осуществляется с пультов в командном пункте.
Подводная лодка четвертого поколения проекта 677 шифр «Лада» разработана коллективом ЦКБ «Рубин». Много лет работы вел генеральный конструктор Юрий Кормилицин. Этот корабль – квинтэссенция его инженерной мысли и таланта, воплощение огромного опыта, накопленногоим и его сподвижниками в ходе совершенствования НАПЛ второго поколения (проект 641Б), создания корабля третьего поколения (проект 877) и его улучшенного варианта (проект 636), ставших бестселлерами на мировом рынке морских вооружений. Разработка нового проекта началась в середине восьмидесятых годов прошлого века. Техническое задание вышло в 1988 году. Первый технический проект утвердили в 1993-м, а окончательный, с существенным повышением основных тактико-технических характеристик – в 1997-м.
[center]
Созданная побеждать
Система управления позволяет оперативно контролировать параметры систем и механизмов всего корабля, диагностировать их состояние, не покидая центральный пост. Использован очень мощный для корабля такого водоизмещения гидроакустический комплекс. На «Ладе» нашел применение полностью автоматизированный ракетно-торпедный комплекс с беспрецедентной для корабля такого водоизмещения ударной мощью.
«Лада» – первая в истории отечественного флота лодка однокорпусного архитектурно-конструктивного типа. По мнению главного конструктора Игоря Молчанова, использование такой конструкции значительно сокращает водоизмещение, требует меньше металла, что влечет за собой и меньшую стоимость изготовления, а также улучшает акустические характеристики и делает подводную лодку менее заметной.
Новшества
Коэффициент новизны «Лады» как инженерного сооружения составляет порядка 0,7. В рамках работ по проекту выполнено около 200 НИОКР. Это позволило создать образцы современного оружия, вооружения и военной техники, почти 130 из которых нашли место на борту «Санкт-Петербурга». В результате выполнения этих работ создана новая кооперация науки и промышленности России, поскольку старая лишилась значительной части ее участников после развала СССР и начавшихся экономических трудностей в государстве. Тем самым обеспечено будущее неатомного подводного кораблестроения в нашей стране.
К сожалению, серьезные финансовые ограничения, действовавшие в годы создания «Лады», привели к увеличению времени доводки и сказались на сроках готовности к серийному строительству. «Мы приняли продуманное, осознанное решение напрямую связать судьбу головных лодок с проблемами опытной эксплуатации, доводкой, устранением возникших неполадок... Для многих это казалось неправильным и открыло возможность для критики», – прокомментировал ситуацию академик Игорь Спасский.
Остановимся на отдельных образцах комплектующего оборудования. Одним из новшеств, примененных на «Ладе», является всережимный гребной электродвигатель с высоким КПД на постоянных магнитах вместо двух – главного и экономического хода. Решение по его использованию приняли с целью уменьшить массу и снизить шумность. Главный электродвигатель СЭД-1 создавался НИИ ЭФА по типу Siemens Permasyn на германской субмарине тип 212. Подзарядка батареи ведется с помощью дизель-генераторов производства ОАО «Коломенский завод».
На «Ладе» установлен современный гидроакустический комплекс «Лира» с антенными системами, которые по своей площади сравнялись с применяемыми на атомных подводных лодках и превосходят таковые на дизель-электрических подлодках проекта 877.
Комплексная автоматизированная система управления боевыми и техническими средствами «Литий» разработана НПО «Аврора». Первая цифровая интегрированная система, построенная по сетевым и другим современным технологиям, объединяет в режиме реального времени контроль информации о состоянии корабля, всех систем, информации от средств наблюдения и целеуказания. «Литий» обеспечивает жизнедеятельность корабля, управляя его энергетикой, а также всеми функциями, связанными с боевым применением оружия.
«Аппассионата» – инерциальный навигационный комплекс с низким энергопотреблением, создан специально для использования на неатомных субмаринах. Автоматизированный комплекс связи «Дистанция» также разработали с миниатюризацией его аппаратной части. Перископный комплекс «Парус-98» (командирский перескоп, оптронная мачта с телевизионным и тепловизионным каналами) от «Электроприбора» оказался очень удачным и нашел применение на других проектах.
Радиолокационная комплексная система КРМ-66 концерна «Гранит-Электрон» отличается повышенной помехоустойчивостью и точностью и способна работать в активном и пассивном режимах. Выдаются навигационная и тактическая обстановка, резервные целеуказания оружию, ведется обнаружение.
