Эрдоган обзаводится собственными камикадзе. Для каких целей?
«Османский лучник» объединил возможности крылатой ракеты и барражирующего боеприпаса
Виталий Орлов
Один из лидеров военно-промышленного комплекса Турции компания Baykar Tech, в последнее время все чаще упоминаемая в связи с анонсированным ею строительством завода по производству БПЛА на территории бандерштата, активно развивает направление беспилотных авиационных комплексов с разведывательным и ударным потенциалом. Результатом этих усилий стала представленная широкой публике на полях Международного фестиваля авиации и космических технологий Teknofest-2023, прошедшего в конце апреля в Стамбуле, легкая малогабаритная крылатая ракета класса «воздух-поверхность» Bayraktar Kemanke?. В переводе с турецкого — «лучник османского войска». На экспозиции производитель продемонстрировал полноразмерные макеты изделия. Один из них был подвешен на пилоне ударного БПЛА Bayraktar TB2.
На сегодня известно, что «Лучник» успешно прошел этап проектирования и вплотную приблизился к стадии летных испытаний. Примечательно, что планы компании Baykar Tech предполагают оперативное завершение оставшихся мероприятий и выход на серийное производство уже в 2024-м, а «горячие головы» предсказывают в следующем же году и старт поставок. Перечень потенциальных покупателей ракеты не оглашается, но, думается, КР Bayraktar Kemanke? не будет страдать от дефицита внимания заказчиков.
В настоящее время «Лучник» позиционируется производителем исключительно как авиационное средство поражения, но, по информации Baykar Tech, проект будет иметь продолжение. Им должны стать модификации, способные базироваться на наземных платформах, а также более тяжелые версии с повышенным боевым потенциалом.
Разработчиками проекта Kemanke?, по их собственному признанию, был учтен современный опыт боевого применения ударных средств в целом, и беспилотных авиационных комплексов, в частности. В том числе в зоне российской специальной военной операции. На его основе была выработана оригинальная концепция объединения в одном боеприпасе возможностей крылатой ракеты и дрона-камикадзе. То есть, кроме свойственного ракете класса «земля-поверхность» немедленного поражения цели, «Лучник» способен после выхода в заданный район определенный период времени барражировать в ее поисках.
Из конструктивных особенностей этой малогабаритной КР отметим удлиненный корпус, поперечное сечение которого близко к квадратному. В хвостовой его части размещены несколько стабилизаторов и Х-образные рули, в центральной — низкорасположенное, раскрываемое после пуска, крыло, а в носовой — прозрачный обтекатель ГСН сферической формы.
Ключевые технические и эксплуатационные характеристики изделия определены разработчиком с учетом предполагаемого использования на достаточно широком перечне носителей. И, естественно, на турецких ударных оперативно-тактических средневысотных БПЛА Bayraktar TB2. Максимальный заявленный вес изделия — 30 килограммов, полезная нагрузка — 6 кг, общая длина — 1,73 м, размах крыла (в разложенном виде) — 1,25 м, а высота (с учетом оперения) — 0,4 метра.
Приличные летные характеристики обеспечены малоразмерным короткоресурсным ТРД, позволяющим «Лучнику» развивать максимальную скорость в 720 км/ч. При использовании в качестве барражирующего боеприпаса крейсерская скорость составит не более 350?360 км/ч, что в два с половиной раза выше аналогичного показателя Bayraktar TB2. Дальность полета (в режиме экономии топлива) составляет серьезные 200 километров, а его продолжительность порядка часа. Оптимальной высотой применения Bayraktar Kemanke? производитель назвал 5,5 километра.
Наведение ракеты осуществляется при помощи средств дистанционного управления и электронно-оптической ГСН, в состав которой включена видеокамера с двухплоскостным стабилизатором, собственным лазерным дальномером и 36-кратным оптическим увеличителем.
Для передачи картинки с камеры оператору, управляющему беспилотником, или экипажу самолета-носителя используется двухсторонний радиоканал. Это дает оператору выбрать: сразу отправить боеприпас на цель либо активировать ее автоматическое сопровождение посредством ГСН. В настоящее время максимальная дистанция удаления «Лучника» от оператора, ретранслятора или самолета-носителя 50 километров, однако после доработок производитель обещает увеличить этот показатель, как минимум, вдвое.
Шесть килограммов полезной нагрузки — конечно, маловато. Если только речь не идет о массе исключительно боевой части. Ее тип разработчиком держится в секрете, но думается, что это будет либо кумулятивно-осколочный, либо осколочно-фугасный заряд, который, по всей видимости, будет размещен вблизи центра масс, то есть в средней части боеприпаса.
В отличие от «одноклассниц» Bayraktar Kemanke? - ракета легкая и малогабаритная, что позволит достаточно эффективно использовать ее в БК большинства беспилотников среднего радиуса действия (MALE). Естественно, основным носителем изделия компания Baykar Tech называет БПЛА собственного производства.
Bayraktar TB2 способен нести сразу четыре «Лучника», более габаритный и мощный Bayraktar TB3 возьмет уже шесть таких КР, а поднимающий 1350 кг полезной нагрузки высотный дальний Bayraktar Ak?nc? - сможет вооружиться сразу восемью ракетами. Справедливости ради следует сказать, что опыт боевого применения есть лишь у «Байрактара» серии ТВ2. 12,2-метровый Ak?nc? только вышел на этап серийного производства, а версия TB3 еще проходит программу испытаний. Правда, Baykar Tech утверждает, что к моменту схода с конвейера первых «Лучников», беспилотник этой серии уже будет принят на вооружение турецкой армии.
Полноценная программа испытаний новой турецкой крылатой ракеты, стартующая в ближайшие месяцы, будет направлена на доскональную проверку всех систем и агрегатов. А главное, на определение работоспособности положенной в основу разработки концепции. Поэтому о способности Bayraktar Kemanke? демонстрировать расчетные характеристики и заявленный боевой потенциал говорить преждевременно.