Блеск и нищета судпрома :VI Международный военно-морской салон как зеркало российского кораблестроения
30 июл, 2013 0 Комментариев 263 Просмотров

Блеск и нищета судпрома :VI Международный военно-морской салон как зеркало российского кораблестроения

Блеск и нищета судпрома :VI Международный военно-морской салон как зеркало российского кораблестроения
Безусловно, VI Международный военно-морской салон (МВМС-2013) стал лучшим среди всех проводившихся за десять лет в Санкт-Петербурге. Организаторы и устроители старались сделать все, чтобы превратить эту выставку в смотр передовой военно-морской техники и одновременно в праздник. Шоу разворачивалось на воде, в небе и на земной тверди. Были и пилотажные группы «Витязи» со «Стрижами», и стрельбы корабельными артсистемами на полигоне Ржевка, и великолепный джаз-оркестр под управлением Давида Голощекина.
В павильонах тон задавали электронные фирмы, работающие на судпром. Концерн НПО «Аврора», занимающийся созданием средств корабельной автоматики, предлагал ВМФ РФ проект центра подготовки военно-морских специалистов разных специальностей для надводных кораблей и подводных лодок. Кстати, во Вьетнаме под эгидой «Авроры» скоро начнет действовать такой центр обучения подводников. Там будут готовить экипажи для шести субмарин проекта 06361, которые строятся сейчас на Адмиралтейских верфях для ВМС СРВ. Первая из этих лодок скоро будет передана заказчику.
Концерн ЦНИИ «Электроприбор» демонстрировал свои уникальные приборы навигации, «Океанприбор» – новейшие средства гидроакустики, «Гранит-Электрон» – радиолокационные станции и головки самонаведения противокорабельных ракет. Концерн «Моринформсистема-Агат» создает на Дальнем Востоке кластер по разработке систем управления подводной робототехникой.
А на открытой площадке салона демонстрировал контейнизированный ракетный комплекс Club-K, предназначенный для поражения морских и береговых целей.
СКРОМНОСТЬ ОСК НЕ УКРАШАЕТ
А вот кораблестроители разочаровали. Второй раз подряд Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) на огромной выставочной площади устраивает общий стенд предприятий, входящих в этот холдинг. Сами участники выставки от ОСК за глаза называли эту экспозицию «братской могилой». И они правы, поскольку разобраться, во всяком случае с первого раза, кто и какие проекты предлагает, кто и что строит, не представлялось возможным. А ведь потенциальным зарубежным заказчикам, на привлечение которых в первую очередь ориентирован салон, важно понять, с кем они имеют дело. Именно поэтому представители фирм, входящих в объединение, вынуждены были устраивать специальные туры к тем уголкам необъятного стенда ОСК, где выставлялись модели их кораблей. Или организовывали презентации новых проектов. Так, например, Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) провел презентацию нового рейдового тральщика (РТЩ) проекта 10750Э водоизмещением 150 т. Сборка головного корабля этого типа скоро начнется на СНСЗ для ВМС Казахстана.
Проект этого РТЩ был создан в инициативном порядке ЦМКБ «Алмаз», которому принадлежит пальма первенства по количеству проектов кораблей, судов и катеров, строящихся на различных российских верфях, на базе тральщика проекта 10750 «Сапфир», разработанного еще в советскую эпоху. Но проект радикально переработали. В монолитном стеклопластиковом корпусе – импортная ГАС миноискания Sea Bat Combo. Автономные подводные аппараты Alister, K-Ster Inspector и K-Ster Mine Killer, тоже, как нетрудно догадаться, зарубежного происхождения, позволяют искать и уничтожать мины впереди по курсу корабля. Предусмотрено и использование отечественных контактных и акустических тралов, а «дирижирует» всем этим сложным хозяйством автоматическая система управления противоминными действиями «Диез-Э» разработки концерна «Моринформсистема-Агат».
В адрес этого проекта уже раздаются упреки. Мол, в нем слишком много зарубежных комплектующих. А что делать, если в Госпрограмме вооружений до 2020 года на развитие минно-тральных кораблей не заложено средств? А ведь мины были бичом Российского императорского флота в Первую мировую войну и Советского ВМФ на Балтике и Черном море в годы Великой Отечественной.
