Весенний призыв: Всем подавай десант, а от границы нос воротят
Нынешние новобранцы не боятся, что их отправят в горячие точки, и рассматривают армию как карьерный и социальный трамплин
Игорь Моисеев
В России стартовал весенний призыв. Корреспондент «СП» побывал в военкомате Подольска и пообщался с призывниками и их родителями.
В этом году в войска из Подольска должны отправиться свыше семисот призывников. Я пообщался с некоторыми будущими защитниками Родины и понял, что отношение к службе у российской молодежи в последнее время поменялось радикально.
Первое и самое главное. Ни у кого нет страха, что его с пылу с жару отправят в горячие точки. Второе. Многие рассматривают армию не как обузу, а в качестве отправной точки своего дальнейшего карьерного роста.
В сознании призывников по-прежнему элитными остаются воздушно-десантные войска и подразделения морской пехоты. В пограничные войска народ не рвется. В понимании юношей служба в зеленой фуражке — это где-то у черта на куличках, в арктических льдах, горах Таджикистана, где-нибудь на Камчатке или на острове Русский.
Хотя в погранвойска и набор в этом году минимальный — всего десять человек поедут из Подольска. Нет набора и в десант. А вот в морскую пехоту вакансии есть.
Что характерно — и призывники, и их родители в массе своей понимают, что армия сейчас может стать социальным трамплином для всей твоей жизни. Это открывает дорогу в высшие учебные заведения, куда можно поступить по квоте. И это может дать хорошую профессию.
Родственник одного из призывников, Сергей Щербина, отслужил в свое время коком на крейсере «Москва». Теперь он работает шеф-поваром в одном московском ресторане. Он смеется — после того, как регулярно кормил шестьсот матросов, уже никакой корпоратив не страшен. Многие из призывников, кто имеет водительские права, тоже рассматривают службу как год практики за рулем. А после этого на гражданке планируют переключиться на водителей фур, маршруток и автобусов. Многие сознательно идут в армию, чтобы поступить в престижное учебное заведение — причем на бюджетное отделение. Разброс запланированных после армии вузов широк — от института транспорта до МГИМО.
Те, кто хочет связать свою жизнь с правоохранительными органами, изъявляют желание служить в Росгвардии. В нее в Подольске сейчас — самый большой набор. Сергей Петько всю жизнь мечтал стать сыщиком. Это неудивительно: он — сын офицера уголовного розыска.
В детстве он перечитал всего Артура Конан-Дойля, Эдгара По и целый набор отечественных авторов.
Вместе с отцом они много раз пересматривали сериалы «Место встречи изменить нельзя» и «Ликвидация».
Майоры уголовного розыска Глеб Жеглов и Давид Гоцман с тех пор являются для призывника примером для подражания, кумирами и культовыми персонажами. По словам Сергея, отец своими рассказами о тех престулениях, которые он расследовал, фактически не оставил сыну выбора. Он отправил его в секцию бокса, затем — рукопашного боя. Вместе с отцом Сергей много раз выезжал на стрельбище «Динамо» в Люберцах, где стрелял из всех видов оружия — от автомата Калашникова до снайперской винтовки Драгунова.
— Странно, что никто из молодежи не рвется служить на границе, — говорит подполковник погранвойск Вадим Черняховский, пришедший сюда с племянником. — Я в свое время отслужил и в Таджикистане, и в Забайкалье. Мне Памир — настоящий горный океан — до сих пор снится. К тому же пограничные войска — это войска ФСБ. А значит, у тебя есть перспектива поступить и в Академию ФСБ, СВР или Таможенную академию. А это — совсем другая жизнь, совсем другой статус, другие перспективы. Ты можешь стать дипломатом, разведчиком, атташе, военным переводчиком, попасть в элитный спецназ погранвойск и далее по тексту. Та же знаменитая группа «Альфа» более чем наполовину укомплектована именно выпускниками погранучилищ. Раньше таких людей называли «государевы люди на царевой службе». И жили эти государевы люди очень достойно, никогда не были стеснены в насущном. И дорогу в эту жизнь тебе может открыть именно служба в пограничных войсках. Но призывники и их родители почему-то этого не понимают.
— Жаль, что в армии теперь нет спортрот, — говорит выпускник медицинского училища Валерий Топоров. Валерий — фанат спорта. Он недавно стал кандидатом в мастера спорта по вольной борьбе. Для него род войск был непринципиален. Принципиальнее сам факт службы. Валерия призвали в Военно-космические войска. — Лишь бы в части был спортзал. После армии планирую поступать в медицинский институт, буду учиться на хирурга, как мой отец. Но если служба «пойдет в масть» — может, поступлю в военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге. Есть такая мысль.
В этом году в Подольске практически не было отказников и уклонистов. Возможно, свою роль сыграли Госуслуги, по которым можно теперь получать повестку. В Подмосковье эта практика уже претворяется в жизнь.
В общем, призыв идет по плану. Армия скоро примет в свои ряды новых бойцов.