Противотанковая мина ТМ-41
Первые советские противотанковые мины, созданные в середине и конце тридцатых годов, были достаточно удачными для своего времени. Тем не менее, уже в первые месяцы Великой Отечественной войны стало ясно, что существующее оружие не отвечает требованиям времени и требует замены. Инженерным подразделениям Красной Армии требовалось более совершенное вооружение, разработка которого началась вскоре после нападения нацистской Германии.
В конце лета (по другим данным, в начале осени) 1941 года было принято решение о создании и принятии на вооружение новой противотанковой мины с повышенными характеристиками, которая должна была заменить существующие боеприпасы, не отличавшиеся высоким могуществом. Поставленную задачу в самые короткие сроки выполнили инженеры П.Г. Радевич и Н.П. Иванов. Энтузиазм конструкторов позволил быстро разработать новую мину с более высокими характеристиками, а также начать ее серийное производство.
Ввиду ограниченных возможностей промышленности, занятой выполнением заказов с более высоким приоритетом, требовалось создать мину с простой конструкцией и максимально возможными характеристиками. Как показала практика, Радевич и Иванов успешно справились с такой задачей. Всего за несколько месяцев их новая мина, получившая обозначение ТМ-41, стала основным боеприпасом своего класса в инженерных частях Красной Армии.
Общий вид мины ТМ-41. Фото Saper.etel.ru
Мина ТМ-41 имела цилиндрический корпус, выполненный из металла. Корпус состоял из основной «банки» с гофрированной верхней частью стенок и крышки. В центре крышки имелось отверстие для снаряжения мины и установки взрывателя, закрываемое пробкой. Также на крышке предусматривались ребра жесткости, обеспечивавшие правильную работу боеприпаса. Перед сборкой мины корпус-банка и крышка должны были соединяться при помощи сварки. На нижней или боковой поверхности закреплялась проволочная ручка для переноски.
Корпус мины имел диаметр 25,5 см и высоту 13 см. В боеготовом положении вес изделия ТМ-41 составлял 5,5 кг. Из них 4 кг приходилось на взрывчатое вещество. Для поражения целей предлагалось использовать сравнительно простой и дешевый в производстве аммотол. По некоторым данным, часть мин оснащалась тротилом. Порошкообразную взрывчатку следовало засыпать внутрь сваренного корпуса через отверстие крышки. Затем внутрь корпуса помещался специальный металлический стакан с креплениями для взрывателя.
Противотанковая мина ТМ-41 должна была оснащаться взрывателем нажимного действия типа МВ-5 с запалом МД-2. Взрыватель состоял из небольшого цилиндрического корпуса и надетого на него колпачка с несколькими внутренними деталями. Внутри взрывателя располагался подпружиненный ударник, блокировавшийся в безопасном состоянии при помощи небольшого шарика. При нажатии на верхний колпачок происходила его деформация и смещение вниз. При движении колпачка сжималась боевая пружина. В крайнем нижнем положении колпачка его боковая выемка находилась рядом с блокирующим шариком. При этом коническая поверхность «катушки» ударника выдавливала шарик внутрь колпачка, после чего ударник под действием пружины мог ударить по капсюлю.
Мины ТМ-41 имели крайне простую конструкцию и поставлялись в войска в снаряженном виде, однако взрыватели перевозились отдельно. Серийные мины окрашивались в серый или темно-зеленый цвет. На боковую поверхность наносилась маркировка.
Выходя на минирование, сапер должен был переносить мину и взрыватель раздельно. Прибыв на место установки, минер должен был снять верхнюю пробку мины, после чего открывался доступ к месту установки взрывателя. После этого следовало соединить взрыватель МВ-5 и запал МД-2, которые помещались во внутренний стакан мины. Далее пробка крышки возвращалась на место, после чего мина была полностью готова к подрыву.
Противотанковая мина конструкции Радевича и Иванова не имела специальных средств, затруднявших ее обезвреживание. По этой причине сапер мог сравнительно просто извлечь такой боеприпас. Для обезвреживания следовало сдернуть мину с места, вынуть пробку и извлечь взрыватель с запалом. При этом, однако, из-за воздействия влаги корпус и внутренние детали мины могли подвергаться коррозии. Из-за этого не исключалась невозможность снятия пробки и извлечения взрывателя. В таком случае мина считалась поврежденной и не подлежала обезвреживанию. Ее следовало уничтожать накладным зарядом.
