Контуры грядущего – эпоха цивилизаций
Мир находится в состоянии качественной реорганизации. Определить ее направленность можно на основе анализа объективных тенденций общественного развития. Именно они позволяют увидеть облик будущего мирового устройства, к которому движется человечество.
К формированию сообществ государств по цивилизационному признаку приводит нарастание национально-культурной и цивилизационной поляризации, а также геополитической регионализации. Происходит это на фоне утраты практически всеми странами мира самодостаточности.
Самой передовой в этом отношении является западная цивилизация. Она уже сформировала единую оборонную организацию – блок НАТО. В духовном и экономическом отношении западные страны представляют собой единое пространство, основанное на общих принципах жизнедеятельности. Оформляется единая политическая организация – Евросоюз.
“ Cледует ожидать выделения двух центров силы: британо-американского атлантического и германо-французского континентального ”Достаточно интенсивные процессы интеграции начались и на постсоветском пространстве в рамках евразийского цивилизационного сообщества. Ядром этого процесса стал Таможенный союз.
Активно проходят интеграционные процессы в Латинской Америке, где ведущим центром в экономическом и военном отношении является Бразилия.
Как самостоятельный субъект геополитики осознает себя исламская цивилизация, внутри которой имеется множество отдельных культур и субцивилизаций. Между ними идет жестокая борьба за доминирование в исламском мире. Однако как субъект геополитики исламский мир уже оформился. Два его крыла – суннитское во главе с Саудовской Аравией и шиитское во главе с Ираном имеют четкие геополитические проекты цивилизационного масштаба, которые они последовательно стремятся воплотить в жизнь.
Отдельными цивилизациями выступают Китай и Индия. По численности населения каждая из этих стран значительно превосходит любую из перечисленных выше. Их научный, экономический и военный потенциал растет исключительно высокими темпами. Оба государства имеют свои геополитические проекты. В частности, Китай, судя по направленности его экономической и демографической экспансии, а также развитию НОАК, стремится к расширению зоны своего влияния с втягиванием в орбиту китайской геополитики основных стран Юго-Восточной и Центральной Азии.
Горизонты ожиданий
Важным направлением цивилизационной интеграции является формирование региональных финансовых систем, построенных на основе единых валют. Другая значимая тенденция – сокращение разрыва в экономическом развитии и военном потенциале между самой развитой западной и другими цивилизациями. Нарастание негативных изменений в западном обществе в целом, прежде всего в его духовной сфере, обострение сырьевого и энергетического кризиса, деиндустриализация в рамках глобализации уже привели к утрате, прежде всего США, безусловного превосходства в мире в экономической сфере, а в дальнейшем приведет и в военной. Доказательство тому – провальное завершение войн в Афганистане и Ираке, катастрофичные итоги «арабской весны», срыв военной операции НАТО в Сирии с последующим поражением боевиков, контрреволюция в Египте и отказ украинского руководства от немедленного подписания договора об ассоциации с ЕС. Все эти события существенно ослабили позиции Запада на Ближнем и Среднем Востоке.
Коллаж Андрея СедыхЗначительное влияние на облик будущего миропорядка окажут и усиливающиеся внутризападные противоречия. Интересы старой Европы и англосаксонской оси Лондон – Вашингтон все в большей степени начинают расходиться. Это ярко проявилось, в частности, в отношении к войне с Ираком в 2003 году, когда против американской военной операции высказались Германия и Франция.
В экономической сфере эта тенденция проявилась в принятии единой европейской валюты, которой удалось захватить доминирующие позиции на рынках континентальной Европы и составить конкуренцию доллару.
Учитывая все это, уже в среднесрочной перспективе в рамках западной цивилизации следует ожидать выделения двух центров силы: британо-американского атлантического и германо-французского континетального. Последний будет стремиться к более тесному взаимодействию с Россией, создавая предпосылки для формирования континентальной оси Берлин – Москва – Пекин.
Безусловно, значимую роль в формировании будущего мирового порядка сыграет усиление роли и влияния в системе международных отношений транснациональных экономических, духовных и криминальных организаций. Их деятельность поспособствует росту значения и влияния наднациональных органов власти, таких как ООН, а также усилению взаимосвязанности мира с ослаблением в той или иной мере государственного суверенитета практически всех государств.
Важной приметой последнего времени стало наметившееся расширение взаимодействия незападных цивилизаций по сдерживанию попыток Запада применить военную силу против отдельных стран. Это особенно отчетливо проявилось в отношении Сирии, когда ведущие государства Латинской Америки, Россия, Китай и Иран выступили единым фронтом против попытки США и их союзников по НАТО начать военную интервенцию. Фактически можно говорить о начавшемся процессе формирования единого фронта незападных цивилизаций по предотвращению возможности создания любой модели однополярного мира. Это существенно снижает вероятность возникновения третьей мировой войны, поскольку Запад, претендующий на мировое доминирование в рамках однополярной модели, не решится выступить против единого фронта других цивилизаций.
