Атака ВСУ на Запорожье: 3 батальона, брошенные на наши позиции, были «пробным шаром»
Какие ещё кровавые точки есть на картах украинских генералов
Андрей Дятлов
Материал комментируют:
Александр Бартош
Ведущие западные СМИ сообщают о начале давно обещанного контрнаступления ВСУ. Первыми значимыми операциями должны, по всей видимости, были стать попытки прорыва украинской армии в Запорожье. Теперь главный вопрос в том, будет ли этих попыток больше по количеству и масштабам. Пока все закончились неудачно.
Как сообщил в своем телеграм-канале министр обороны России Сергей Шойгу, в ночь на 8 июня «на Запорожском направлении силами 47-й механизированной бригады численностью до 1500 человек и 150 единиц бронетехники противник предпринял попытку прорыва нашей обороны». Силы российской разведки вовремя обнаружили врага, авиация и артиллерия смогли нанести превентивный удар.
«В результате двухчасового боя противник потерял 30 танков, 11 боевых машин пехоты, до 350-ти человек личного состава. Таким образом специально подготовленные резервные силы противника для осуществления этого прорыва свою задачу не выполнили», — говорится в сообщении министра. При этом уточняется, что только за 7 июня ВСУ потеряли «945 человек личного состава, 33 танка, 28 боевых машин пехоты, 38 боевых бронированных машин, 3 самоходные артиллерийские установки Krab и другие вооружения».
Сами по себе эти цифры свидетельствуют о серьезной интенсификации боевых действий. Об активизации ВСУ именно в Запорожье ранее говорил и лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. «Противник бросил на Запорожский участок фронта максимальные силы военных и техники. Такого количества еще ни разу не использовалось на нашем направлении», — рассказал он РИА «Новости». По словам Рогова, основной удар ВСУ направлен на Токмак, боевые действия ведутся южнее и юго-восточнее Орехова, цель атак — прорваться к Азовскому морю.
Одновременно газета Washington Post и американский телеканал ABC News со ссылкой на неназванных украинских военных и высокопоставленных чиновников сообщили, что давно анонсированное контрнаступление ВСУ можно считать начавшимся. При этом издания одновременно делают акцент на двух моментах.
Первый — у украинской армии сейчас много западной техники, а военные прошли дополнительное обучение по стандартам НАТО. Второй — контрнаступление необходимо Владимиру Зеленскому, чтобы и дальше получать западную помощь. Авторы публикаций, получается, откровенно говорят, что киевский режим в угоду иностранным спонсорам готов отправить в мясорубку тысячи человек, а Запад — раскручивать конфликт дальнейшими поставками.
О начале контрнаступления ВСУ в связи их атаками в Запорожье сказал и основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин. «Я считаю, что эта первая волна двухдневная — начало контрнаступления, безусловно, оно будет продолжаться», — опубликовала слова Пригожина его пресс-служба.
Сейчас всё говорит о том, что украинская сторона будет стараться усилить натиск. При этом контрнаступление необходимо воспринимать не как разовые атаки, а масштабную комплексную операцию. Которая включает в себя информационную составляющую, попытку ввести в заблуждение российское командование. Разрушение Каховской ГЭС следует расценивать как часть общего плана.
Член-корреспондент Академии военных наук Александр Бартош предупреждает, что Украина накопила достаточные ресурсы для масштабной операции и попытается их использовать:
— Сейчас мы видим не крупномасштабное наступление. Атаку на Запорожскую область правильнее считать за разведку боем при задействовании относительно небольших сил. 1,5 тысячи человек — совершенно не та группировка, чтобы проводить серьезный прорыв.
Цель ВСУ сейчас — узнать слабые места в российской обороне, чтобы уже там сосредоточить большую группировку танков, артиллерии, ракет и личного состава. В этом месте будет собрано до нескольких тысяч военнослужащих, возможно, до 10 тысяч.
ВСУ могут попытаться прорвать оборону и в место прорыва ввести существенные бронетанковые силы, а также пехоту на бронетранспортерах.
Поэтому успокаиваться сейчас нельзя. Не стоит думать, что контрнаступление уже отбито. Конечно, это хорошо понимают и российские военачальники. По всей видимости, сейчас вся разведка работает на определение места сосредоточения украинских сил. Как можно предположить, общее планируемое движение украинских войск — на юг, в сторону Мариуполя.
«СП»: То есть наиболее вероятное направление основных ударов ВСУ одно: по Запорожской области к морю в сторону Мариуполя, не заходя в город.
— Однозначно так сказать нельзя. Выдающийся китайский военный стратег Сунь-Цзы учил, что шумим и создаем видимость большой активности в одном месте, а удар наносим в другом.
Поэтому попытки прорваться в Запорожской области и успешное отражение атаки российскими военными — это еще не все. Не исключено, что основной удар может быть нанесен и с севера, со стороны Харьковской области.
Вряд ли будут удары по Артемовску с целью забрать его обратно, это малореальная задача. Но действия рядом возможны.
«СП»: Под ударом так может оказаться Луганская Народная Республика.
— ЛНР и ДНР продолжают оставаться под угрозой. Если ВСУ выберут это направление, то, скорее всего, будут пытаться обходить крупные города и не ввязываться в уличные бои. Тем более не будут снова драться за улицы Артемовска. Но в целом территории ЛНР и ДНР могут быть приоритетными.
«СП»: Может быть так, что всё так называемое «контрнаступление ВСУ» ограничится небольшими атаками вроде нынешнего? То есть всё изначально планируется как пиар-акция?
— Команда Владимира Зеленского должна была начать какие-то активные действия под давлением западных спонсоров. Ведь Киеву постоянно говорят, что иначе Запад пересмотрит саму концепцию поддержки Украины. Фактически Зеленского вынудили действовать.
Другое дело, что нынешний удар трех батальонов вовсе не означает, что основной удар будет в этом месте.
Важно понимать, что сегодня у Украины достаточное количество обученных военных. Их постепенно выдвигают на передний план. Будет разведка боем, действия диверсионно-разведывательных групп. Будут прощупывать российскую оборону. И вряд ли этим ограничится. Задача — прорвать оборону и обеспечить прорыв вглубь российских позиций. К этому надо готовиться.