НАТО, ЧТО С ЛИЦОМ? РУССКОЕ СУПЕРОРУЖИЕ ГОТОВО К БОЮ
Крылатая ракета с ядерным двигателем стала новой защитой России. Все секреты "Буревестника" пытаются разгадать по обе стороны океана.
Пять лет назад стало впервые известно о разработке Россией крылатой ракеты с ядерным двигателем. Тогда западные эксперты источали скепсис: дескать, русским до такого - как до Луны.
Оказалось, скепсис был совершенно напрасным. Спустя пять лет после анонса русские инженеры не только претворили когда-то казавшуюся фантастической идею в жизнь и создали ядерную ракету, но и провели её успешные испытания.
"Буревестник" - так окрестили новое супероружие - взлетел.
Главное отличие этой ракеты от любых аналогов: она способна лететь практически бесконечно. Ядерный движок даёт огромный запас хода. Ракета способна преодолеть фактически любое расстояние на планете.
А будучи ракетой крылатой, может лететь по сложной траектории, уклоняться от ПВО, прижиматься к земле и бить максимально точно в цель.
Очень точно и не надо: такие ракеты, раз уж на них ядерный двигатель, нужны для доставки ядерных боеприпасов. Долетит - мало не покажется. А то, что долетит, - это наверняка. Инженеры говорят, современными средствами ПВО сбить её невозможно.
У России появилось оружие, атаку которого невозможно предотвратить, оружие, способное обогнуть весь земной шар.
НАТО, что с лицом? Впрочем, понимаем беспокойство. Потому что и сами многое узнали за эти дни о супероружии.
Как работает "Буревестник"?
Идея, лежащая в основе "Буревестника", сводится к тому, чтобы заменить химическое топливо, сгорание которого даёт летательному аппарату необходимую для движения энергию, на ядерный реактор. Такая замена позволяет снять все значимые на практике ограничения по дальности полёта. Эта самая дальность не будет больше влиять на линейные размеры изделия, так как ракете не потребуется брать большее количество топлива. Следовательно, перед создателями открывается возможность сделать аппарат стратегической дальности компактным и малозаметным.
Применительно к крылатой ракете это даёт принципиально новые возможности по выходу к цели. Например, запущенный с территории России "Скайфолл" может отправиться к Антарктиде или в удаленный район Тихого океана, там развернуться и, уже двигаясь параллельно Южной Америке, выйти на цели в США.
Создать систему ПВО, которая могла бы обнаруживать и перехватывать такие ракеты, невозможно. Просто даже по экономическим соображениям. А, как мы недавно отмечали, показал, что ПВО Соединённых Штатов на южном направлении похожа на дырявый забор.
Премьера для всего мира
Концепция боеприпаса неограниченной дальности – столь многообещающая, что её уже неоднократно пробовали реализовать и в США, и в СССР. Однако, несмотря на то что ряд проектов показал принципиальную возможность установить ядерный источник энергии на летательный аппарат, до полноценной реализации задумки дело пока ни разу не дошло.
Техника времён холодной войны не обеспечивала достаточного уровня надёжности: отсутствовали по-настоящему малогабаритные ядерные реакторы, при попытках поставить реактор на самолёт возникала проблема защиты экипажа от радиации. Успехи в развитии межконтинентальных баллистических ракет, в том числе и базирующихся на атомных подводных лодках, сделали преодоление этих трудностей ненужным техно-мазохизмом.
Огромную сложность во всех проектах представляло преобразование тепловой энергии реактора в механическую энергию движителя, который и обеспечивает перемещение изделия относительно воздушного потока. Проблему можно решить, пропуская внешний воздух сквозь активную зону реактора, что обеспечит нагрев воздуха до высоких температур и, соответственно, расширение. Истекающий из сопла раскалённый газ обеспечит движение ракеты вперёд. Недостатком такого решения является то, что ракета будет оставлять за собой след мощного радиоактивного заражения. Кроме того, контакт с атмосферным воздухом будет приводить к быстрому окислению раскалённых металлических оболочек и быстрому выходу реактора из строя.
Другим вариантом является передача тепла на промежуточный теплоноситель и уже с помощью него – разогрев внешнего воздуха. Минус такого пути – потребность в огромных теплообменниках, что не очень подходит крылатой ракете.