Вторая новинка от ОСК – противолодочный корабль «Сарсар» водоизмещением около 900 т разработки Зеленодольского ПКБ. Он создан на базе малого ракетного корабля проекта 21631 «Буян-М». Главное его оружие – противолодочный комплекс «Пакет-НК» или два 533-мм двухтрубных торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами. Для обнаружения субмарин используется подкильная ГАС. Имеются также 57-мм артиллерийская установка А220М, пулеметы и беспилотный авиационный комплекс «Горизонт Эйр S-100». А вот зенитное вооружение этого плотно скомпонованного небольшого корвета выглядит явно архаично, поскольку для обеспечения ПВО предполагается использовать ЗРК «Оса-МА». Слов нет, когда этот комплекс появился 40 лет назад, то он был последним словом средств обороны от воздушного противника на ближних рубежах. Сегодня этот одноканальный ЗРК вряд ли способен справиться с современными противокорабельными ракетами. Но выбор в пользу «Осы-МА» вынужденный. Отечественная промышленность пока не дает флоту ЗРК малой дальности, который бы отвечал требованиям борьбы с воздушным противником в XXI веке.
Впрочем, ситуация может поменяться. В инициативном порядке Ижевский электромеханический завод «Купол», входящий в Концерн ПВО «Алмаз-Антей», предлагает оморячить ЗРК «Тор-М2МКМ». Этот многоканальный комплекс модульного построения предназначен для аэродинамических целей всех классов на дальностях 1000–15 000 м и высотах от 10 до 10 000 м в сложной помеховой и метеорологической обстановке. Комплекс «Тор-М2МКМ» успешно эксплуатируется в войсках. И для создания морской версии потребуется короткое время и не очень большие средства. Но все-таки без государственного финансирования процесс этот может затянуться.
ДЕНЬГИ НЕ ГАРАНТИРУЮТ
РЕШЕНИЯ ВСЕХ ПРОБЛЕМ
Правда, и государственное финансирование не всегда помогает. В гавани флагманом российской экспозиции на МВМС-2013 был построенный на Северной верфи корвет «Бойкий» проекта 20380 разработки ЦМКБ «Алмаз». Он сдан флоту в мае этого года. Однако этот хорошо сбалансированный и элегантный корабль, в архитектуру и конструкцию которого внедрены новейшие технологии малой заметности, не довооружен. На нем отсутствует ЗРК «Редут», который должен поставить концерн ПВО «Алмаза-Антея». Как уже отмечала газета («НВО» № 20 от 14.07.13), камень преткновения – РЛС «Фуркэ», которая не справляется с наведением ракет на цель. Без «Редута» несет службу первый серийный корвет этого типа «Сообразительный». Не получит его пока и готовящийся к испытаниям на Северной верфи корвет «Стойкий». К слову, не справляется «Фуркэ» и с наведением на цель ракет ЗРАК «Кортик-М» корвета «Стерегущий» – головного корабля серии.
Вообще «живыми» кораблями и катерами Российский ВМФ и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ были представлены на салоне 2013 года слабее предыдущих лет. Достаточно сказать, что их суммарное водоизмещение более чем вдвое уступало водоизмещению двух голландских кораблей, прибывших на МВМС: фрегата «Эвертсен» и дизель-электрической подводной лодки «Долфин». Фрегат Королевских ВМС Нидерландов стал самой яркой звездой салона. Он относится к числу лучших в своем классе. При водоизмещении более 6000 тонн корабль несет мощное и хорошо сбалансированное вооружение: противокорабельные и зенитные ракеты, 127-мм автоматическую артиллерийскую установку, противолодочные торпеды, 30-мм многоствольные автоматы обороны ближнего рубежа, вертолет. Но изюминка корабля – радиолокационная станция SMART-L фирмы Thales Nederland. Она работает по воздушным целям, находящимся на дальности до 400 км, одновременно отслеживает до 1000 летательных аппаратов и до 100 морских объектов.
