МиГ-31 с нетерпением ожидает в Заполярье норвежские F-35
Новейший американский истребитель разработчики никак не могут довести до ума
Валерий Смирнов
С начала 80-х годов прошлого столетия небо Заполярья надежно защищали тяжелые истребители-перехватчики МиГ-31. Одним из первых полков, который получил новейшие самолеты, был 174 ГвИАП (21 корпус ПВО, 10 отдельная ВА), базирующийся под Мурманском (авиабаза Мончегорск). Самолеты, несшие боевое дежурство, были предназначены в первую очередь для перехвата американских стратегических разведчиков SR-71, которые систематически облетали северные границы СССР.
Несмотря на солидный возраст (первый полет прототипа состоялся в 1979 году), МиГ-31 продолжает нести боевое дежурство, внушая НАТО страх и уважение.
После вхождения наших северных соседей в альянс воздушная обстановка резко осложнилась. США и другие члены НАТО расширяют свое присутствие в Арктике. Россия также усилила свою собственную оборону за счет развертывания С-400 и новых систем ПВО С-500, перехватчиков МиГ-31БМ/БСМ и МиГ-31К и других активов.
В 2021 году ВВС США впервые развернули бомбардировщики B-1B за Полярным кругом на норвежской авиабазе Будё, хотя один из бомбардировщиков получил серьезное повреждение двигателя, что вызвало вопросы относительно их пригодности для работы в экстремальном климате. Россия ответила размещением МиГ-31 на архипелаге Новая Земля за Полярным кругом, воспользовавшись высокой пригодностью этого самолета к экстремальным погодным условиям.
О роли перехватчиков МиГ-31 в новой обстановке и о перспективе их дальнейшего использования размышляют эксперты американского журнала Military Watch Magazine (MWM). Перехватчики МиГ-31 Северного флота РФ отработали перехват самолетов противника на большой высоте над Баренцевым морем — пишет журнал MWM со ссылкой на пресс-службу Северного флота.
«Экипажи истребителей МиГ-31 отдельного смешанного авиаполка Северного флота отработали перехват гипотетического противника в стратосфере. По сценарию учений средства ПВО обнаружили воздушную цель, приближающуюся к государственной границе России над Баренцевым морем. Экипажи идентифицировали воздушную цель и сопроводили ее, вынудив „нарушителя“ отвернуть от государственной границы России».
В составе Северного флота дислоцировано около 100 МиГ-31, еще около 32 — в полном полку МиГ-31 и около 10 самолетов в смешанном полку с ударными истребителями Су-24М.
Обстановку на Севере и над Баренцевым морем, по мнению авторов статьи, осложняет и перевооружение норвежских ВВС с F-16 на F-35. Королевские ВВС Норвегии (RoNAF) сняли с вооружения свои последние истребители четвертого поколения F-16 Fighting Falcon, поскольку все обязанности боевой авиации возьмут на себя новое поколение истребителей F-35A Lightning II Joint Strike Fighter.
Хотя МиГ-31 имеет подавляющее преимущество в летно-технических характеристиках перед F-16, который меньше по размеру и имеет радар в шесть раз слабее радара МиГ-31, F-35 обладает скрытными возможностями, более совершенными датчиками, авионикой и вооружением. F-35 угрожает существенно изменить баланс сил в Арктике, считает MWM.
Сосед Норвегии Финляндия собирается тоже заменить свой флот из F-18 несколькими эскадрильями F-35. При этом уже обсуждается создание крупное развертывание ВВС США на финских авиабазах.
Странно читать выводы авторов из серьезного журнала MWM об изменении баланса сил в Арктике благодаря F-35. Вот что о нем писали в этом же журнале 1 февраля этого года:
«Сам F-35, несмотря на его высокий потенциал, по-прежнему считается далеким от готовности к высокоинтенсивным боям, и Пентагон, соответственно, отказывается сертифицировать его для полномасштабного производства. Очень широкий спектр проблем с производительностью вызвал широкую критику программы истребителей как со стороны военных, так и со стороны гражданских чиновников.
Заместитель начальника штаба ВВС США по стратегии, интеграции и требованиям генерал-лейтенант Клинт Хиноте, например, заявил в середине 2021 года, что истребители будут фактически бесполезны в любом конфликте на уровне равных, при этом капитан морской пехоты Дэн Грейзер подчеркнул «множество тревожных проблем» и «отсутствие прогресса у F-35 почти во всех основных областях», чтобы приблизить его к боеспособному состоянию".
МиГ-31 считается самым боеспособным российским боевым самолетом для воздушного боя. Он недавно впервые участвовал в боях над Украиной, при этом использовались как ударные варианты МиГ-31К, так и варианты перехватчика МиГ-31БМ/БСМ. Они продемонстрировали высокие характеристики и высокую боевую эффективность. Специалисты журнала MWM высоко оценивают боевые возможности самолета.
МиГ-31 способны работать на высотах до «предела Армстронга» (18?19 км). Они несут ракеты Р-37M класса «воздух-воздух», которые имеют предельную дальностью действия 400 км, скорость до 6 Mach и очень большие 60-килограммовые боеголовки. Все это делает их особо опасными для целей на всех высотах.
Огромная мощность радара перехватчика («Заслон-М») сделала МиГ-31 первыми в мире боевыми самолетами, способными перехватывать низколетящие крылатые ракеты на больших расстояниях.
Перехватчики также имеют возможность для использования ракет «воздух-воздух» малой дальности Р-74, которые помогают компенсировать ограниченную маневренность, позволяя пилотам нацеливаться на противника под крайними углами без необходимости изменения положения самолета.
Хотя комплексная модернизация всего парка, предложенная в 1990-х годах, так и не была полностью проведена из-за нехватки бюджета, возможности МиГ-31 были повышены на протяжении 2010-х годов за счет модернизации, доводящей самолет до стандарта МиГ-31БМ / БСМ. Самолет, модифицированный до БМ/БСМ, получил совершенно новый радар и авионику.
Поскольку важность операций в Арктике продолжает расти, высокая пригодность МиГ-31 для действий в экстремальных климатических условиях, включая его способность действовать с ледяных аэродромов, а также очень большую дальность полета и высокую ситуационную осведомленность, только увеличивает востребованность машин этого класса.
Будущее парка МиГ-31 остается крайне неопределенным, несмотря на то, что были разработки в рамках программ замены МиГ-31. Проекты 701 и ПАК ДП не получили своего продолжения.
Таким образом, утверждают авторы, возросла вероятность, что МиГ-31 может быть снят с вооружения без замены перехватчиком аналогичного класса.
Поскольку Россия все больше полагается на наземные системы ПВО большой дальности, такие как система С-500, которая сейчас находится в крупносерийном производстве, все чаще высказываются предположения, что истребители Су-57, возможно, (модифицированный двухместный вариант увеличенной дальности полета) могут в конечном итоге заменить этот перехватчик.