Самые мощные на планете: Каким будут китайские ВМС будущего
Новая военная тактика Пекина не требует погони за стальными левиафанами
Дмитрий Капустин
Военно-морские силы Китая за последние годы стал одним из мощнейших на планете. Благодаря впечатляющему арсеналу оружия берегового базирования, китайским ВМС больше не нужно быть тесно привязанным к защите внутренних вод и воздушного пространства. Военно-морские операции становятся все более дерзкими и все дальше от китайских границ.
Возможно даже, что Китай рано или поздно создаст постоянный экспедиционный корпус для важного для его интересов региона, такого как Индийский океан. Такой прогноз дает в колонке для влиятельного у американских военных журнала National Interest доктор Джеймс Холмс, заведующий кафедрой морской стратегии Военно-морском колледже Университета Джорджии.
Третий не лишний. Новейший китайский авианосец вышел в море
Не далее как 1 мая «Фуцзянь» (третий авианосец в строю китайских ВМС) отбыл на первый раунд ходовых испытаний. В конструкции авианосца применено множество технологических новиков, по которым можно судить о будущем китайской военно-морской стратегии.
Китайские корабелы отказались от трамплинов для запуска самолетов (как на предыдущих авианосцах «Ляонин» и «Шаньдун»), выбрав электромагнитные катапульты. В результате судно имеет очертания американского авианосца с плоской взлетной палубой.
Только недавно авианосец ВМС США «Джеральд Р. Форд» (первый американский авианосец, оснащенный электромагнитными катапультами и подъемниками вооружений), завершил свое первое крупное развертывание за рубежом после того, как был введен в эксплуатацию в 2017 году. Да, настолько сложными в освоении были новейшие технологии американцев. Однако китайские инженеры легко освоили аналогичные технологии за намного более короткий срок, подчеркивает доктор Холмс.
Китайские ВМС теперь располагают достаточным количеством авианосцев, чтобы постоянно держать одну или даже две авианосные группы в море, если того пожелает верховное командование. По оценкам Пентагона, требуется 1,5 авианосца, постоянно находящихся в Японском море: то есть один будет постоянно находиться в рейде, с учетом цикла обучения, технического обслуживания и капитального ремонта.
«Фуцзянь» может стать массовым кораблем
Стоит понаблюдать за тем, как руководство Китая использует полноценный авианосный флот в мирное время, чтобы понять, как оно будет использовать флот в военное время, подчеркивает Холмс. Также стоит посмотреть, что будет следующим важным достижением китайской палубной авиации.
Автор National Interest подчеркивает, что командование китайских ВМС открыто для экспериментов с флотом. Что касается, скажем, эсминцев с управляемыми ракетами, китайские судостроители готовы построить несколько небольших классов или подклассов боевых кораблей, а затем передать их ВМС для апробации. После оценки характеристик каждого варианта руководство принимает лучшие наработки и отбрасывает худшие. Синтез приведет к созданию боевой платформы, пригодной для массового производства, после чего китайские верфи могут выпускать корпуса кораблей по настоящему массово.
Доктор Холмс пишет, что в серийное производство может быть запущен и «Фуцзянь». Сделать это легко. Авианосец не оснащен ядерной установкой и корабль не такой большой, как, скажем, американские суда классов «Нимиц» и «Форд». Эксперт National Interest пишет: китайцам пока нужны не стотысячетонные девиафаны как символы статуса сверхдержавы, а по-настоящему массовые и технологически продвинутые корабли.
Перл-Харбор или битва за Мидуэй уже не повторятся
Крупные авианосцы в современной военно-морской войне уже не являются залогом абсолютной победы, как было еще, например, в битве за Мидуэй.
Более крупные авианосцы управляют большими авиакрыльями и, таким образом, могут задействовать больше огневой мощи во время сражения вдали от суши. Так было в учебниках истории и до сих пор преподается в военных вузах.
Доктор Холмс пишет, что второй битвы за Мидуэй, возможно, никогда и не будет. И вспоминать ее уже нет смысла. Боевую мощь китайского авианосного флота усиливают боевые самолеты и ракеты наземного базирования, дальность действия по мере технологического совершенствования постоянно увеличивается. Кроме того, усиливается мощь береговых укреплений, а также сверхмощных малых судов (включая минные заградители, торпедные катера и даже эсминцы), которые должны создать заслон для вражеских флотов, которые рискнут подойти слишком близко к китайским берегам или портам.
Необходимость инвестировать в гигантские авианосцы (по типу американских) у лидеров Китая возникнет только когда появится возможность поставить на якорь экспедиционный флот или флотилию вдали от китайских берегов. Даже помимо своей боевой мощи, эти гиганты продемонстрируют китайское технологическое величие, помогая Китаю утвердиться в качестве поистине глобальной дипломатической и военной державы.