Однако вскоре «Эвертсену» и трем другим кораблям этого типа предстоит модернизация, которая главным образом коснется совершенствования радиотехнических средств. Возможности РЛС SMART-L будут существенно расширены. Они смогут засекать баллистические ракеты на дистанции более 1000 км. Таким образом голландские фрегаты станут элементами ЕвроПРО, создаваемой Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО.
Конкуренцию «Эвертсену» мог составить российский фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – головной проекта 22350 разработки Северного ПКБ, который еще год назад планировался к участию на МВМС-2013. Но, увы, его не было в гавани. Отсутствие объяснялось «началом швартовных испытаний» корабля на Северной верфи. Но на самом деле фрегат из-за задержек поставок комплектующих и вооружения, прежде всего зенитного ракетного комплекса «Полином-Редут», просто не готов к демонстрационным показам.
На салоне стало известно, что командование ВМФ РФ не исключает увеличения количества строительства фрегатов проекта 11356Р/М разработки Северного ПКБ с шести до девяти единиц. Они по своим тактико-техническим характеристикам и вооружению уступают фрегатам проекта 22350, но хорошо освоены промышленностью: и прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь», где сейчас ведется их сборка, и предприятиями-поставщиками комплектующих и вооружения. К сожалению, доводка до ума фрегатов «Адмирал флота Советского Союза Горшков», «Адмирал флота Касатонов» и «Адмирал Головко» проекта 22350 может затянуться, в то время как флот нуждается в боевых кораблях срочно. Поэтому, если будет принято решение об увеличении заказа на фрегаты проекта 11356Р/М, то это будет, хотя и вынужденным, но верным шагом.
БОЛЬШЕ КОРАБЛЕЙ ХОРОШИХ
И РАЗНЫХ
На салоне стало также известно, что у Министерства обороны и флота снова проснулся интерес к десантным кораблям на воздушной подушке типа «Зубр» и «Мурена» разработки ЦМКБ «Алмаз». Как заметил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, «в условиях скоротечных конфликтов, которые прогнозируются на ближайшие 10–20 лет, подобного рода суда позволят оперативно доставить технику и войска в нужную точку». По данным некоторых источников, уже практически готов контракт с петербургской судостроительной фирмой «Алмаз» на строительство «Зубров». Они, конечно, будут отличаться от ДКВП проекта 12322, которые создавались еще в советские времена. Их оснастят современными средствами управления и связи. Создается впечатление, что интерес к ДКВП инициировал китайский заказ Украине на такие корабли. Феодосийский завод «Море» уже сдал ВМС Народно-освободительной армии Китая головной ДКВП типа «Бизон» – контрафактную версию «Зубра», на стапеле – второй корпус. Затем производство будет перенесено в Поднебесную, которой Киев незаконно передал всю техническую документацию, принадлежащую ЦМКБ «Алмаз».
Большая программа модернизации кораблей Российского флота осуществляется на стапелях северодвинского Центра судоремонта «Звездочка». В канун открытия петербургского салона после ремонта был спущен на воду ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант» разработки Северного ПКБ. В следующем году после доводочных работ он вернется в строй ВМФ, затем на этом предприятии модернизацию пройдут однотипные крейсера «Москва» и «Варяг». Наконец открылось финансирование и начались ремонтно-восстановительные работы на атомном подводной ракетном крейсере стратегического назначения «Екатеринбург», который серьезно пострадал от пожара в декабре 2011 года (подробнее см. «НВО» № 46 за 2012 год). На «Звездочке» проводится и глубокая модернизация АПЛ «Тигр» проекта 971 разработки СПМБМ «Малахит». По утверждению авторитетных источников, эта субмарина и другие лодки этого типа будут доведены до уровня поколения 4+, то есть по ряду характеристик даже превзойдут новейшую многоцелевую АПЛ «Северодвинск» проекта 885 «Ясень».