Общекорабельная система обмена данными в реальном масштабе времени выполняет сбор, передачу и вывод информации на жидкокристаллические мониторы операторских пунктов. Оборудование корабля имеет хорошие ресурсные показатели, что обеспечивает лодке общий срок службы не менее 25 лет и десятилетнюю службу до заводского ремонта. Процессы управления кораблем полностью автоматизированы. Установлены уникальные системы азотного пожаротушения и газового анализа для обнаружения задымления на начальной стадии развития аварии.
«Лада» имеет отличные модернизационные возможности. В первую очередь это относится к радиоэлектронному вооружению. В проекте выполнено необходимое для этого условие – открытая архитектура построения радиоэлектронных систем.
Испытания
Головной корабль проекта 677 под названием «Санкт-Петербург» построен на ОАО «Адмиралтейские верфи». Первые выходы на заводские ходовые испытания состоялись в 2006 году. На них проверялись работа главного двигателя на различных режимах хода, физические поля. Стало ясно, что лодка в целом обеспечивает выполнение требований, установленных техническим заданием и спецификацией. Вместе с тем обнаружился ряд недоработок в системе электродвижения и других сложных системах корабля. Испытания не раз останавливали, а лодку ставили в док на ремонт и доработки. В течение 2009–2010 годов выявлены и устранены моменты, влияющие на шумность, повышена жесткость кормовой оконечности.
Несмотря на обнаруженные недостатки, за четыре года испытаний лодка выполнила более десяти выходов в море общей продолжительностью около года. В конце 2009-го заводские ходовые и государственные испытания завершились. Продемонстрированные тактико-технические характеристики в основном соответствовали техзаданию. К редким исключениям относилась меньшая скорость хода, связанная с невыводом СЭД-1 на максимальные расчетные значения мощности. При этом шумовые характеристики оказались зачетными. «Санкт-Петербург» продолжил проходить опытную эксплуатацию с целью проверить конструкторские решения и работу отдельных систем с тем, чтобы получить и устранить замечания до начала строительства серии.
После передачи ВМФ в мае 2010 года корабль принял участие в нескольких учениях Балтийского флота. Выполнены совместное маневрирование с надводными и подводными кораблями, включая фрегат проекта 11356 класса Talwar, который построен для ВМС Индии, а также корветы проекта 20380, подлодки проектов 877 и 636.
Испытания на проверку функционала прошел и ГАК «Лира». Балтийское море мелкое, отличается высокой интенсивностью судоходства различного вида судов – от сравнительно крупных паромов и торговых судов до яхт и катеров. Тем не менее система справилась на «отлично». Во многих случаях глубина составляла всего-навсего 60–90 метров. В окружении источников многочисленных шумов, результата интенсивного судоходства, операторы «Лиры» смогли обнаружить и распознать типы судов, а командир – успешно выполнить атаку на надводные корабли, которые вели противолодочное патрулирование. В других случаях надводные корабли «охотились» за «Санкт-Петербургом», но не могли его обнаружить.
Командиры отличившихся в боях субмарин Первой и Второй мировых войн в своих мемуарах сетовали на мелководность Балтийского моря, что серьезно ограничивало возможности по маневрированию и снижало результативность действий подводников. В таких же условиях пришлось действовать и экипажу «Санкт-Петербурга». Вместе с тем наличие на борту мощного ГАК давало значительное преимущество в практике учебного боя, позволяло командиру лодки первому обнаруживать условного противника и переходить в атаку как по надводным, так и по подводным кораблям. Отметим, что «Лада» создавалась таким образом, чтобы ее экипаж выходил победителем из различных дуэльных ситуаций. С этой целью коллектив проектировщиков «Лады» под руководством Кормилицина приложил много усилий к тому, чтобы минимизировать размеры лодки – они минимально достаточны для установки «Лиры» и других сенсоров, определенных заказчиком.
Участники компаний 2011–2012 и первых месяцев 2013 года отмечают, что «Санкт-Петербург» действовал довольно активно в ряде учений Балтийского флота. Сначала лодкой управлял экипаж Балтийского флота. В 2012 году на базу в Балтийск прибыл экипаж Северного флота с целью изучения и освоения корабля. Североморцы получили уникальные шансы лучше узнать корабль и его системы во время пребывания «Санкт-Петербурга» в сухом доке для проведения планового докового ремонта. Они готовятся совершить переход на север, где «Санкт-Петербургу» предстоит пройти серьезные тесты в глубоководных полигонах Северного флота в Баренцевом и Белом морях.
