Тень «Ивана Хурса» в кильватере атомных подводных лодок «Вепрь» и «Казань»
Не слишком ли рискованно ради парада через контролируемые НАТО воды гнать на Балтику лучшие субмарины Северного флота?
Сергей Ищенко
В 2023-м ежегодно отмечаемый в последнее воскресенье второго месяца лета весьма красочный и любимый в народе День Военно-Морского флота России волею календаря праздничных дат приходится на 30 июля. Стало быть, и ставший традиционным с 2017 года Главный военно-морской парад (ГМВП) в Санкт-Петербурге и в Кронштадте тоже, вроде бы должен состояться в этот же день. Каким он будет? И будет ли вообще?
Судя по всему, вопросы не праздные. Явно не случайно еще 5 мая информационное агентство ТАСС сообщало, что «решение о проведении Главного военно-морского парада пока не принято».
Мол, поскольку организационной работы впереди крайне много (если все проводить как обычно, уйму боевых кораблей и катеров предстоит перебросить в Неву и в Финский залив с других флотов), а время не ждет, военные моряки и оборонная промышленность все же по собственному почину уже начали подготовку к ГВМП-2023. Но «все сейчас пока на этапе планирования и определения сценария, решение о проведении парада будут принимать соответствующие должностные лица», — пояснил в начале мая неназванный собеседник агентства.
Очень понятно, что именно погрузило наше командование в столь глубокую задумчивость. Любым кораблям и судам, которые с недавних пор приходят ради таких парадов на Балтику с других морских и океанских театров, приходится преодолевать достаточно узкую зону так называемых Датских проливов. В частности — пролив Каттегат между восточным берегом полуострова Ютландия и юго-западной частью Скандинавского полуострова. Наименьшие глубины здесь на фарватере достигают 17 метров. Что существенно, скажем, для кораблей-гигантов вроде наших тяжелых атомных ракетных крейсеров «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», у которых под килями просто не может быть менее 10,5 метра.
Впрочем, для российских экипажей, не раз в последние годы проходивших проливную зону, это — навигационные «семечки». Куда опаснее другие, не природные, а рукотворные «сюрпризы», что могут поджидать наш флот в Датских проливах. Какие?
А вы вспомните для начала злодейский подрыв «Северных потоков» в сентябре прошлого года почти в тех же широтах, возле побережья той же Дании. За руку при совершении той громоподобной диверсии никто схвачен не был. Хотя, уверен, мало кто в мире сомневался и сомневается, чья именно это была затея.
Но что стоит тем, кто тогда рванул стратегически важную для экономики Европы «трубу» на большой балтийской глубине, примерно то же самое провернуть и хотя бы с одним из российских боевых кораблей на мелководном проливном фарватере? А если с атомной подводной лодкой Северного флота, без участия которых с 2017 года не обошелся ни один наш Главный военно-морской парад, — это было бы вообще: «Туши свет!».
Между тем, сами мы предотвратить подобное не в силах. Балтийская проливная зона — чужие территориальные воды. Потому заранее обследовать их российскими противодиверсионными силами и средствами нам никто не позволит. Полагаться на порядочность, международную ответственность и здравый смысл хозяев проливной зоны, как говорится: «Плавали, знаем!».
Военно-политическая практика последних не месяцев даже, а недель с готовностью указывает нам и на другие возможные опасности при организации ГВМП-2023. Все же помнят, как у выхода из черноморского пролива Босфор 24 мая нынешнего года в предрассветном тумане тремя управляемыми безэкипажными катерами-камикадзе без опознавательных знаков был внезапно атакован средний разведывательный корабль «Иван Хурс» (ЧФ). Экипажу удалось отбиться от врага из установленных на борту 14,5-мм крупнокалиберных пулеметов Владимирова. Никто не пострадал.
