Возгорание на АПЛ «Томск» и его последствия
В понедельник 16 сентября на атомной подводной лодке «Томск» (проект 949А «Антей»), проходящей ремонт на приморском заводе «Звезда», произошло возгорание. Утром по местному времени в одном из отсеков подлодки возникло задымление, вследствие чего к сухому доку, в котором находился «Томск», были вызваны 13 пожарных расчетов и пожарный катер. В течение нескольких часов возгорание удалось потушить.Вскоре после первых новостей об этом инциденте в прессе появились предположения о причинах возгорания. По имеющимся данным, причиной задымления в одном из отсеков стала неосторожность сотрудников судостроительного завода. При проведении сварочных работ на легком корпусе искра попала на некую деталь крепления балластной цистерны. В результате произошло возгорание резинового покрытия и кабельных трасс. При этом, как утверждается в некоторых изданиях, резина и проводка лишь тлели, а открытого огня не было.
На место инцидента были вызваны 13 пожарных расчетов Тихоокеанского флота и МЧС. На ликвидацию возгорания ушло более четырех часов. В ходе инцидента пострадали 15 моряков. Сейчас они находятся на стационарном лечении. Результатом возгорания стало повреждение некоторых частей цистерны главного балласта. РИА Новости со ссылкой на источник в министерстве обороны пишет, что на ликвидацию последствий аварии уйдут считанные дни. Предположительный срок восстановления поврежденных конструкций – 10 дней. Как сообщает Минобороны, инцидент с возгоранием не представляет никакой опасности для окружающей среды. Лодка «Томск» давно находится на ремонте, поэтому оружие на борту отсутствует, а реактор остановлен.
Уже днем 16 сентября следственный отдел по гарнизону Залив Стрелок возбудил уголовное дело в отношении должностных лиц, связанных с ремонтом подлодки. Они подозреваются в совершении преступления, предусмотренного статьей 286 Уголовного кодекса – превышении должностных полномочий. В рамках этого уголовного дела будет проведено несколько экспертиз, которые помогут установить точную картину происшествия и выявить виновных в нем.
Необходимо напомнить, что «человеческий фактор» при проведении сварочных работ уже не впервые становится причиной различных инцидентов на российских подлодках. Крупнейшая в новейшей истории ВМФ России авария, вызванная халатностью рабочих, произошла 29 декабря 2011 года. Тогда в доке 82-го судоремонтного завода (Росляково, Мурманская область) при вырезке технологического отверстия в легком корпусе субмарины «Екатеринбург» так же произошло возгорание. В отличие от событий на АПЛ «Томск», в декабре 2011-го огонь распространился по большой площади: пламя перекинулось на деревянные леса, окружавшие подлодку, а затем на легкий корпус и пространство между корпусами. Пожар продолжался около девяти часов. Подлодка «Екатеринбург» до сих пор находится на ремонте.
На этот раз ущерб от возгорания, возникшего из-за нарушения техники безопасности при сварочных работах, на порядки меньше. Однако тот факт, что российская атомная подлодка уже не впервые подверглась большому риску из-за халатности ремонтников, заставил Минобороны сделать соответствующие выводы. В понедельник глава российского военного ведомства С. Шойгу рассказал о первых результатах расследования причин возгорания. Основная версия на данный момент – нарушение техники безопасности при проведении работ. В связи с инцидентом на АПЛ «Томск» С. Шойгу потребовал усилить контроль и надзор на российских судостроительных и судоремонтных предприятиях. Второе требование министра касается сроков ремонта пострадавшей подлодки. Министерство обороны желает получить от завода «Звезда» заверения о том, что произошедшее возгорание и связанные с ним восстановительные работы не повлияют на общее время ремонта и сроки возвращения лодки «Томск» в строй.
На селекторном совещании, посвященном инциденту на «Томске», свою точку зрения высказал и президент В. Путин. Он приказал министерству обороны разобраться с ситуацией и определить комплекс мер, необходимый для того, чтобы такие происшествия больше не повторялись. Путин напомнил, что это уже не первый случай подобной аварии и требуется предпринять все меры для исключения таких инцидентов в будущем.
Комплекс мер, призванный ликвидировать подобные происшествия в будущем, пока только разрабатывается. Однако уже сейчас Минобороны намерено сделать некоторые шаги, прямо или косвенно влияющие на ход ремонта кораблей и подводных лодок. По словам руководителя департамента вооружений генерал-майора А. Гуляева, в настоящее время военное ведомство готовит иск к заводу «Звезда». Военных не устраивают сразу несколько аспектов деятельности предприятия. Судостроители, как утверждает Гуляев, не соблюдают сроки, а качество работ оставляет желать лучшего.
Хорошим примером того, почему Минобороны намерено подать в суд на завод «Звезда», является ход ремонта подлодки «Томск». Субмарина встала в док еще в 2009 году и, в соответствии с договором на проведение ремонтных работ, должна была вернуться в строй еще в 2011 году. В дальнейшем, в связи со срывом изначальных сроков, датой завершения ремонта было назначено 30 июля 2013 года. Тем не менее, по состоянию на середину сентября текущего года техническая готовность подводной лодки составляет лишь 80%. Военное ведомство все еще надеется получить отремонтированную АПЛ «Томск» до конца этого года, но уже готовит иск. Минобороны намерено получить компенсацию в размере 110 миллионов рублей. Кроме того, возможно появление еще одного иска, связанного с очередным срывом сроков.
Как видим, небольшое возгорание без открытого огня привело не только к незначительному усложнению ремонта подлодки, но и к большим последствиям организационного характера. Из-за очередного возгорания на ремонтируемой подлодке Минобороны вынуждено придать больший приоритет вопросу качества ремонтных работ и контроля за их проведением. Кроме того, оно намерено взыскать значительную сумму с предприятия, дважды сорвавшего сроки ремонта всего одной подлодки. Результаты расследования причин возгорания станут известны позже, но уже сейчас можно говорить, что за ними тоже последуют соответствующие выводы.