Схема взрывателя МВ-5 с запалом МД-2
Благодаря сварному металлическому корпусу мины ТМ-41 могли устанавливаться в грунт, на грунт, в снег и даже под воду. Тем не менее, в условиях сырости и повышенной влажности металлический корпус, несмотря на присутствие краски, мог подвергаться разрушению. Это ограничивало срок штатной работы всех механизмов, а также сказывалось на опасности боеприпаса. Кроме того, под действием влаги заряд из аммотола мог терять свои свойства. Тротил, в свою очередь, оставался опасным даже после полного разрушения мины. Главной причиной повышения опасности являлась высокая чувствительность взрывателя МВ-5. Для его срабатывания хватало усилия не более 2-3 кг, а чувствительность мины в сборе понижалась за счет конструкции корпуса.
Принцип действия мины ТМ-41 был прост. При наезде колесом или гусеницей и нажатии с силой не менее 200 кг происходила деформация корпуса. Под давлением боевой машины гофрированная часть стенок мины сминалась, вследствие чего крышка опускалась вниз. Перемещаясь, крышка давила на колпачок взрывателя, из-за чего происходила разблокировка ударника с последующим взрывом. Новая мина несла заряд 4 кг взрывчатки и по этому параметру превосходила все существующие боеприпасы. Сила взрыва была достаточна для разрушения нескольких траков гусеницы и, как минимум, повреждения опорного катка и других элементов ходовой части. Колесная техника рисковала лишиться колеса и получить повреждения двигателя, вплоть до невозможности восстановления.
Первые мины ТМ-41 были использованы уже осенью 1941 года. В дальнейшем это оружие самым активным образом применялось саперами-красноармейцами для создания минно-взрывных заграждений. Производство подобных мин длилось всего несколько месяцев. В начале 1942 года советская промышленность столкнулась с недостатком металла, вызванным потерей ряда стратегически важных предприятий. Из-за этого пришлось временно отказаться от массового производства противотанковых мин в металлических корпусах, сосредоточив усилия на менее сложном и дорогом в производстве оружии. В течение нескольких следующих лет в основном выпускались мины в деревянных корпусах.
Мина ТМ-41 с разных ракурсов. Фото Lexpev.nl
Запас мин, созданный в конце 1941 и начале 1942 года, был полностью использован при установке минных заграждений. К 1944 году положение промышленности улучшилось, что позволило возобновить производство мин в металлических корпусах. Тем не менее, вместо изделия ТМ-41 в серию был запущен новый боеприпас ТМ-44 с повышенными характеристиками.
Имеются сведения о передачи документации по мине ТМ-41 китайской промышленности. В результате этого на вооружение Народно-освободительной армии Китая была принята противотанковая мина «Тип 41». Подобное оружие производилось в больших количествах и использовалось в течение нескольких десятилетий. По некоторым данным, китайская версия мины ТМ-41 встречалась даже в Афганистане: Китай охотно поставлял устаревшие вооружения моджахедам.
Противотанковая мина ТМ-41 создавалась в условиях первых месяцев Великой Отечественной войны, которым были свойственны серьезные проблемы с сырьем, производственными мощностями и т.д. Тем не менее, советские конструкторы-оружейники справились с поставленной задачей и разработали простую, но эффективную мину. Производство новых боеприпасов могло продолжаться в течение длительного времени, однако потеря некоторых важных предприятий не позволила продолжать их выпуск. В 1942 году с конвейера сошли последние мины ТМ-41. Как стало ясно позже, производство прекратилось навсегда. В дальнейшем на смену сравнительно маломощным ТМ-41 пришли мины ТМ-44 с увеличенным зарядом взрывчатого вещества.
По материалам сайтов:
http://saper.etel.ru/
http://eragun.org/
http://arms.ru/
http://lexpev.nl/
Источник: topwar.ru