У бюргеров скандал: Новейшие САУ RCH-155 могут попасть к ВСУ раньше, чем в Бундесвер
Новейшая артсистема отличается уникальными характеристиками и высокой ценой
Виталий Орлов
Информация, опубликованная в «Welt am Sonntag» заставляет в очередной раз обратить внимание на окончательно съехавшее с катушек правительство Германии. То ли канцлер-слесарь (именно так его недавно назвал один из парламентариев Бундестага) окончательно махнул рукой на Бундесвер, то ли не смог пережить массового истребления распиаренных «Леопардов», но в конце ноября текущего года стало известно о планируемых поставках на Украину новейших САУ RCH 155, отличающихся способностью вести высокоточный огонь на ходу.
Производство восемнадцати единиц RCH 155, предназначенных для ВСУ, стартовало еще в январе 2023 года. Но самым интересным здесь представляется другое. ВСУ (не Бундесвер) могут стать первыми (!) эксплуатантами этой безусловно инновационной артиллерийской системы. Радует лишь одно — передача новых немецких САУ временно откладывается. Причем на неопределенное время.
Новая САУ RCH-155 стала одним из результатов реализации проекта «Artillerie-Gesch?tz-Modul», стартовавшем в начале двухтысячных в компании «KMW». Его ключевой целью обозначена разработка унифицированного боевого модуля, оснащенного артиллерийской установкой калибра 155 миллиметров. Его планировали использовать на разных типах шасси, получая при этом линейку самоходных гаубиц с одинаковыми огневыми характеристиками.
Разработка модуля AGM велась с широким применением технических решений и компонентов, использованных в процессе создания серийной САУ PzH 2000, а его первое представление состоялось уже в 2004 году. В ходе прошедших в 2005—2006 годах полигонных испытаний модуль продемонстрировал преимущественные по отношению к существующим аналогам огневые характеристики.
В 2014 году представителям Бундесвера представили RCH-155, созданную на платформе колесного шасси бронемашины «Boxer» и использующую доработанную версию модуля AGM, отличающуюся повышенным уровнем автоматизации.
А теперь о том, что из себя представляет передовая немецкая разработка. RCH 155 — самоходная артиллерийская установка на колесном шасси, оснащенная 815-сильным силовым агрегатом MTU V8?199te20 21, позволяющим ей развивать скорость до 100 км/ч. Боезапас 155-миллиметровой нарезной гаубицы с длиной ствола, равной 52 калибрам, составляет 30 снарядов, а скорострельность — порядка 9 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы обычными боеприпасами не превышает сорока километров, а при использовании Excalibur или Rheinmetall Assegai V-LAP значение этой характеристики увеличивается до 50+ километров.
Для САУ RCH-155 разработчик использовал вариант четырехосного шасси «Boxer», отличающийся двухместным отделением управления и удобной для размещения полезной нагрузки кормовой площадкой. Именно на ней и монтируется унифицированный боевой модуль, представляющий собой достаточно габаритную бронированную башню. Конструктивные особенности УБМ обеспечивают возможность круговой наводки по горизонтали с диапазоном углов возвышения -2,5 …65 градусов.
По утверждениям производителя, новая немецкая САУ способна вести на ходу даже фланговый огонь, не подвергаясь риску раскачивания и последующего опрокидывания. Уточняется при этом, что по желанию заказчика может быть установлена дополнительная система стабилизации.
Как пишет на своем сайте производитель, большой боезапас и быстрая перезарядка, устойчивая платформа оружия, максимальная точность по цели, автоматизированная подача боеприпасов в сочетании с автономностью в навигации и управлении огнем делают RCH 155 новым эталоном современной колесной трубчатой ??артиллерии.
Как пишет на своем сайте производитель, большой боезапас и быстрая перезарядка, устойчивая платформа оружия, максимальная точность по цели, автоматизированная подача боеприпасов в сочетании с автономностью в навигации и управлении огнем делают RCH 155 новым эталоном современной колесной трубчатой ??артиллерии. (Фото: knds.de/цитата видео)
Ключевой целью разработки системы стала необходимость артиллерийской поддержки механизированных частей Бундесвера в целом, и многоцелевых боевых бронированных машин «Boxer», в частности. В первую очередь, потому что RCH 155 использует аналогичную платформу с колесной формулой 8?8.
В составе экипажа RCH 155 всего два человека: командир-оператор и механик-водитель. Контроль боевого модуля осуществляется с автоматизированного рабочего места, размещенного в отделении управления. В состав СУО этой гаубицы включены не только набор разнообразных датчиков, средства навигации и баллистический компьютер, но и радиолокационный измеритель скорости снаряда и программатор управляемых взрывателей.
И в заключение, об очевидных и объективных затруднениях, сопровождающих эксплуатацию САУ RCH-155. Анализ заявленных производителем характеристик и боевых возможностей позволяет позиционировать эту артиллерийскую систему в качестве достаточно удачного и современного образца. В процессе его создания использованы отработанные технологические решения и компоненты, а примененные нововведения не грозят высокими техническими рисками.
Но пока новая немецкая САУ не принимала участия в реальных боевых действиях, специалистам приходится оперировать лишь сведениями, представленными производителем. И исходя из них, ее сравнительно большая масса (39 тонн) не предполагает достаточно высокого уровня мобильности, особенно в условиях украинской распутицы. Однако в качестве частичной компенсации этого недостатка можно рассматривать уникальную способность RCH 155 вести высокоточный огонь, находясь в движении. Кроме того, немецкая САУ отличается высокой степенью автоматизации, а в перспективе планируется возможность ее дистанционного управления и выполнения стрельбы без участия экипажа.
Однако практика показывает, что ни сама RCH-155, ни модуль AGM до сих пор не стали высоковостребованными образцами на мировом рынке вооружений. Компания-производитель до настоящего времени не получила ни одного подтвержденного заказа. Скорее всего, потенциальных партнеров пугает сочетание технической сложности и высокой стоимости изделия. Предъявляются к новой немецкой САУ и другие претензии. В первую очередь, они касаются ее устойчивости при движении по пересеченной местности и ведении огня в боковые секторы.
Впрочем, в создавшейся сегодня вокруг гипотетического украинского заказа ситуации ни цена, ни конструктивные и технические особенности RCH-155 ключевой проблемой их передачи «самой сильной армии Европы» не являются. Серьезные вопросы у компании-производителя вызывают заявленные Киевом сроки поставки и требуемые объемы.
Очевидно, что восемнадцать САУ не окажут даже малозаметного влияния на «процесс восстановления сухопутной артиллерии ВСУ». И использовать их, с большой долей вероятности будут для обстрела мирных городских кварталов и сугубо гражданских объектов. И в этом случае ущерб от любого разорвавшегося снаряда следует считать неприемлемым.