Стратегия "Рособоронэкспорта":Российское оружие остается эффективным и конкурентоспособным

– Анатолий Петрович, на авиационную технику и средства ПВО традиционно приходится больше половины поставок «Рособоронэкспорта». Сохранится ли такое положение в текущем году и будет ли рост по сравнению с предыдущим годом?
– Процентное соотношение, конечно, будет меняться, но в целом распределение по сегментам останется прежним. Я бы охарактеризовал нашу структуру экспорта как сбалансированную и соответствующую общемировым тенденциям. На сегодняшний момент объем портфеля заказов составляет около 35 миллиардов долларов, при этом 58% приходится на авиационную технику и средства ПВО. К настоящему моменту мы примерно на 70% выполнили план по поставкам на этот год, и уже сейчас можно говорить, что по их объему мы превысим прошлогодние показатели. Итоговые данные, как обычно, будут опубликованы в начале следующего года. Хочу особо отметить, что одними из наиболее динамично развивающихся направлений в этом году станет вертолетная техника, объем поставок которой увеличится более чем на 20%, а также средства ПВО – рост более чем на 30% по сравнению с 2012 годом.
– А с чем вы связываете такой существенный рост этих сегментов?
– Экспорт вертолетной техники вообще уверенно растет все последние годы. Просто оцените масштаб: в 2001 году мы поставили на экспорт 12 машин, а в плане на 2013 год – свыше 130 вертолетов. Более чем десятикратный рост. Это связано и с общемировым увеличением спроса на вертолеты, и с нашей активной работой по продвижению российских машин. Нам удалось существенно расширить географию поставок. Именно вертолетная техника сегодня становится одним из локомотивов развития военно-технического сотрудничества с иностранными государствами во всех регионах мира. Возрастающие объемы поставок заставили нас несколько лет назад провести внутреннюю реорганизацию – был создан отдельный департамент экспорта вертолетной техники и услуг. Что касается средств ПВО, то спрос на них всегда был стабильно высоким. Безусловно, своеобразным импульсом стали известные события в Африке, которые наглядно показали, к каким последствиям приводит отсутствие дееспособной системы ПВО, оснащенной современными комплексами.
Учитывая, что Россия традиционно занимает в этой сфере лидирующие позиции, то логично, что спрос на российские средства ПВО увеличился. Причем речь идет о комплексах и системах всех классов.
– В данном случае, как я понимаю, вы подразумеваете Ливию. А возобновлены ли контакты с этой страной и как в целом вы оцениваете перспективы «Рособоронэкспорта» на Ближнем Востоке?
– Что касается Ливии, то мы поддерживаем контакты, но говорить о возобновлении ВТС на запланированном прежде уровне, очевидно, преждевременно. Последствия так называемой арабской весны сильно ударили по целому ряду государств. Ситуация в регионе нестабильная и меняется достаточно быстро. В этом случае нам остается внимательно держать руку на пульсе. Здесь у нас много традиционных партнеров, с которыми выстроены многолетние отношения. Поэтому даже кризисные явления не перечеркнут большой и действительно успешный опыт сотрудничества.
– Но, например, ВТС с Сирией уже сказывается на других контрактах, в частности, резким нападкам подвергается Пентагон за закупки вертолетов Ми-17 в интересах Афганистана. В том числе это обосновывается возросшей ценой на вертолеты.
– Относительно Сирии Россия неоднократно проясняла свою позицию. Мы действуем строго в рамках международных соглашений и выполняем ранее заключенные контракты. Дальше уже идет политика. Это относится и к контракту на вертолеты Ми-17В-5. Если оценивать данное соглашение объективно, то по критерию «эффективность–стоимость» у него просто нет равноценных альтернатив. Российские вертолеты существенно дешевле своих конкурентов, но что самое важное – они убедительно показали высокие характеристики и надежность в сложнейших климатических условиях Афганистана. Для них проще готовить афганские экипажи, их легче обслуживать. Тут очень много разных факторов, которые в конечном счете вылились в прагматичное и взвешенное решение американского оборонного ведомства. Соглашение к тому же символично. Оно показывает, что наши страны могут работать над решением общих задач сообща, откинув предрассудки и беспочвенную риторику. Таких масштабных проектов у нас, между прочим, не так много. А то, что пишут по поводу повышения цены, не имеет никакого отношения к реальности. Весь шум вокруг этой истории – наглядный пример действия лоббистов, проталкивающих интересы национальных производителей.