Можно предполагать, что дальнейшее мировое развитие будет иметь преимущественно эволюционный характер. Хотя локальные войны и вооруженные конфликты сохранятся, поскольку борьба за однополярный мир пока еще не завершена и внутри некоторых цивилизаций (в частности исламской) не разрешены имеющиеся территориальные проблемы.
Запад и Евразия
Наметившиеся тенденции дают основания предполагать, что уже в среднесрочной перспективе многополярный мир оформится в своих основных чертах. Прежде всего он будет построен на основе цивилизационных союзов государств. Каждая из цивилизаций в нем станет достаточно самостоятельным и могущественным центром геополитической силы, который в решающей степени определит направленность всего союза. Весьма вероятно, что каждый из таких союзов примет единую валюту. Нельзя исключать и формирования коллективных систем безопасности, в частности коалиционных группировок вооруженных сил на постоянной основе. При этом государства останутся в роли основных субъектов международного права, поскольку только они могут представлять, олицетворять и защищать народную самобытность и права народов во всем их многообразии.
Архитектуру будущего мира определят пять основных цивилизационных союзов. Прежде всего западная цивилизация, в которой окончательно оформятся два относительно самостоятельных региональных блока:
1. Атлантический, основу которого составят США, Великобритания и Канада. Его геополитическим центром силы будет Америка. Вполне возможно, США, Канада и Мексика реализуют проект Североамериканского союза.
2. Континентальный, составленный из государств Европы, геополитическим центром силы которого станет Германия и, вероятно, Франция.
Основными факторами развития этой цивилизации останутся высокие технологии, особенно в информационной и военной сфере. Вероятнее всего, она первой перейдет к новому, шестому технологическому укладу, став лидером социальных преобразований для всего мира. Эти изменения окажутся сопряжены со сменой политических и экономических элит. Располагая весьма ограниченными природными ресурсами, эта цивилизация будет нуждаться в их поставках, прежде всего энергоносителей, из внешних источников.
Военный потенциал данной цивилизации останется одной из важнейших компонент международной системы безопасности, определит ее архитектуру.
Вероятнее всего, окончательно оформится евразийский цивилизационный союз, ядром которого выступит Россия, а основу составят государства постсоветского пространства. Вполне возможна политическая интеграция части из них в единое государство. Уже сегодня имеется Союзное государство Россия – Белоруссия. Есть все основания предполагать, что в перспективе политически могут объединиться и государства Таможенного союза. ОДКБ является военной организацией евразийского цивилизационного союза.
Важнейший источник существования и развития России и союзных с ней стран постсоветского пространства – разработка и экспорт сырьевых ресурсов, а также высокие технологии, в первую очередь военного назначения. Беспрецедентное социальное расслоение общества, ограниченная легитимность созданных крупных состояний, определенная варварским способом захвата общенародной собственности ничтожной по численности группой населения, конфликт элит, а также заинтересованность внешних сил в дестабилизации ситуации в странах постсоветского пространства определяют высокий риск возникновения социальных потрясений уже в ближайшей перспективе. Таким образом, евразийский цивилизационный союз может стать еще одним важным центром мировых социальных преобразований. Потеряв значительную часть своего научного, технологического и промышленного потенциала, евразийский цивилизационный союз еще длительное время будет нуждаться в импорте высокотехнологичной продукции, особенно в гражданском секторе, а также продовольствия. Военный потенциал России останется одной из важнейших компонент международной системы безопасности и наряду с военной организацией Запада будет определять ее архитектуру.
Вокруг Ирана, Саудовской Аравии, Китая, Бразилии
В среднесрочной перспективе может оформиться исламская цивилизация, которая, вероятнее всего, включит в себя два относительно независимых и конкурирующих союза: шиитский и суннитский. Основу первого составят Иран и Ирак, второго – монархии Персидского залива и их союзники в Северной Африке, на Среднем Востоке и в Центральной Азии. Лидером шиитского союза станет Иран, суннитского – пока остается Саудовская Аравия. Однако ситуация может измениться в связи с внутренними проблемами в этой стране, в первую очередь связанными с престолонаследием и конфликтом шиитского большинства с суннитской властью.
Основным источником развития суннитского союза окажется разработка и экспорт энергоносителей. Предпосылок к возникновению высокотехнологичной промышленности здесь пока не наблюдается. Соответственно он будет нуждаться в импорте широкого спектра промышленной продукции.