Как и в истории с «Северными потоками», все об организаторах безуспешной диверсии против «Ивана Хурса» догадываются. Но официально ничто на них не указывает. Только почти все свидетельствует, что очевидно украинские катера-камикадзе кем-то почти наверняка были спущены на воду с борта проходившего в этом районе внешне совершенно мирного иностранного судна. Таким образом, налицо проведение сложной и многоуровневой разведывательно-диверсионной операции. Без сомнения — под флагами сразу нескольких враждебных нам государств.
А теперь мысленно вернемся в зону Датских проливов. Там интенсивность судоходства — будь здоров! С курсантских времен помню испещренные отметками от множества следующих разными курсами морских целей экраны навигационных РЛС учебных кораблей «Гангут» и «Перекоп», на которых довелось в училищные годы пройти вокруг Европы. Сначала — из Севастополя в Кронштадт. А через пару лет — из Кронштадта в Севастополь.
Если вдруг бы оказалось, что точнехонько в час прохода наших кораблей через проливную зону хотя бы одна из таких целей тащит на своей палубе пару-тройку приготовленных для нас украинских катеров-камикадзе — кто бы ей помешал осуществить черный замысел? Уж точно не датчане. Которые бы, в случае чего, ограничились бы никого не утешающими извинениями. Типа: «Простите, не углядели».
Таким образом, очень понятно, что еще в начале мая погружало руководство российского Министерства обороны в глубокую задумчивость. На тему: «А может быть 30 июля и без крайне помпезного парада на Кронштадском рейде обойдемся? Сделаем как в старые-добрые времена. Когда каждый наш флот в кильватерные колонны под флагами расцвечивания на мачтах выстаивался исключительно на внутренних рейдах собственных главных баз. В Севастополе, Североморске, Балтийске и Владивостоке. Тем до 2017-го в Дни ВМФ дело и ограничивалось. И ведь неплохо же было».
К определенной державной сдержанности ввиду близости российско-украинского фронта вроде бы призывал и пример с недавно отгремевшим в Москве, но куда более скромным по сравнению с прежними годами, Парадом Победы-2023. Когда, если не забыли, была напрочь отменена его воздушная часть. А единственным представителем гусеничной бронетехники оказалась не долгожданная на линии боевого соприкосновения, но так на ней и не проявившая себя толком Т-14 «Армата», а старенький танк Т-34?85. Да и то лишь потому, что на чем-то же надо было 9 мая промчать по брусчатке Красной площади победное знамя?
Такие примерно мысли весь май, скорее всего, бродили и под российскими адмиральскими фуражками. Но, думаю, кто-то очень любящий парадный шик, блеск и оркестровые громы на сомневающихся обладателей этих фуражек прицыкнул с самого верху.
Так, или примерно так, 1 июня родилось новое, куда более уверенное, чем прежнее, сообщение ТАСС про ГВМП-2023: «Пять кораблей и атомных подводных лодок Северного флота задействуют в Главном военно-морском параде, который состоится в Санкт-Петербурге и Кронштадте в День ВМФ России… Предполагается участие, в частности, большого десантного корабля „Иван Грен“, большого противолодочного корабля „Североморск“, атомоходов „Казань“ и „Вепрь“, который встанет в парадный строй уже в третий раз».
Таким образом, решено рискнуть и отправить через проливную зону между Северным и Балтийским морями два очень мощных и достаточно современных многоцелевых атомохода. Которые согласно датскому королевскому указу от 25 июля 1951 года «О допуске иностранных военных кораблей и военных самолетов в пределы датской территории в мирное время» обязаны будут форсировать проливы только на виду у всех, обязательно в надводном положении и под Андреевским флагом. И не самым спешным ходом пройти так не менее 200 морских миль.
