Торпеда 53-39 и ее модификации
До конца тридцатых годов советский военно-морской флот испытывал заметные проблемы с торпедами. Так, самым мощным оружием этого класса была торпеда 53-27, представлявшая собой увеличенный вариант изделия 45-12. Она несла достаточно тяжелый заряд взрывчатого вещества, но при этом имела недостаточные характеристики дальности и надежности. В 1938 году на вооружение была принята новая торпеда 53-38, в дальнейшем ставшая основным вооружением этого класса. В конце тридцатых и начале сороковых советские инженеры провели несколько модернизаций торпеды образца 1938 года, что позволило повысить характеристики и эффективности оружия. Наконец, в 1941 году на вооружение была принята торпеда 53-39, созданная на основе имеющегося оружия.
Парогазовая торпеда 53-38 представляла собой переработанный в соответствии с возможностями советской промышленности боеприпас типа 53-Ф итальянской разработки. В ходе создания этого изделия советские конструкторы изменили главную машину, а также внесли некоторые коррективы в другие узлы и агрегаты. Получившаяся торпеда несла заряд взрывчатого вещества весом 300 кг, могла развивать скорость до 44 узлов и атаковать цели на дальностях до 10 км. Парогазовая машина торпеды могла работать в трех режимах, которые позволяли менять скорость и дальность хода. Обеспечивалась стрельба из торпедных аппаратов подлодок, кораблей и катеров.
В дальнейшем советские специалисты развернули работы по модернизации имеющегося оружия. В ходе нескольких дополнительных проектов удалось повысить вес взрывчатого вещества (53-38У), а также внедрить неконтактный взрыватель новой модели. Кроме того, перед инженерами стояли и другие цели. Одной из главных задач в рамках модернизации оружия было повышение скорости торпеды без потерь в прочих характеристиках. Предполагалось, что результатом такого проекта станет перспективная торпеда калибра 53 см с общими характеристиками на уровне существующей 53-38 и значительно повышенной скоростью хода.
Разрезной макет торпеды 53-39ю Фото Wunderwafe.ru
В 1939 году были созданы две новые организации, ЦКБ-36 и ЦКБ-39, которые теперь должны были заниматься всеми новыми проектами торпедного вооружения. Развитие изделия 53-38, в том числе модернизацию парогазовой машины, поручили ЦКБ-39. Созданием нового проекта руководили инженеры Д.А. Кокряков, В.Л. Орлов и Д.Н. Островский. Впоследствии за разработку нового проекта этим конструкторам была присуждена Сталинская премия.
Новая торпеда с повышенной скоростью движения получила условное обозначение 53-39 – калибр 53 см, разработка 1939 года. В качестве основы для нее была взята существующая торпеда 53-38У с 400-килограммовой боевой частью. Путем изменения конструкции некоторых узлов и агрегатов этого изделия предлагалось повысить основные параметры и тем самым выполнить новые требования. Основным средством достижения поставленных целей стало форсирование имеющейся парогазовой машины и увеличение запаса энергокомпонентов.
Форсирование силовой установки оказалось достаточно сложной задачей, из-за чего работы затянулись. Завершить проектирование, собрать опытные изделия и провести их испытания удалось только в 1941 году. Прочие конструкторские задачи оказались менее сложными и были решены ранее. В результате, несмотря на все сложности и смещения сроков, все работы были выполнены, результатом чего стало появление новой высокоскоростной торпеды, основанной на существующих агрегатах.
В ходе модернизации торпеда сохранила корпус длиной около 7,5 м и диаметром 53 см, оснащенный полусферическим головным и коническим хвостовым обтекателями. В хвостовой части сохранилась Х-образная конструкция с рулями, прикрывавшая два гребных винта, установленных на одной оси. Общая компоновка внутренних агрегатов торпеды так же не изменилась, однако были скорректированы размеры некоторых деталей, что привело к небольшим изменениям размещения определенных узлов.