Для шиитского союза разработка и экспорт энергоносителей также будут важнейшим источником обеспечения жизнедеятельности. Однако относительно высокие темпы развития промышленного производства в Иране, особенно военного, дают основания полагать, что уже в среднесрочной перспективе значительная часть номенклатуры внутреннего потребления промышленной продукции может быть покрыта за счет собственного производства и даже направлена на экспорт. Тем не менее это сообщество еще долго будет нуждаться в импорте широкого спектра промышленной продукции.
Китай, возможно, сможет сформировать по признаку цивилизационной близости союз государств Юго-Восточной Азии, ориентирующихся на него как лидера. Значение этого союза как мирового производителя товаров широкого потребления будет только укрепляться. Вместе с тем опережающие темпы развития высокотехнологичных производств, вероятно, выведут его в число мировых лидеров и в этой сфере, особенно в части экспорта вооружений.
Высокие темпы роста военного потенциала Китая скорее всего позволят ему достигнуть паритета с США в сфере как обычных, так и ядерных вооружений уже в среднесрочной перспективе и соответственно превзойти Россию.
Недостаток природных ресурсов диктует необходимость их экспорта. Исключительно высокие темпы роста экономики Китая определяют опережающий рост потребностей в сырьевых ресурсах. Ограничение их поставок может поставить Китай на грань катастрофы. В этих условиях он может решиться на военную экспансию, которая приведет к крупномасштабной войне, причем с массированным применением ядерного оружия, поскольку без него остановить китайскую военную экспансию невозможно.
Военный потенциал Китая вместе с российским и западным будет определять архитектуру системы международной безопасности.
Латинская Америка, вероятно, четко оформится в единый цивилизационный союз уже в среднесрочной перспективе. Его лидером, судя по наметившимся тенденциям, окажется Бразилия. Богатые природные ресурсы стран этого региона определяют роль данной цивилизации как экспортера сырья и энергоносителей. А высокие темпы промышленного развития некоторых государств (той же Бразилии) позволят покрыть часть номенклатуры внутреннего потребления за счет собственного производства. Однако продукция высокотехнологичных отраслей промышленности еще надолго останется предметом импорта.
Коммуникации и межцивилизационные сообщества
Складывающиеся цивилизационные союзы с их особенностями производства и потребления определят коммуникационные потоки, наиболее интенсивные из которых образуют широтно-долготную сетку.
В широтном направлении наиболее интенсивные потоки будут пролегать между 30 и 50-м градусами северной широты, связывая Европу, США, Китай и Россию, а в средних широтах южного полушария – Латинскую Америку, Африку, Австралию и островные зоны западной части Тихого океана.
В долготном направлении основные транспортные потоки пройдут по линиям Северная – Южная Америка, Европа – Африка и Ближний Восток, Евразия – Ближний и Средний Восток, Китай, а также коммуникация в западной части Тихого океана, связывающая страны Юго-Восточной Азии, Россию и США.
Помимо цивилизационных союзов в формировании картины мира будущего примут участие и межцивилизационные сообщества. Уже сегодня таковым является ШОС, интегрирующая ведущие страны трех цивилизаций на евразийском пространстве, и БРИКС, объединяющая крупнейшие государства практически всех незападных цивилизаций за исключением исламской.
Сейчас эти сообщества основываются исключительно на экономической базе. Однако прецедент в Сирии дает основания полагать, что межцивилизационная интеграция может приобрести и более глубокие связи за счет ее распространения на сферу безопасности и расширения взаимодействия в духовной области.
При сохранении существующих тенденций уже в среднесрочной перспективе можно ожидать организационного оформления европейско-азиатского сообщества по оси Берлин – Москва – Пекин. Первоначально на экономической основе. Возникновение такого целостного экономического пространства, охватывающего весь Евразийский континент от Атлантики до Тихого океана, позволит разрешить абсолютное большинство существующих и перспективных проблем развития не только народов Европы и Азии, но и всего мира, обеспечив экономическую и политическую устойчивость мироустройства в целом.
Безусловно, положительную роль в развитии мировой экономики продолжит играть ВТО. В архитектуре мира будущего такие организации исключительно важны с точки зрения формирования и поддержания единых принципов существования человечества, в частности обеспечения ненасильственного миропорядка, когда применение военной и иной силы допускается только для защиты прав народов, в случаях, закрепленных в международно-правовых документах.
Подобные организации могут стать важнейшими инструментами создания эффективной системы управления развитием человечества в целом. В частности, ООН может и должна превратиться в действительно основной орган реализации международного права, а не в инструмент оправдания действий тех или иных могущественных государств или коалиций.
Такой в общих чертах облик может приобрести глобальное мироустройство уже в среднесрочной перспективе.
Источник: http://vpk-news.ru