Хотя «Лада» и была опробована на Балтике, мелководность и другие особенности Балтийского моря не давали возможности полностью опробовать все режимы работы бортовых систем. По ряду причин командование ВМФ России несколько раз переносило сроки перехода на север. Во-первых, тестирование на Балтике имеет такие преимущества, как близость к разработчику и строителю лодки. Во-вторых, в Санкт-Петербурге расположены поставщики многих систем. В-третьих, старейший из всех флотов России – Балтийский хранит традиции и имеет многочисленные научные и учебные центры. Это обстоятельство также работает в плюс при проведении испытаний головного корабля. Однако к настоящему времени все тесты, которые «Санкт-Петербург» мог пройти на Балтике, уже пройдены в течение 2010–2012 годов.
Последние достижения
Опытная эксплуатация «Санкт-Петербурга» позволила проверить функционирование всех систем и механизмов корабля, их взаимодействие. В ноябре 2011 года на совещании в Министерстве обороны принято решение о модернизации энергетической установки «Лады». В прошлом году ЦКБ «Рубин» завершило разработку измененного проекта, по которому будут достраиваться серийные корпуса с внедрением некоторых усовершенствований конструкций и систем.
В беседе с индийскими журналистами на IMDS 2013 главный конструктор Игорь Молчанов следующим образом обрисовал воздухонезависимую установку разработки ЦКБ «Рубин»: «Основное отличие нашей установки от имеющихся в мире состоит в том, что мы получаем водород непосредственно на борту лодки в количествах, необходимых для потребления, а не возим его как запас. Получение водорода происходит путем риформинга штатного дизельного топлива. Я думаю, что наша ВНЭУ найдет место на кораблях ВМФ России, флот сможет ее получить в течение следующих трех-четырех лет. Сегодня мы рассматриваем вопрос оснащения любой подводной лодки воздухонезависимой установкой только вместе с литий-ионной батареей, поскольку такое сочетание значительно упрощает построение электроэнергетической системы корабля и позволяет достичь требуемых параметров».
Индийские журналисты попросили Игоря Борисовича сформулировать основные отличия рубиновской лодки четвертого поколения от предыдущего. Вот что он ответил: «Новая лодка обладает более мощным ракетно-торпедным вооружением. Если на «Варшавянках» крылатые ракеты могут применяться только из двух торпедных аппаратов, то на НАПЛ класса «Амур 1650» – из всех шести, вместо двухракетного залпа можно выполнить шестиракетный. Также на «Амуре» более современные торпеды, все они имеют электроконтактный ввод данных, что позволяет их использовать более эффективно. На «Амуре 1650» размещен более совершенный гидроакустический комплекс, на котором применена квазиконформная антенна шумопеленгования. Это позволило значительно увеличить площадь антенны. Соответственно «Амур 1650» может обнаружить менее шумные цели. На нем уставлены совершенно новое радиоэлектронное оборудование, современный радиолокационный комплекс, новый перископный комплекс. Боевая система управления выполнена в виде интегрированной системы. «Амур 1650» отличает более низкий собственный уровень шума. Установленное на нем оборудование проектировалось в соответствии с жесткими требованиями по шумности. По сравнению с «Варшавянкой» «Амур 1650» даже без ВНЭУ и без литиевой батареи имеет большую дальность плавания в подводном положении экономическим ходом».
Поскольку у ВМС Индии были нарекания по температурному и влажностному режиму на подводных лодках проекта 877ЭКМ, Молчанов подробно остановился на условиях обитаемости «Амура 1650»: «На этой подводной лодке размещено более мощное, современное холодильное оборудование. Мы устанавливаем две холодильные машины большей мощности в провизионных кладовых (раньше была одна), при этом обеспечено их взаимное резервирование. Перепроектирована система вентиляции и кондиционирования, она стала более эффективной. На корабле имеется хорошо оборудованные камбуз и кают-компания, вмещающая одновременно половину экипажа. В целом условия обитаемости на кораблях класса «Амур» значительно лучше, чем на дизель-электрических подводных лодках предыдущих проектов».
К сказанному остается только добавить, что «Лада» и ее экспортный вариант «Амур 1650» представляют собой современные корабли с очень мощными для своего водоизмещения ракетно-торпедным и радиоэлектронным вооружением, поступление которых на вооружение России и ее союзников существенно усилит их обороноспособность на морском направлении. Для ЦКБ «Рубин» подготовка и обеспечение серийного строительства подводных лодок проекта 677 «Лада» сегодня является одним из ключевых направлений в выполнении государственного оборонного заказа.
Владимир Карнозов