Музейный образец 53-39. Фото Navweaps.com
Головная часть корпуса по-прежнему отдавалась под боевое отделение с зарядом взрывчатого вещества и взрывателями. Позади него располагался крупный воздушный резервуар увеличенной емкости, за которым установили водяной и керосиновый баки, так же повышенного объема. Главная машина, включая маслобак, подогревательный аппарат и т.д., а также системы управления располагались в хвостовой части корпуса.
Торпеда 53-39 создавалась на основе изделия 53-38У, имевшего увеличенное боевое отделение с 400-кг зарядом. Новое оружие должно было отличаться увеличенной мощностью двигателя и, как следствие, повышенным расходом энергокомпонентов. По этой причине боевое отделение новой торпеды было укорочено, а масса взрывчатого вещества сокращена до 317 кг. Освободившийся объем использовали для некоторого увеличения воздушного резервуара. Схожим образом, за счет перекомпоновки хвостового отсека, были увеличены размеры баков для воды и керосина.
Боевое отделение новой торпеды имело меньшие размеры и несло менее тяжелый заряд. Одновременно с этим полностью сохранялась система подрыва заряда. В корпусе торпеды, на верхней его стороне, предусматривались два стакана для установки контактных взрывателей инерционного типа. Сведения о возможности применения неконтактных взрывателей типа НВС отсутствуют. Имеющиеся взрыватели должны были производить подрыв боевой части при столкновении торпеды с целью. Взведение осуществлялось на некотором расстоянии от корабля или подлодки-носителя.
Главная парогазовая машина торпеды 53-39 основывалась на соответствующих агрегатах существующего оружия, однако имела ряд важных отличий. В течение длительного времени специалисты ЦКБ-39 занимались различными вопросами совершенствования конструкции двигателя, результатом чего стало повышение его мощности до 485 л.с. Для сравнения, максимальная мощность машины торпеды обр. 1938 г. не превышала 310 л.с. Значительное увеличение основных параметров силовой установки позволяло рассчитывать на заметный рост скорости.
Гребные винты торпеды. Фото Svsm.org
Форсирование силовой установки привело к повышению ее мощности, однако не сказалось на общих особенностях конструкции. Как и ранее, использовался парогазовый двигатель на основе двух цилиндров и кривошипно-шатунного механизма. Также в составе машины имелись подогревательный аппарат, распределительный механизм и два вала, при помощи которых приводились в движение два соосных гребных винта. Для хранения и подачи энергокомпонентов торпеда получила несколько резервуаров повышенной емкости. Кроме того, для увеличения количества перевозимого воздуха давление в его резервуаре было увеличено с 190 до 200 атмосфер. Также в конструкцию силовой установки ввели новый маслобак увеличенного размера.
Значительное повышение мощности главной машины позволило заметно повысить основные характеристики торпеды в сравнении с базовым образцом. Силовая установка торпеды 53-39 могла работать в трех режимах. В первом она развивала полную мощность 485 л.с. и могла разгонять торпеду до 51 узла. При этом дальность хода составляла лишь 4 км. На втором режиме с мощностью 230 л.с. скорость сокращалась до 39 узлов, а дальность возрастала до 8 км. Максимальная дальность в 10 км достигалась на третьем режиме машины при мощности 168 л.с. и скорости 34 узла.
По некоторым данным, имея возможность работы в трех режимах, с точки зрения практического использования главная машина торпеды была двухрежимной. Перед выходом корабля или подлодки в море, на базе, следовало выбрать требуемые режимы работы. Возможность разгона до 51 узла сохранялась во всех случаях, а второй режим устанавливался торпедистами и выбирался из двух имеющихся. В таком случае во втором режиме машины торпеда могла преодолевать 8 или 10 км, в зависимости от предварительной настройки. После выхода в море экипаж корабля, катера или субмарины мог выбирать только из двух установленных режимов.