На салоне стало известно также, что «Рособоронэкспорт» ведет переговоры с Алжиром о поставке ВМС этой страны еще двух дизель-электрических подводных лодок проекта 636 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Ранее на Адмиралтейских верфях для флота этого арабского государства были построены четыре такие субмарины. Другая новость касалась предстоящих поставок в Никарагуа двух ракетных катеров проекта 12418 «Молния» и четырех патрульных катеров проекта 14310 «Мираж» (оба разработки ЦМКБ «Алмаз»), которые будут строиться на СНСЗ и рыбинском судостроительном заводе «Вымпел». Общий портфель заказов российской военно-морской техники, предназначенной для поставок за рубеж, как сообщил заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов, составляет около 8 млрд. долл., то есть 18% от общего объема экспорта продукции военного назначения.
Однако вернемся к причалам гавани. Единственной «живой» новинкой российской экспозиции на салоне стал катер модернизированного проекта 12150 «Мангуст» разработки ЦМКБ «Алмаз» и постройки СЗ «Вымпел». Этот 25-тонный скороход, развивающий 50-узловый ход и предназначенный для спецназа ВМФ, заметно отличается от прототипа, от которого остались лишь обводы корпуса, двигатели и часть навигационного оборудования. Изменилась архитектура, увеличились объем и комфорт помещений. В носовой части появился дистанционно-управляемый пулемет. Катер, конечно, не фрегат, но все равно познакомиться с ним было приятно.
Петербургский салон подтвердил обозначившуюся тенденцию увеличения количества кораблей, строящихся для ВМФ и Береговой охраны, предприятиями, не входящими в ОСК (см. «НВО» № 20 за 2013 год). Всего на МВМС-2013 прибыло восемь вымпелов, принадлежащих этим силовым ведомствам. Из них только корвет «Бойкий» построен Северной верфью, то есть заводом из команды ОСК. Все остальные семь единиц (малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630, противодиверсионный катер П-104 проекта 21980 «Грачонок», десантный катер Д-67 проекта 11770 «Серна», пограничные катера проекта 12200 «Соболь» и проекта 12150 «Мангуст», малое гидрографическое судно «Вайгач» проекта 19910, а также уже названный выше модернизированный «Мангуст» для спецназа ВМФ) строились предприятиями-«аутсайдерами», то есть не входящими судостроительный холдинг. Правда, все эти корабли и катера спроектированы КБ из состава ОСК. Но ведь «вольных» конструкторских бюро, во всяком случае, способных проектировать боевые корабли и катера, за редкими исключениями и не осталось.
По итогам прошлого года в лидеры отечественного надводного кораблестроения вырвался не входящий в ОСК Зеленодольский завод имени А.М. Горького. Он передал ВМФ ракетный корабль 2 ранга «Дагестан», два противодиверсионных катера и морской буксир. Завод закрыл свои гарантийные обязательства перед ВМС Вьетнама, для которых построил два фрегата типа «Гепард-3.9». И в этом году предприятие взяло высокий темп. На Черном море проходят испытания очередного противодиверсионного «Грачонка», а на Каспии в дни работы МВМС-2013 начались испытания малого ракетного корабля «Град Свияжск» – головного проекта 21631 «Буян-М». Скоро на Каспий отправится второй МРК – «Углич». Предполагается, что до конца года они войдут в состав ВМФ. А в августе состоится уже закладка шестого корабля этого типа. На стапеле завода – пограничный сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 «Океан». На салоне в Петербурге завод демонстрировал в основном свои экспортные возможности. Оно и понятно. В сентябре этого года предприятие начнет строительство второй пары фрегатов для ВМС Вьетнама.
ПЛАВУЧИЙ АЭРОДРОМ ОСТАЕТСЯ
В МЕЧТАХ
Большие надводные корабли и атомные подводные лодки пока строятся у нас мучительно и долго. На фоне этого обстоятельства несколько нелепо звучали речи на МВМС-2013 о готовности России построить авианосец. В закрытой для публики части экспозиции Крыловского государственного научного центра (КГНЦ) даже демонстрировалась концептуальная модель перспективного российского плавающего аэродрома. Это корабль водоизмещением порядка 80 000 т, несущий 40 истребителей МиГ-29К и оморяченной версии ПАК ФА (Т-50). Неатомная энергетическая установка должна обеспечить 30-узловый ход. И авиагруппа, и ГЭУ вызывают вопросы. Во-первых, работы по Т-50 для ВВС далеко еще не завершены. Во-вторых, потребуются еще годы по созданию палубной версии самолета. Машина сама по себе тяжелая, ее взлетный вес – 26–30 т. Габариты ее тоже немаленькие: длина – 19,4 м, высота – 4,8 м, а размах крыла – 14 м. Очевидно, именно поэтому этот большой авианесущий корабль сможет принимать только четыре десятка самолетов.
