Не дрон, а дурилка картонная. На Украине оценили натовское «вундерваффе»
Крылья Австралии сгорают в топке спецоперации
Виталий Орлов
После того, как турецкий «Bayraktar TB2» утратил присвоенный ему Зе-пропагандой статус «вундерваффе», военно-техническое сотрудничество Киева и Анкары пошло на спад, равно как и поставки «Знаменосцев». А что касается беспилотников, переданных странами НАТО: барражирующих боеприпасов AeroVironment Switchblade, разведывательных дронов Quantix Recon, ударных БПЛА Phoenix Ghost и вооруженных ракетами AGM-114 Hellfire многофункциональных MQ-1C Gray Eagle — их объемы были незначительны, следовательно, не способны оказать серьезного влияния на ход боевых действий. Да и стоимость этих «игрушек» показалась спонсорам киевского режима высоковатой.
Поэтому осенняя и зимняя битва беспилотников со стороны ВСУ прошла под знаками «Фурий», «Валькирий» и «Лелек», а также большого количества дронов из картона и резины, поставляемых австралийской компанией SYPAQ. Последнее «чудо» беспилотного авиастроения заслуживает более детального знакомства.
ВСУ с момента начала СВО получили порядка 1,5 тыс. этих одноразовых изделий. По крайней мере так утверждают источники, имеющие отношение к оборонному ведомству.
Реализация в интересах австралийской армии оцененного в $1,1 млн проекта беспилотника PPDS стартовала в 2019 году. Производитель, не заморачиваясь на дорогие и функциональные материалы, достаточно быстро соорудил максимально дешевый дрон, способный перебрасывать малогабаритные грузы на небольшие расстояния. Картонные, пропитанные воском крылья, работающий от батарейки двигатель — все говорит о том, что транспортное средство создавалось для доставки на линию боевых действий медикаментов, сухого пайка, незначительного по массе боезапаса и т. д. Проще говоря, это механизм для поддержки конкретного военнослужащего в критической ситуации.
Компания SYPAQ наклепала таких беспилотников столько, что Силы обороны Австралии были вынуждены отказаться от значительной части «птичек». И без зазрения совести сплавили «картонные крылья» Украине — под видом ударных дронов. О том, что максимум боевых возможностей ограничен доставкой обычной гранаты на расстояние в 100 километров, австралийцы предпочли умолчать. Да и о том, что точность поражения цели совсем не гарантируется.
Но Зеленский, уже больше года «коллекционирующий» любой металлолом, относящийся к военпрому, не стал отказываться и от этой пародии на беспилотник. Говорят, даже пытался использовать против российских войск. Однако отсутствие какой-либо информации о «подвигах» австралийцев свидетельствует, скорее всего, об их полной бесполезности. Правда, есть еще вариант — перепродажа сразу после получения.
Чтобы узнать, куда делась, по меньшей мере, часть картонных дронов, стоит заглянуть в украинский сегмент Сети, там, наверняка, еще можно найти объявление о продаже «картонок» сельскохозяйственным предприятиям. Но самое ценное применение «Крыльям Австралии» было найдено бойцами ВСУ на передовой. Оказалось, пропитанный воском картон замечательно горит в блиндажных буржуйках.
А что же некогда могучий Укроборонпром? Его возможности за три десятилетия незалежности и — особенно — за год спецоперации претерпели существенные изменения. Высокоточные удары «Гераней», поддержанные «Калибрами», «Кинжалами», Х-101 и другими приветами от ВС РФ, обнулили возможности предприятий украинского ОПК. В Запорожье и Харькове перестали не только производить, но и ремонтировать БПЛА. В числе неработающих — и цеха, специализировавшиеся на модернизации и восстановлении беспилотников Ту-141 «Стриж».
Однако частичное, хоть по большей части и кустарное, производство БПЛА на Украине пока существует. Базируется оно в уцелевших цехах авиазаводов и в ремонтных мастерских.
Какова сегодняшняя ситуация с запасом боевой прочности укровермахта? Всё напрямую зависит от оперативности и объемов натовских поставок. Свое добро наряду с остававшимся в странах-выходцах из Варшавского договора сгорело в огне спецоперации. Поэтому любое отличное от обороны действие ВСУ обусловлено поставками «Леопардов», 155-мм снарядов, беспилотников и много чего другого.
Качество военной «помощи» оставляет желать лучшего. Во-первых, часто это утиль, без приборов и устройств, делающих железо оружием. Во-вторых, незалежная — идеальный полигон для испытаний экспериментальных разработок.
По информации американского интернет-журнала Defence One, на Украину поставлены 10 мобильных ракетных антибеспилотных систем с лазерным наведением. Комплексы, оснащенные средствами РЭБ и крупнокалиберными пулеметами, способны обнаружить БПЛА на удалении в 10 километров и поразить на дистанции вдвое меньшей. Налицо желание Пентагона проверить реальные характеристики системы в боевой обстановке. И охотиться будут не за картонными «Крыльями Австралии», а за «Ланцетами», «Геранями» и «Орланами».
Какой из всего сказанного вывод? Во-первых: пытающийся воевать за чужой счет обречен на поражение. Во-вторых: дают, как правило, то, что не нужно самому — как говорят на Украине, «на тобі, Боже, що нам не гоже». Более или менее эффективный в боевом отношении БПЛА — изделие не только высокотехнологичное, но и дорогое. Передавать такое стране, которая завтра, вероятно, исчезнет, не каждый захочет, даже из тех, кто громче всех кричит о защите демократии и территориальной целостности Украины.