Системы управления новой торпеды были доработаны с учетом опыта испытаний и эксплуатации имеющегося оружия, но сохранили общую конструкцию. Для удержания торпеды на указанном курсе предлагалось применять гидростат и т.н. прибор Обри на основе гироскопа. Во время движения торпеды эти приборы должны были отслеживать ее положение, а также фиксировать отклонения от заданного курса и вырабатывать команды для рулевых машинок. Последние при помощи тяг смещали рули и возвращали торпеду на нужный курс. По имеющимся данным, модернизация существующих приборов управления позволила повысить характеристики точности торпеды. Аппаратура уверенно удерживала ее на установленной глубине от 1 до 14 м, а отклонение от заданного курса на максимальной дальности (10 км) не превышало 100 м. Для конца тридцатых и начала сороковых годов это были хорошие показатели.
Главная машина торпеды 53-38, ставшей основой для 53-39. Рисунок Wunderwafe.ru
Использованные доработки конструкции не привели к заметным изменениям габаритов или веса торпеды. Размеры корпуса 53-39 остались на уровне параметров предшественников: калибр 533 мм и длина около 7,5 м. Вес, по разным данным, поставлял 1750 или 1800 кг. Торпеда несла 317 кг взрывчатого вещества с двумя взрывателями.
Работы по проекту 53-39 были связаны с решением нескольких весьма сложных задач. Как следствие, они затянулись на несколько лет. Испытания опытных торпед новой модели были проведены только в 1941 году. К этому времени большинство недостатков торпеды-прототипа 53-38 и новой 53-39 были исправлены, что позволило не только проверить работоспособность систем, но и подтвердить расчетные характеристики. В ходе испытаний торпедам новой модели действительно удавалось развивать скорость порядка 50-51 узла, однако при этом наблюдался высокий расход топлива, сокращавший дальность хода. Максимальная дальность хода на уровне 10 км при меньших скоростях движения так же была подтверждена испытаниями.
Испытания торпеды 53-39 полностью подтвердили выполнение всех требований. Инженерам ЦКБ-39 удалось повысить скорость хода оружия без существенных потерь в других характеристиках. Фактически, единственным недостатком в сравнении с базовой 53-38У было уменьшение веса взрывчатого вещества с 400 до 317 кг. Тем не менее, большая скорость движения полностью компенсировала уменьшение заряда. Кроме того, расчеты показывали, что уменьшенный заряд сохраняет возможность нанесения фатальных повреждений кораблям противника. По результатам испытаний, завершившихся к середине 1941 года, новая торпеда была принята на вооружение. Соответствующий документ, а также приказ о начале серийного производства нового оружия появились в июле 41-го.
Известно, что производство новых торпед началось уже в 1941 году, однако точные объемы их выпуска неизвестны. В разных источниках встречается различная информация на этот счет. Одни утверждают, что торпеды 53-39 были построены серией не более нескольких десятков, другие говорят о нескольких сотнях. Кроме того, имеются сведения о сложностях при начале серийного производства, из-за которых первые серийные торпеды нового типа были переданы флоту только в конце 1943 года. Из тех же источников известно, что за оставшейся период Великой Отечественной войны советские подводники использовали не более 18-22 скоростных торпед, однако не смогли поразить с их помощью ни одной цели.
Хвостовой отсек торпеды 53-51 с парогазовой машиной. Фото Militaryrussia.ru
По всей видимости, торпеды 53-39 так и не стали основной продукцией торпедостроения, из-за чего по своему количеству серьезно уступали другим изделиям, прежде всего 53-38 и 53-38У. Как следствие, более новые скоростные торпеды не получили широкого распространения и не смогли оказать влияния на ход боевых действий на морях. Несмотря на появление нового оружия с увеличенной скоростью хода, основным боеприпасом для 533-мм торпедных аппаратов осталась более старая 53-38.
Согласно некоторым источникам, еще во время войны специалисты Научно-исследовательского минно-торпедного института (НИМТИ) и смежных организаций, в том числе ЦКБ-39, занялись созданием новых усовершенствованных систем управления для торпедного вооружения. Заметные результаты этих работ появились только после войны, а первая торпеда с обновленным управлением была принята на вооружение в 1949 году.
