1500 танков за год: что будут выпускать наши заводы для фронтов спецоперации
Так уж вышло, что первые лица нашего государства редко балуют нас, простых граждан, какой-то конкретной информацией касаемо военно-промышленного комплекса страны. Было это и раньше, а уж теперь, когда специальная военная операция на Украине отметила годовой рубеж, узнать какую-то конкретику от официальных источников просто невозможно.
Но бывают и исключения: в своих недавних выступлениях Владимир Путин и Дмитрий Медведев огласили общее количество танков, планируемых к выпуску в 2023 году. 1 500–1 600 единиц – именно столько боевых машин данного класса должна выдать промышленность в течение этого года. И речь, разумеется, не только об изготовленных с нуля, но и прошедших расконсервацию и модернизацию экземплярах.
Всего моделей танков, планируемых к выпуску, будет пять. Все они известны, но часть из них уже сейчас получила свои мобилизационные варианты, о которых известно из открытых источников.
Производство с нуля
Безусловно, на базах хранения бронетанковой техники у нас ещё есть весьма внушительный резерв танков, которые находятся в разной степени кондиции, начиная от полной разукомплектованности и заканчивая вполне живыми боевыми единицами. И их действительно возвращают в строй, но, что касается «Уралвагонзавода», то этот процесс соседствует с линией производства танков с нуля.
Тут, как не трудно догадаться, в первую очередь разговор идёт про Т-14 на универсальной гусеничной платформе «Армата» – танк, который некоторые уже успели несколько раз похоронить только за прошлый год, раз за разом выдавая «эксклюзивные материалы» о том, что от машины решили полностью отказаться из-за переориентирования производства на нужды фронта.
Тем не менее, как пишут в блоге BMPD со ссылкой на источники в Министерстве обороны России, на нынешний год запланировано изготовление некоторого количества (возможно, нескольких десятков единиц) этих танков. При этом сразу появилось множество догадок о том, как Т-14 будут использоваться: начиная от отправки их в зону специальной операции и заканчивая тем, что они якобы будут служить заменой техники в частях внутренних округов. Впрочем, ни то, ни другое никаких оснований под собой не имеет, и скорее всего, «Арматы» так и продолжат находиться в опытной эксплуатации.
Вторым танком, который будет производиться – это Т-90М. Его, опять же, по данным источников из Минобороны, с учётом Т-14 планируют произвести несколько сотен единиц за год. И по его применению вопросов в принципе нет, поскольку «эмки» уже длительное время воюют – где-то в загашниках точно не задержатся.
К слову, до недавнего времени формулировка «сделан с нуля» к Т-90М полностью не подходила: для производства этих танков использовался задел по шасси от Т-90 в количестве пары сотен единиц. Теперь же в строй пойдут машины полностью военного образца.
То, что темп изготовления Т-90М как минимум не уменьшится и останется на прежнем уровне, либо и вовсе возрастёт – решение в целом правильное просто потому, что это наиболее современный и, что главное – серийный танк в Российской армии. Ему никак не урезают электронную составляющую, как это было с другими машинами, да и в целом по конструкции, исключая небольшие доработки, он не менялся.
Однако основу полуторатысячной орды танков, о которых говорили Путин и Медведев, скорее всего, составят взятые с хранения и модернизированные Т-62М/МВ, Т-72Б/Б1 и Т-80Б/БВ, из которых получаются соответственно Т-62М/МВ обр. 2022 года, Т-72Б3 и Т-80БВМ.
Т-72Б3, Т-80БВМ и их мобилизационные варианты
Казалось бы, рабочие лошадки спецоперации в лице Т-72Б3 и Т-80БВМ в особом описании не нуждаются – про них и так уже за все годы выпуска и нахождения на вооружении ВС РФ написали и сказали немало. Однако за последнее время танки претерпели очень значительные изменения: на том же «бэ-три» значительно усилили защиту за счёт расширенной установки динамической защиты в лобовой и бортовой проекции, а также крыши башни, да и какие-то подвижки со стороны систем навигации вроде как начались.
Изменения, конечно, изменениями, но наряду с выпуском этих танков появились и их мобилизационные варианты.
Суть в том, что изначальные варианты этих танков, которые выпускались как до спецоперации, так и в течение 2022 года вообще, оснащались всем известной «Сосной-У» – штуковиной, которую часто называют просто прицелом, но по факту являющейся полноценной системой управления огнём.
В её состав входит как дневной оптический канал, так и тепловизионный. И всё это сдобрено каналом наведения управляемых ракет, собственным баллистическим вычислителем и автоматом сопровождения цели. Короче говоря, хоть и претензий к ней, в особенности по её расположению в танках, было немало, но это лучшая серийная система в Российских танковых войсках.
В Т-72Б3 «Сосна-У» соседствовала с прицельным комплексом 1А40 и устанавливалась на место ночного прицела/прибора наведения ракет 1К13. А в Т-80БВМ и вовсе была основным дневным и ночным прицелом, в дополнение к которому имелся резервный телевизионный прицел с индивидуальным электропитанием. Однако с недавних пор некоторые партии танков получают другое оборудование.
Теперь же, судя по фотографиям из открытых источников и секретности не имеющих, «Сосну-У» на части взятых с хранения и прошедших модернизацию танков начали менять на тепловизионный прицел 1ПН96МТ (1ПН96МТ-02) со встроенным каналом лазерного дальномера и баллистическим вычислителем.
Полностью аналогом «Сосны-У» 1ПН96МТ-02 назвать, конечно, нельзя, но в качестве замены, особенно в условиях массового выпуска танков для фронта – вполне. Тут уже хорошо, что старые советские прицелы-«ночники» не оставили.
На мобилизационном варианте танков Т-80БВМ выпуска 2023 года прицельный комплекс был полностью переработан.
Поскольку имеющийся «теплак» 1ПН96МТ-02, который устанавливается на этих машинах, не имеет оптического канала, было принято решение о внедрении в комплекс управления огнём оптического прицела 1Г46, который не без оснований считался одним из лучших изделий подобного рода в СССР и стал неотъемлемым атрибутом Т-80У и различных модификаций Т-90. Впрочем, его возможности актуальности не теряют: канал наведения управляемой ракеты, выработка поправок для стрельбы с помощью баллистического вычислителя с комплектом датчиков условий стрельбы и встроенный лазерный дальномер свои обязанности исполняют исправно.
Что касается танков Т-72Б/Б1, которые после модернизации получают индекс Т-72Б3, то с «Сосной-У» дела схожие: снова в ход идёт 1ПН96МТ-02, но уже без 1Г46 – там всё тот же прицельный комплекс 1А40 с оптическим прицелом-дальномером ТПД-К1 и устройством выработки боковых упреждений. Можно ли это назвать мобилизационным вариантом или танки получат собственный хотя бы неформальный индекс – пока вопрос.
Причины появления мобилизационных вариантов Т-80БВМ и модернизированных Т-72Б (Т-72Б3) понятны: «Сосны-У» на всех не хватит, особенно при таком форсированном выпуске. Поэтому в войсках одновременно можно будет увидеть танки как в стандартном, так и в упрощенном исполнении. Но эта четвёрка станет основой полуторатысячной орды, запланированной на 2023 год. Здесь остаётся только надеяться, что в конце концов выпуск «Сосны» всё-таки уравняют с выпуском боевых машин.
Т-62М/МВ обр. 2022 года
Завершает список модернизированных танков Т-62М и его вариации.
Их капитальным ремонтом и доработкой занимается 103-й БТРЗ в Атамановке Забайкальского края. Хотя, пожалуй, про эти машины знает большинство тех, кто даже изредка поглядывает новостные каналы.
О том, что эти машины будут в массовом порядке снимать с хранения и проводить их модернизацию, стало известно осенью прошлого года, когда отставной генерал и депутат Госдумы Андрей Гурулёв озвучил грандиозные планы по выпуску 800 танков за три года. Впрочем, реальный темп производства пока не ясен – как минимум один батальон выпущен точно, но улучшенные «шестьдесятдвойки» уже отправлены на фронт и замечены в боях.
За основу для модернизации берутся советские танки Т-62М с дополнительной защитой в виде металлополимерных блоков, а также Т-62МВ с навесной динамической защитой «Контакт». Туда же отправляются и их вариации в виде Т-62М-1 и Т-62МВ-1, главной отличительной особенностью которых является более мощный 690-сильный двигатель В-46-5М вместо стандартного В-55У на 620 коней.
На заводе они проходят капитальный ремонт, оснащаются решётчатыми экранами и, если говорить о Т-62М, динамической защитой в лобовой части корпуса и крыше башни, а также, вероятно, дорабатываются по системам связи. Однако основным нововведением является уже знакомый нам тепловизионный прицел 1ПН96МТ, который ставится на место ночного прицела / прибора наведения ракет 1К13.
Своеобразная гордость танков серии Т-62М и его вариантов – система управления огнём «Волна» – благодаря которой машины существенно улучшили свои боевые характеристики, теперь отсутствует.
Из-за того, что танк лишается лазерных дальномеров КТД-1-1 (КТД-2) над пушкой, вместо которых ставят заглушки, вести огонь с полуавтоматической выработкой поправок через оптический стандартный прицел уже нельзя. Всё это заменяет 1ПН96МТ со своим баллистическим вычислителем и дальномером.
В целом «шестьдесятдвойки» с Атамановского завода, хоть и не претендуют на ранг современных и в один ранг с какими-нибудь «Абрамсами» или «Леопардами 2» встать не смогут, но модернизация получилась добротная. Не без вопросов, конечно, но вполне сносная – куда лучше, чем в изначальном виде советского образца.
Сколько их смогут выпустить за нынешний год – вопрос. Но, учитывая форсирование темпов производства согласно указам президента, батальонов 5–7 из ворот завода всё-таки отправят. Впрочем, пока это просто догадки.
Выводы
В качестве выводов сказать можно многое, но главное тут то, что нам действительно требуется очень много техники, особенно танков. В условиях, когда Запад планирует поставить Украине за этот год как минимум около полутысячи боевых единиц только этого класса, не включая другие машины, форсированный выпуск просто необходим уже в ближайшей перспективе.
Да, по большей части эта масса нашей техники будет состоять из расконсервированных и прошедших модернизацию танков, но другого в данной ситуации ожидать и не следует – тот же «Уралвагонзавод» пашет буквально в авральном режиме, ремонтируя и модернизируя до двух-трёх батальонов танков в месяц, включая прибывшие с фронта машины. И при этом сохраняя производство Т-90М.
Безусловно, к модернизируемым танкам есть вопросы, как по части защищённости, так и по электронике, но так уж вышло, что сейчас мы не в той ситуации, чтобы отдавать полный приоритет качеству и дороговизне в ущерб массовости выпуска. Да и надежда есть, что с производством «Сосны-У» и, например, более глубокой доработкой защищённости Т-62 – дела как-то устаканятся, и будут приняты меры.
Как будет дальше – поглядим.
Автор:
Эдуард Перов