Французский политик Филиппо отказывается делиться круассаном с Зеленским
Европа ощущает дефицит боеприпасов и начала опасаться, что русские танки беспрепятственно дойдут до Ла Манша
Юрий Енцов
Материал комментируют:
Александр Шатилов
Французские издания поменяли риторику по Украине, заметил тенденцию лидер местной партии «Патриоты» Флориан Филиппо, написав об этом на своей странице в соцсети: «Полная смена нарратива во французских СМИ. Нас оскорбляли за то, что мы осмелились сказать очевидное, что Владимир Зеленский проиграет и нужно прекратить бойню».
Этот крайне правый политик уже призвал к прекращению поставок Украине оружия и финансов. Ранее мсье Филиппо ратовал за восстановление отношений с Москвой, несмотря на давление со стороны НАТО. По его словам, Германия и другие европейские страны тоже заинтересованы в возвращении на российские рынки, откуда они были вынуждены уйти после начала спецоперации на Украине.
Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов считает, что хотя Филиппо и политик второго плана, тем не менее он отражает некоторые настроения:
— Прежде всего, рядовых французов. Они ведь известны, тем, что всегда очень трепетно относятся к собственному благополучию и доходам. Французские профсоюзы сильны в их борьбе за социальные права трудящихся. Чуть что, поднимают десятки и сотни тысяч человек и перекрывают улицы с требованиями от работодателей и правительства каких-то уступок.
Подспудно напряжение растет даже в ведущих странах Европы. Благосостояние резко падает и в Германии, и во Франции. Проблемы накладываются друг на друга: и миграция, и палестино-израильское противостояние — все это выплескивается на улицы французских городов. И в этой ситуации, пересчитывая у себя в кошельке евроценты, рядовой француз задумывается, ища ответ: почему их стало меньше? Кто съел мой круассан?
«СП»: Возможно, Филиппо — выразитель надежд и чаяний очень узкой части националистически настроенных французов, которым при этом безразлично то, что делается за пределами их страны? А Украина с Россией страшно далеко. Французам бы с переселенцами из-за Средиземного моря разобраться, которые в утлых лодчонках высаживаются на ласковый берег в поисках лучшей доли…
— Все больше в массах растет ощущение, что во Франции перебор с поддержкой Украины, как и в других европейских странах. Да и, что называется, «не в коня корм». Сколько можно Украине давать, она же как бездонная бочка. Уровень жизни в Европе падает, но лучше на Украине не становится. Более того, контрнаступ провален и Россия жмет вовсю. Возникает вопрос: а ради чего все эти жертвы? Не проще ли французам сидеть у себя дома и не строить наполеоновские планы, вновь пытаясь играть роль в большой мировой политике? Может, и бюджет целее будет.
Поэтому, думаю, такого рода высказывания отражают определенные настроения во французском обществе. Элита, конечно, повязана договоренностями с англосаксами и не может открыто это заявлять, а через второстепенного французского политика она может транслировать некоторые свои чаяния.
Европейский бизнес тоже стонет, неся серьезные убытки, и бюрократы, которые придерживаются принципов «реалполитик» не в восторге от парадоксальной и бесцельной поддержки Украины.
«СП»: Не только во Франции раздаются критические голоса, так три недели назад в журнале National Interest напечатали, что Вашингтону просто не хватит сил на помощь всем своим союзникам: «…не переоценили ли себя США, формально и неформально обещая защищать все расширяющуюся кучу стран по всему миру?». А пару недель назад министр обороны Италии Гвидо Крозетто размечтался, что вооруженный конфликт между Россией и Украиной может быть завершен весной 2024 года, признав, что с военной точки зрения Запад зашел в тупик.
— С одной стороны, мы видим, что происходит поддержка щедрой рукой Украины и ее экономики, которая без Запада рухнула бы, наверное, через неделю, с другой стороны, военная помощь ослабляет страны-спонсоры.
Например, в Европе ощущается дефицит боеприпасов для своих вооруженных сил. Они задаются вопросом: «А если Украина рухнет, русские танки беспрепятственно дойдут до Ла Манша? Нечем их останавливать». Такие опасения имеются.
Да, конечно, еще несколько месяцев назад раздавались голоса, что Запад начинает «уставать от военного конфликта на Украине», об этом, в частности, заявил вице-маршал ВВС Великобритании в отставке Шон Белл. Мол, поставлять оружие на Украину Западу «становится все сложнее», растут риски и расходы. Но если раньше это в основном бубнили бывшие государственные и политические деятели, то сейчас так заговорили и действующие.
К тому же, помимо самых простых размышлений типа «Украина далеко» или «пусть эти русские сами друг с другом разбираются», появляются и серьезные исследования на тему, что делать с Украиной.
В том смысле: «проглотят ли ЕС и НАТО незалежную, не пережевав ее как следует». Да, высказывания президента Украины Владимира Зеленского раздражают некоторых, написала в своей статье обозреватель газеты Le Monde Сильви Кауфманн. Но эта «усталость Запада» от Украины объясняется не только психологическими, но и объективными причинами военного и дипломатического характера.
Помимо буксующего контрнаступления, нехватки оружия, боеприпасов и артиллерии, которые Запад с трудом поставляет, опустошив свои запасы, есть и еще дипломатические неудачи. Так аргументы Запада в поддержку Киева не нашли отклика у стран Глобального Юга.
К тому же «локальный восток Европы» меняется. Польша отошла в сторону из-за предвыборной кампании, в соседней Словакии на выборах одержал победу противник помощи незалежной. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель пытался реанимировать интерес к Украине, но министры иностранных дел Венгрии и Польши на очередной его шабаш вообще не приехали.
Поляк сослался на плохое самочувствие, при этом участвуя в съезде своей партии. Французская пропагандистка мадам Кауфманн называет все это «смелым, но не безрассудным».
Не лучше ли скорее принять Украину в ЕС? Но и тут есть свои сложности: приняли бы, кабы не политические события в США. Вашингтон может себе позволить «принести в жертву Украину», а Европа нет.
Поэтому надо строить заводы по производству оружия на территории незалежной и расширять Евросоюз. Не только Украиной, но и Молдавией. Но тут и хочется, и колется. Ведь придется идти на жертвы, которые могут показаться недопустимыми. Как бы паралич не хватил. Невольно напрашивается вопрос: чего же хотят в Европе, принять в своей состав Украину или с ее помощью убиться?
В общем, разразился «идеальный шторм»: куда ни кинь, всюду клин, негативные тенденции сходятся и в военном, и в дипломатическом, и экономическом плане. При этом в другой колонке той же «Монд», со страшным апломбом и пренебрежением, но тем не менее признают, что русские в большинстве своем… ничего не потеряли в результате СВО.