– Сегодня Ми-17 безусловный лидер российского вертолетного экспорта. Готовится ли для него замена в будущем и какие новые образцы сегодня продвигает «Рособоронэкспорт»?
– Вертолеты семейства Ми-17 имеют в запасе огромный модернизационный потенциал, и сегодня разрабатываются новые модификации, которые придут на смену нынешним экспортным Ми-171Ш, Ми-17В-5 и Ми-171Е. Но это в перспективе. Указанные модели отвечают современным требованиям и полностью удовлетворяют потребности заказчиков. Если говорить о новинках, то это фактически большая часть активно продвигаемых нами вертолетов. Сейчас выводятся на международный рынок вооружений сразу две боевые машины – Ка-52 и Ми-28НЭ, причем на последнюю уже подписан первый экспортный контракт. Именно к ним мы ожидаем повышенного интереса наших партнеров на МАКСе. Участвующий в индийском тендере Ка-226Т – тоже новая машина, как и «Ансат», и модернизированный «тяжеловес» Ми-26Т2. Наличие такой обновленной продуктовой линейки гарантирует дальнейший уверенный рост вертолетного сегмента.
– Расскажите о ситуации на рынке боевых самолетов. Судя по всему, Су-35 становится экспортным фаворитом «Рособоронэкспорта»?
– На рынке боевых самолетов мы прочно удерживаем второе место. По объемам поставок наше положение несколько стабилизировалось, что связано с определенным насыщением авиационного парка наших партнеров. Однако с активным выводом на рынок новейшего истребителя Су-35 мы открываем новую главу экспорта российских боевых самолетов. При этом не сходит с дистанции и семейство истребителей типа Су-30МК. Мы предлагаем нашим партнерам модернизированные версии самолетов, адаптированные под применение новейших авиационных средств поражения, значительно повышающих их боевые возможности. Естественно, большим спросом в дальнейшем будут пользоваться программы по глубокой модернизации стоящих на вооружении истребителей. Таким образом, Су-35 не заменяет, а дополняет модельный ряд и, бесспорно, существенно повышает наши экспортные возможности. Не стоит забывать и о новых модификациях истребителей МиГ-29 – МиГ-29М/М2 и МиГ-35. В первую очередь к ним проявляют интерес страны, где стоят на вооружении самолеты этого семейства.
– Информация о готовящемся соглашении на поставку первой партии истребителей Су-35 в Китай давно обсуждается в прессе. Когда будет подписан контракт и не случится ли так, что, выкупив часть самолетов, Пекин откажется от дальнейшей закупки и займется их копированием?
– По теме истребителей Су-35 с китайской стороной сейчас ведутся технические консультации, и это, как правило, длительный процесс. Поэтому прогнозы по срокам подписания контрактов делать рано. Подчеркну, что нет никаких причин для опасения в отношении невыполнения Китаем контрактных обязательств в части платежей и закупки законтрактованного имущества. Китайская сторона ответственно относится к соблюдению подписанных договоренностей. Это касается и соглашения об охране интеллектуальной собственности от 2008 года, которое является гарантом цивилизованного сотрудничества в военно-технической сфере.
– А как развивается сотрудничество в авиационной сфере с другим стратегическим партнером – Индией?
– Индия – наш ключевой партнер в авиационной сфере, с которым мы работаем над самыми амбициозными проектами. Причем в данном случае я в первую очередь говорю о совместных разработках – взять, к примеру, истребитель пятого поколения FGFA, многофункциональный транспортный самолет MTА, сверхзвуковые ракеты типа «БраМос». Мы принимаем активное участие и в создании национальных образцов и комплектующих. В частности, по авиационной тематике занимаемся доводкой газотурбинного двигателя «Кавери», а также созданием активной радиолокационной головки самонаведения для ракет класса «воздух–воздух» «Астра». Это такой уровень партнерства, на который пока не готова ни одна другая страна. К тому же ни у кого нет такой успешной и длительной истории военно-технического сотрудничества и, следовательно, таких доверительных отношений. Безусловно, Индия по-прежнему остается и основным покупателем наших готовых образцов. В июне мы закончили выполнение контракта 2008 года на поставку ВВС страны 80 вертолетов Ми-17В-5, а в конце года начнем передачу дополнительной партии «милевских» машин в количестве 59 единиц для ВВС и 8 единиц в интересах МВД. Успешно выполняется и заключенный в конце 2012 года контракт на поставку 42 техкомплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки. Как вы понимаете, я перечисляю только самые крупные контракты, которые мы сейчас выполняем.
– В последнее время много новостей приходит с рынка учебно-боевых самолетов. Как вы оцениваете перспективы Як-130 и его конкурентные возможности?
– Мы уже можем оценивать перспективы исходя из опыта эксплуатации этих самолетов как в России, так и за рубежом. И Як-130, несмотря на свою новизну, проявил себя просто отлично. К сожалению, он пока не так известен, как наши «МиГи» или «Сухие», однако у него очень большое будущее. В первую очередь мы рассчитываем на заключение контрактов со странами ближнего зарубежья, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Безусловно, большой интерес к нему будет в ходе МАКСа. Несколько делегаций уже подали заявки на проведение ознакомительных полетов для своих пилотов в ходе авиасалона. Что касается конкуренции, то хочу отметить, что ряд иностранных учебных самолетов создан на основе российских технических решений при непосредственном участии ОКБ имени Яковлева. Поэтому в техническом плане мы не боимся конкуренции – мы абсолютно уверены в высочайших возможностях Як-130. Более того, сейчас ведутся работы по повышению его боевого потенциала, что положительно скажется на экспортной привлекательности.
– Наши успехи в Азиатско-Тихоокеанском регионе или на Ближнем Востоке хорошо известны, а вот есть ли будущее у военно-технического сотрудничества со странами НАТО?
– Во-первых, хорошие примеры такого сотрудничества уже есть – это греческая и турецкая армии, вооруженные рядом образцов российского производства. Достаточное количество авиационной техники еще советского производства стоит на вооружении стран Восточной Европы. Соответственно мы предлагаем варианты их модернизации, а также новые российские разработки. Учитывая существующую инфраструктуру и наличие специалистов, работающих с отечественной техникой, такие закупки выглядели бы логично. Если опять же не увязывать эту тему с политикой, а исходить из рациональных соображений. Есть перспективы и в отношении западноевропейских государств. В первую очередь речь идет о совместных разработках в интересах третьих стран, проведении НИОКР. Наше сотрудничество с крупнейшими европейскими производителями стабильно расширяется. Например, по авиационной тематике по самым разным темам мы работаем с EADS, Elettronica, Finmeccanica, MBDA, Safran, Thales. И такая кооперация необходима, если мы хотим быть в числе лидеров оружейного рынка.
– «Рособоронэкспорт» всегда делает акцент на том, что расширение географии поставок является одним из приоритетов компании. Но у вас в партнерах уже более 70 стран, есть ли еще возможности для расширения?
– Безусловно, это остается одним из приоритетов наравне с углублением кооперации с традиционными партнерами. И в Латинской Америке, и в Азиатско-Тихоокеанском регионе есть страны, с которыми военно-техническое сотрудничество или не начиналось вовсе, или находится в зачаточном состоянии. Как импортеры оружия стремятся сегодня диверсифицировать поставщиков, так и мы за счет увеличения рынков сбыта стремимся сделать свое положение более устойчивым. Хочу особенно подчеркнуть, что мы рады всем новым партнерам, даже если в перспективе речь идет о небольших контрактах. Например, в этом году мы установили отношения с Республикой Фиджи и рассчитываем на плодотворную работу. Под расширением географии поставок мы подразумеваем и восстановление отношений с партнерами после многолетнего перерыва. Особенно это касается африканских стран. За последний год военно-техническое сотрудничество возобновлено с Ботсваной, Ганой, Экваториальной Гвинеей. В конечном счете все небольшие шаги складываются в одну большую стратегию, которая позволяет нам уверенно пополнять портфель заказов в условиях ужесточающейся конкуренции.
источник