Смущает выбор ГЭУ. Почему она неатомная? Неужели на перспективном корабле хотят разместить котлотурбинные установки, с которыми мучается «Адмирал Кузнецов» и от которых пострадал «Викрамадитья»? На МВМС-2013 НПО «Сатурн» продемонстрировало двухтопливный газотурбинный двигатель морского исполнения E70/8РД. Его стендовые испытания завершились в конце прошлого года. Но этот ГТД еще не работал на «живых» кораблях.
Отказ от атомной энергетической установки можно объяснить высокой ее стоимостью. А и без нее ориентировочная стоимость крыловского авианосца впечатляет – 400 млрд. руб., то есть 12,5 млрд. долл. Другими словами, она сопоставима с затратами на создание нового американского атомного авианосца «Джеральд Форд». Только у того возможности будут как минимум вдвое больше, чем у российского корабля – за счет вдвое большей авиагруппы, ядерной энергетической установки, полной электрификации агрегатов корабля, наличия электромагнитных катапульт и сетецентрической системы обмена данными. Сумма затрат на авианосец КГНЦ не учитывает затрат на строительство или модернизацию верфи для сборки такого гиганта, на подготовку специалистов-судостроителей, моряков и летчиков, на разработку летательных аппаратов, в том числе и тех, которые так и не были реализованы в нашей стране, например, палубных самолетов дальнего обнаружения и наведения.
Архитектура и конструкция крыловского авианосца необычны. Если два острова по правому борту позаимствованы у британских авианосцев типа «Квин Элизабет», то катапульты и два трамплина для взлета самолетов – чисто отечественное изобретение. Хотя и этому музыкально-тракторному решению можно найти объяснение. Сами разработчики не верят в возможность создания надежных паровых катапульт, не говоря уже об электромагнитных, на которые из-за отсутствия атомной силовой установки просто не хватит энергии.
Строительство авианосца, если оно все-таки начнется, станет долгоиграющей «панамой» по распилу государственных средств, перед которой померкнет сочинская Олимпиада, и погубит отечественное кораблестроение, с трудом восстанавливающееся после провала 90-х – первого десятилетия 2000-х годов. Ведь на другие кораблестроительные программы средств попросту не останется.
А на МВМС не раз и не два звучали речи о растущей мощи Российского ВМФ. «В течение этого года в состав ВМФ России будут приняты 36 боевых кораблей, боевых катеров, вспомогательных судов, – заявил на пресс-конференции, посвященной завершению салона, заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом вице-адмирал Александр Федотенков. – Такого не было никогда в жизни». Такое было и в конце 50-х, и в 60-е, и в 70-е, и в 80-е годы. А вот структуру пополнения ВМФ адмирал не потрудился расшифровать. Из 36 единиц, о которых он говорил, большинство составят небольшие вспомогательные суда и катера (рейдовые буксиры, водолазные боты, суда комплексного портового обслуживания и так далее). Они очень нужны флоту, однако ему нужны и боевые корабли. В текущем году промышленность обещает сдать два РПКСН проекта 955, один из которых должен был появиться в составе ВМФ еще в прошлом году, одну многоцелевую АПЛ проекта 885, тоже из прошлогоднего «запаса», два МРК проекта 21631, несколько противодиверсионных катеров и, может быть, корвет «Стойкий» проекта 20380. Это, разумеется, немало, учитывая провальные результаты минувших лет, но все-таки недостаточно для возвращения флоту статуса, соответствующего статусу великой морской державы.
источник:nvo.ng.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация