1 Комитет по обороне индийского парламента сообщил об укреплении позиций США на индийском рынке вооружений
Комитет по обороне индийского парламента сообщил об укреплении позиций США на индийском рынке вооружений
22 мар, 2017 0 Комментариев 1 Просмотров

Комитет по обороне индийского парламента сообщил об укреплении позиций США на индийском рынке вооружений

Самолет С-17 Globemaster III
Стратегический транспортный самолет С-17 Globemaster III из состава ВВС Индии
Источник: Facebook / IAF Fighters

ЦАМТО, 21 марта. Постоянный Комитет по обороне 9 марта представил на рассмотрение парламента Индии отчет о капитальных затратах на оборону, стратегии закупок ПВН и оборонном планировании, в котором раскритиковал руководство страны и Минобороны за увлечение импортом вооружений в ущерб развитию национального ОПК.

В докладе, в частности, проанализированы оборонные закупки, произведенные в период 2013-2016 гг. (2013-14 ф.г., 2014-15 ф.г. и 2015-16 ф.г.). Согласно указанным в документе данным, США и Индия подписали 13 оборонных контрактов общей стоимостью 289,95 млрд. рупий (4,32 млрд. долл.). За тот же период с Россией было заключено 12 контрактов стоимостью 83,74 млрд. рупий (1,247 млрд. долл.). Объем 10 контрактов на продажу ПВН, заключенных с израильскими компаниями, составил 76,05 млрд. рупий (1,13 млрд. долл.), Франция подписала 5 соглашения на поставку Индии военной продукции на сумму 18,36 млрд. рупий (273,5 млн. долл.).

Прим. ЦАМТО: подписанный в 2016-17 ф.г. контракт на поставку французских «Рафалей» пока не включен в данный обзор.

Кроме того, еще 16 крупных соглашений общей стоимостью 69,74 млрд. рупий (1,03 млрд. долл.) были подписаны с другими странами, включая Германию, Польшу, Украину и Великобританию. Всего в докладе учтены 150 крупных контрактов, подписанных в течение 2013-2016 гг. с индийскими и зарубежными производителями (94 с национальными и 56 – с иностранными). Общий объем контрактов на закупку ПВН у иностранных поставщиков в период 2013-2016 гг. оценивается в 536,85 млрд. рупий (около 8 млрд. долл.), с национальными – 829,797 млрд. рупий.

К основным статьям импорта отнесены реактивные боеприпасы, тренажеры, подводные лодки, танки и комплектующие к ним, БЛА, РЛС, системы управления огнем и ракеты, самолеты, вертолеты, артиллерийские системы.

Прим. ЦАМТО: По оценке ЦАМТО, приведенные Комитетом по обороне цифры импорта ПВН по странам учитывают лишь крупнейшие контракты на прямую продажу новых ВиВТ и не включают значительную часть действующих и подписываемых напрямую и через индийских партнеров соглашений на поставку боеприпасов, запчастей, а также оказание услуг по обслуживанию и ремонту авиа- и бронетехники, которые формально оказывают индийские компании, но используют при этом российские комплектующие и технологии. Таким образом, с учетом количества эксплуатирующейся в ВС Индии советской/российской техники, по мнению ЦАМТО, доля продаж РФ существенно занижена. Тем не менее, приведенная статистика подтверждает тенденцию диверсификации закупок ВиВТ для ВС Индии и увеличения доли западных систем в их составе, что должно побудить руководство российских компаний-производителей и регулирующих органов принять меры по повышению конкурентоспособности своей продукции, улучшению качества послепродажного обслуживания, снятию бюрократических барьеров с целью сохранения ведущих позиций на индийском рынке. Примером того, что «процесс пошел» может стать высказанная главой Минпромторга Денисом Мантуровым в рамках российско-индийской военно-промышленной конференции инициатива об упрощении процедуры продажи российских вооружений в Индию и их послепродажного обслуживания.

В своем докладе Комитет по обороне обвинил Министерство обороны в некорректной трактовке информации о значительной доле закупок «национальных» систем у девяти предприятий государственного оборонного сектора Индии (DPSU – Defence Public Sector Units) и 41 предприятия государственного управления оружейных заводов (OFB – Ordnance Factory Board).

Представляя парламенту данные о подписанных контрактах, Министерство обороны обычно считает подписанные с DPSU и OFB контракты заказами на поставку национальной продукции. К примеру, в начале марта министр обороны сообщил парламенту, что из 668,21 млрд. рупий, выделенных на капитальные расходы в 2013-14 ф.г., с индийскими компаниями были подписаны контракты на сумму 315,76 млрд. рупий, а из 655,84 млрд. рупий в 2014-15 ф.г. – на сумму 395,99 млрд. рупий. По оценке Комитета по обороне, поставляемое индийскими компаниями оборудование содержит значительное количество компонентов, узлов и систем, приобретенных у иностранных продавцов.

К примеру, доля импортных компонентов в составе 99 реактивных учебно-тренировочных самолетов «Хоук» Mk.132 AJT (Advanced Jet Trainers), сборку которых компания HAL осуществляла в Бангалоре с 2006 года по лицензии британской «БАе системз» (BAE Systems), составляет около 58%.

Доля импортных комплектующих в составе 210 российских многоцелевых истребителей Су-30МКИ, которые государственная компания «Хиндустан аэронотикс лимитед» (Hindustan Aeronautics Limited – HAL) собирает по лицензии с 2003/04 ф.г. для Военно-воздушных сил Индии, составляет 44%, а в производимых HAL самолетах До-228 – 60%. Даже в разработанном в Индии усовершенствованном легком вертолете «Дхрув» доля импортных компонентов превышает 50%.

Около 40% импортированных компонентов входят в конструкцию разработанного ОПК Индии легкого боевого самолета LCA «Теджас», включая двигатель GE-F404 IN20 компании «Дженерал электрик» (General Electric), катапультируемые кресла британской «Мартин Бейкер» (Martin Baker) и легкую многорежимную РЛС EL/M-2032 израильской «Элта» (Elta). Весь комплект вооружения LCA также импортирован, включая российские управляемые ракеты Р-73 класса «воздух-воздух» АО «ГосМКБ «Вымпел» им. И.И.Торопова» и 23-мм двуствольную авиационную пушку ГШ-23, израильские управляемые ракеты большой дальности «Дерби» класса «воздух-воздух».

Техника и вооружения, выпускаемые другими государственными оборонными предприятиями DPSU, включая эскадренные миноносцы, фрегаты, патрульные корабли, помимо оснащения импортируемыми РЛС, ракетами и системами вооружений, в разной степени также зависят от импорта. В то же время, доля импортных комплектующих в составе построенных «Мазагон док лтд» (Mazagon Dock Ltd – MDL) кораблей постепенно снижается, но остается значительной. К примеру, импортные комплектующие в конструкции эсминцев класса «Дели» (Проект 15) составляла 58%, эскадренных миноносцах класса «Колката» (Проект 15A) – 43%, а у «Проекта 15B» – 32%.

Доля импортных компонентов в продукции предприятий OFB значительно ниже, чем у предприятий DPSU, и в период 2013-2016 гг. в среднем составляла 12,2%.

В своем докладе парламентский Комитет по обороне подверг критике федеральное правительство за недостаточное финансирование программы модернизации ВС Индии. Так, в оборонном бюджете 2017/2018 ф.г. на капитальные расходы и модернизацию из 2,74 трлн. рупий предусмотрено выделить лишь 864,88 млрд. рупий. Однако и из этих средств значительный объем пойдет на финансирование ранее заключенных контрактов, а на реализацию новых программ закупок, включая истребители, подводные лодки, вертолеты, корабли, танки и бронемашины, остается лишь небольшая сумма.

По расчетам комитета, на проведение модернизации СВ Индии в 2017/2018 ф.г. было выделено 60% запрошенных средств. ВВС и ВМС страны соответственно получили 54% и 67% финансирования от своих потребностей.

По оценке комитета, хаотичный, небрежный и необдуманный подход к модернизации Вооруженных сил отрицательно сказывается на боеготовности частей и снижает боевой потенциал войск.

В течение десятилетий парламентские комитеты по обороне и другие надзорные органы Индии обвиняли находившиеся в этот период у власти правительства за крупные закупки ВиВТ по импорту, несмотря на наличие развитой оборонной промышленности, включая предприятия DPSU и OFB. Несмотря на правительственную инициативу «Делай в Индии» (Make in India), нацеленную на снижение импорта ПВН, на текущий момент зависимость ВС страны от импортируемой техники сохраняется. Однако, по оценке экспертов, в перспективе она должна положительно сказаться на возможностях национального ОПК.

Источник

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация