Ядерная стратегия Китая: необходимый минимум
В октябре 1964 года Китай провел испытания первого собственного ядерного боезаряда. За прошедшие с тех пор почти 50 лет китайские специалисты создали большое количество новых ядерных боеприпасов и провели массу испытаний. Кроме того, в последние десятилетия Китай подписал несколько международных договоров, касающихся ядерного оружия. Так, в 1992 году официальный Пекин ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия. В 1996 году Китай присоединился к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, в девяностых годах китайское руководство объявило о некоторых новых обязательствах. В результате к настоящему времени Китай обязывается не применять ядерное оружие первым, а также не угрожать его применением странам, не имеющим ядерное оружие, или относящимся к безъядерным зонам.
В середине двухтысячных годов китайское министерство обороны выпустило документ под названием «Белая книга». Среди прочего в нем утверждалось, что Китай в настоящее время и в будущем не собирается отказываться от текущей политики применения ядерного оружия, и китайские военные не будут использовать его первыми. Также в «Белой книге» отмечалось, что количество развернутых и неразвернутых ядерных боеприпасов будет сохраняться на минимально необходимом уровне. При этом, однако, точное значение «минимально необходимого уровня» не называлось. Существуют различные оценки количества имеющихся у Китая ядерных боеголовок, но точное число боеприпасов остается засекреченным.
По-видимому, Китай усвоил некоторые уроки Холодной войны между СССР и США, и результатом этого стали некоторые заявления, касающиеся практики применения и количества ядерного оружия. Сохраняя секретность, Пекин старается делать успокаивающие заявления и всячески показывает свое миролюбие. Тем не менее, отказ раскрывать информацию о количественных и качественных аспектах стратегических ядерных сил, а также некоторые прогнозы, касающиеся событий будущего, приводят к появлению различных подозрений.
Отсутствие официальной информации приводит к появлению различных версий. Так, в разных анализах последних лет количество ядерных боезарядов, используемых в стратегических ядерных силах Китая, оценивается от 50-80 до 1500-2000 единиц. При этом цифры, близкие к нижней или верхней границе этого диапазона чаще всего считаются неверными, поскольку в этих случаях речь может идти о значительном занижении или завышении оценок по сравнению с реальным количеством зарядов. В середине двухтысячных годов представители официального Пекина говорили о том, что общее количество китайских ядерных зарядов не превышает аналогичный показатель вооруженных сил Великобритании. Таким образом, можно было предположить, что в ядерных арсеналах Китая имеется не более 200 боеголовок.
В 2011 году сотрудники Джорджтаунского университета (США) выступили с сенсационным заявлением. Результатом их исследования стали более чем смелые оценки объемов китайских ядерных арсеналов. Утверждалось, что вооруженные силы Китая могут применить до 3 тыс. ядерных боезарядов. Также говорилось о наличии у Китая сети подземных тоннелей общей протяженностью около 3 тыс. миль, по которым могут перемещаться тягачи с баллистическими ракетами. Естественно, Пекин не подтвердил и не опроверг выводы джорджтаунских аналитиков. Однако вскоре стали появляться новые оценки китайского ядерного щита. Различные аналитики «насчитали» не менее 10 тыс. ядерных боеголовок. Как и ранее, китайское руководство никак не прокомментировало подобные оценки.
Существует методика, позволяющая примерно представить количество ядерных боеголовок у Китая. Согласно разным источникам, с конца шестидесятых до начала девяностых годов китайские предприятия произвели не более 40-45 тонн высокообогащенного урана и 8-10 тонн оружейного плутония. Таким образом, за всю историю китайской ядерной программы могло быть произведено не более 1800-2000 ядерных зарядов. По понятным причинам, в настоящее время развернута лишь небольшая доля от этого количества боеголовок. Конечно, расход урана и плутония зависит от конструкции конкретного заряда, но в случае с одновременным существованием трех тысяч боеприпасов, в свете имеющихся данных об объемах производства делящихся материалов, речь может идти только о тактическом ядерном оружии, но не о стратегическом.
Еще одной методикой оценки количества ядерных зарядов является анализ целей стратегических ядерных сил. В 1965 году Мао Цзэдун отметил, что для обеспечения стратегического сдерживания будет достаточно лишь шести атомных бомб. Он имел в виду, что применение даже шести зарядов позволит разрушить важнейшие города противника и тем самым нанести ему непоправимый ущерб. В конце прошлого десятилетия появилось нескольких исследований, авторы которых попытались установить количество ядерных зарядов, необходимых Китаю для нанесения неприемлемого ущерба ядерным державам. Для поражения важных объектов США, согласно этим исследованиям, китайским военным потребуется 90-100 боеголовок. Для уничтожения российских объектов – 50-60. Наконец, для нанесения ущерба Великобритании, Франции и Индии нужно не более 20-30 ядерных боеголовок. Таким образом, для эффективного сдерживания стран, обладающих ядерным оружием (ко времени появления этих исследований Китай уже заявил о неприменении подобного оружия против безъядерных держав) нужно лишь 200-210 развернутых боеголовок.
Несмотря на развитие технологий, современные ядерные боезаряды имеют ограниченные сроки хранения. Ведущие страны мира смогли довести этот параметр до 20-25 лет, однако прочие ядерные державы пока не достигли таких успехов. Таким образом, количество развернутых ядерных боезарядов не более 200-250 единиц и общее число подобных боеприпасов не более 400-500 выглядит наиболее вероятным в свете имеющихся сведений.
Ядерные арсеналы Китая, вне зависимости от точного количества имеющихся боезарядов, показывают одну интересную особенность китайской стратегии сдерживания. Имеющееся количество развернутых боеголовок достаточно для уничтожения целей на территории вероятных противников. При этом, в отличие США или России, Китай располагает лишь несколькими сотнями зарядов, что соответствующим образом сказывается на расходах. Дополнительным фактором, позволяющим снизить траты, является отказ от применения ядерного оружия против государств, не располагающих подобным вооружением. По-видимому, Пекин понимает малую вероятность начала атомной войны и поэтому использует ядерное оружие исключительно в качестве средства сдерживания некоторых зарубежных стран и одновременно с этим старается сэкономить на его производстве и содержании.
В обозримом будущем, а именно до 2021 года (срок завершения второго этапа текущей военной реформы), не стоит ждать никаких серьезных изменений в количественных или качественных аспектах китайских стратегических ядерных сил. Ядерный щит Китая будет оставаться таким же немногочисленным, но эффективным и способным решать возложенные на него задачи. В дальнейшем возможно увеличение количества баллистических ракет, бомбардировщиков и ядерных зарядов, а также соответствующее изменение стратегии их применения. Однако на данный момент Китай, похоже, не располагает всеми необходимыми для этого ресурсами и пока ему придется довольствоваться сравнительно небольшими, но эффективными стратегическими ядерными силами.
По материалам сайтов:
http://defense-update.com/
http://nvo.ng.ru/
http://presstv.com/
http://csis.org/
http://fas.org/
http://china-defense.com/
Источник: http://topwar.ru