Не знаю, не привидится ли на переходе в балтийском тумане сигнальной вахте ПЛАК К-157 «Вепрь» и АПКР К-561 «Казань» силуэт «Ивана Хурса». Подобно тени отца известного на весь свет датского принца Гамлета. Но в том, что сигнальщиков и вахтенных офицеров обеих субмарин их командиры будут на примере героического черноморского разведчика просто заклинать во все бинокли выглядывать в волнах Балтики вовсе не выдуманного врага — даже не сомневаюсь. Ибо в отличие от «Хурса» на прорезиненных палубах и на рубках обеих атомоходов Северного флота для отпора гипотетическим катерам-камикадзе не то что пулеметов Владимирова нет — нет вообще ничего, что подходило бы для столь бодрого дела.
Правда, если исходить из практики прежних лет, подводники-атомники через эту проливную зону в Балтику никогда не ходят одни. Обязательно в сопровождении надводного боевого корабля, на котором артиллерийских и пулеметных стволов для отражения нападения диверсантов достаточно.
Наличие в перечне назначенных для парада от Северного флота большого десантного корабля «Иван Грен» и большого противолодочного корабля «Североморск» определенно указывает на то, как именно могут выглядеть эти мини-конвои. Но достаточно ли подобных мер чтобы исключить все риски?
А может — ну его, эти атомные подводные лодки в нынешнем году на рейде Кронштадта?
Как, допустим, — воздушную часть Парада Победы над Москвой 9 мая? На еще возможное торжество здравого смысла, думается, указывает такая многозначительная фраза в сообщении ТАСС от 1 июня: «Список участников парада может меняться по техническому состоянию кораблей». А вы только попытайтесь вообразить, как будут торжествовать Киев, Брюссель и Вашингтон, если хотя бы одна из наших атомных подводных лодок до Кронштадта не доберется?
Но возможно организаторам ГВМП-2023 обязательно необходимо, чтобы в День ВМФ возле Кронштадта как можно шире были представлены все флоты России? Такая возможность существует и вообще без всяких очень затратных в финансовом и техническом отношении межфлотских переходов.
Судите сами. Сегодня на Балтике находится только что построенная для Тихоокеанского флота дизель-электрическая подводная лодка Б-588 «Уфа». В боевой состав ВМФ принята в ноябре прошлого года. Сейчас готовится к переходу к месту постоянного базирования.
По той же причине и из-за перекрытия Турцией Босфора и Дарданелл еще не покинул Балтийск предназначенный для Севастополя многоцелевой ракетный корвет «Меркурий» (бывший «Ретивый», переименован в процессе строительства). 13 мая 2023 года на корабле поднят флаг ВМФ России.
С 24 мая в калининградском заводе «Янтарь» стоит черноморский же фрегат «Адмирал Григорович». По причине все того же перекрытия черноморской проливной зоны турками бессменно «оттрубивший» на боевой службе в Средиземноморье беспрецедентно долго — почти два года. А теперь вынужденный остаться на Балтике в долгом ремонте.
А еще в размышлениях о возможном составе ГВМП-2023, полагаю, стоит обратить внимание вот на что. В последние дни мая из Владивостока в океан вышел необычно представительный для последних лет отряд боевых кораблей. В его составе ракетный крейсер «Варяг», корабль управления «Маршал Крылов», фрегат «Маршал Шапошников», корветы «Гремящий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», большие противолодочные корабли «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Трибуц».
Говорят, эта внушительная эскадра отправилась наводить шороху в район американских Гавайских островов. На которых находится крупнейшая сеть военно-морских и военно-воздушных баз США. Но самое интересное сейчас для нас на Гавайях — огромный Тихоокеанский ракетный полигон Штатов, на котором вероятный противник очень торопливо испытывает собственное гиперзвуковое оружие. Пытаясь угнаться за нашими давно готовыми «Цирконами» и «Кинжалами».
Однако вряд ли все корабли тихоокеанского отряда вышли только ради разведки. Не будет ничего удивительного, если часть из них, выполнив задачи возле сказочных островов, дальше отправится едва ли не на край света с точки зрения дальневосточников — в Кронштадт. Чтобы сделать парадный строй там на День ВМФ еще представительней.
Так может быть не стоит ради парада рисковать «Казанью» и «Вепрем» в Датских проливах?