Серьезным недостатком т.н. прямоидущих торпед является необходимость правильного наведения перед стрельбой. При неверном решении торпедного треугольника оружие проходит мимо цели или даже не достигает ее. Целью нового проекта было создание системы управления, способной в случае промаха дать торпеде второй шанс на поражение цели. Такой проект получил название 53-39ПМ – «Прибор маневрирования». Также применялось обозначение «Изделие 112».
Позади боевого отделения такой торпеды устанавливался набор специального электрического оборудования, позволявший торпеде двигаться не только по прямой, но и по более сложным траекториям. Перед стрельбой торпедист должен был вводить в прибор маневрирования программу, по которой тот мог вести торпеду. Сначала торпеда двигалась по прямой по изначальной траектории, а в случае промаха переходила к движению зигзагом. При этом имелась высокая вероятность поражения цели при повторном пересечении ее курса с курсом торпеды. Для дополнительного повышения вероятности успешного завершения атаки стрельбу торпедами 53-39ПМ следовало осуществлять залпом.
Помимо прибора маневрирования торпеда 53-39ПМ получила обновленную парогазовую машину мощностью 460 л.с. Также были доработаны некоторые другие узлы и агрегаты оружия. Все эти доработки были связаны, прежде всего, с новыми технологиями производства, из-за чего не оказали заметного влияния на основные характеристики оружия.
Китайская торпеда Ю-1 и 533-мм торпедный аппарат. Фото Militaryrussia.ru
После постановки на вооружение торпеды 53-39ПМ развитие этого оружия продолжилось. Специалисты НИМТИ и смежных организаций обновили некоторые агрегаты этого изделия, а также внедрили в его конструкцию новые узлы. Результатом этого стало появление торпеды 53-51, также известной как «Изделие 592» или «Клязьма». С точки зрения конструкции это была почти точная копия предыдущей 53-39ПМ, боевое отделение которой было оборудовано двумя взрывателями разных типов. Сохранился контактный инерционный взрыватель, а также был добавлен неконтактный типа НКВ (по другим данным, НВЭМ). Это устройство обеспечивало срабатывание боевой части при проходе рядом с целью на расстоянии до 4-5 м.
Торпеды 53-39ПМ и 53-51 состояли на вооружении военно-морского флота СССР в течение некоторого времени. Ориентировочно в конце пятидесятых или начале шестидесятых начался постепенный отказ от имеющихся парогазовых торпед, результатом чего стало снятие с вооружение устаревших систем и последующая их замена более новыми и совершенными образцами. Таким образом, 53-39ПМ и 53-51 со временем уступили свое место на кораблях и подлодках новым торпедам.
Торпеда типа 53-51 эксплуатировалась не только в нашей стране. Уже в начале пятидесятых годов Советский Союз начал продавать подобные торпеды дружественному Китаю. В течение нескольких следующих лет китайский флот располагал только экспортными торпедами, не имея возможности приобретать отечественные. По имеющимся данным, производство копии изделия 53-51 стартовало только в 1966 году. В китайских вооруженных силах эта торпеда получила обозначение Ю-1. Ввиду значительного отставания от ведущих стран и их армий, Китай применял копии советских 53-51 в течение нескольких следующих десятилетий.
В режиме максимальной мощности парогазовая главная машина торпеды 53-39 развивала мощность 486 л.с. и позволяла оружию развивать скорость до 51 узла. Это делало советскую торпеду одним из самых лучших образцов такого оружия в мире. В начале сороковых годов лишь несколько торпед в мире могли развивать скорость порядка 45-50 узлов, причем часть этих образцов являлась экспериментальными изделиями. Советские инженеры, следует отметить, смогли не только создать высокоскоростную торпеду, но и поставить ее в серию. Кроме того, в дальнейшем базовая 53-39 стала основой для нескольких новых видов оружия для флота. Таким образом, несмотря на сравнительно редкие и немногочисленные случаи боевого применения, торпеды 53-39 могут считаться весьма удачной разработкой, положительным образом повлиявшей на боеспособность ВМФ СССР в послевоенный период.
По материалам сайтов:
http://submarine-at-war.ru/
http://wunderwafe.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://navweaps.com/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-488.html
Источник: topwar.ru