ТЭК сохраняет свое значение несущей конструкции
Нефтяная и газовая отрасли нуждаются в больших инвестициях.
В СМИ прошла информация о том, что Минэкономразвития подготовило «Концепцию первоочередных мер социально-экономического развития». Основные положения документа анализирует президент Института национальной стратегии Михаил Витальевич Ремизов.
Большинству наукоемких предприятий гораздо труднее кредитоваться, чем торговле
У экономических властей нет идей относительно новых источников экономического роста. В этой ситуации акцент делается на сокращении издержек и повышении эффективности. Это правильно, если нет других идей. Действительно, важнейшим фактором снижения издержек для бизнеса является замораживание тарифов монополий.
Такое решение было в прошлом году принято с трудом, и периодически его рекомендуют пересмотреть, хотя в условиях стагнации эта мера абсолютно оправданна: ведь такой шаг стимулирует монополии действовать более рачительно. МЭР право в том, что делает акцент на данной идее.
Поиск источника кредитования малого и среднего бизнеса - это проблема, но, на мой взгляд, та часть бизнеса, которая работает в сфере торговли и других отраслях с хорошим оборотом и рентабельностью, не нуждается в поддержке. А вот наукоемкие малые и средние предприятия - это объекты, на поддержке которых следует сосредоточиться. Этот бизнес испытывает серьезные проблемы, в том числе и с кредитованием.
Большинству наукоемких предприятий гораздо труднее кредитоваться, чем торговле. Один из параметров, который влияет на стоимость денег, - это оборот, а у ретейла он выше, чем, например, у приборостроителей. Так что поддержка малого бизнеса должна быть селективной, завися от сектора экономики, в котором то или иное производство работает.
Большинство идей министерства экономического развития - здравые
Понятно, что отношение к топливно-энергетическому комплексу уже не может быть таким же, как в нулевые годы. ТЭК сохраняет свое значение несущей конструкции для российской экономики, его роль принципиально важна, но он уже не сможет выполнять роль «дойной коровы».
Нефтяная и газовая отрасли нуждаются в больших инвестициях, чтобы сохранять хотя бы прежние объемы производства. Нахождение и разработка новых месторождений, особенно тех, что располагаются в сложных природных условиях, потребуют больших вложений. В обозримой перспективе сырьевой сектор будет работать на воспроизводство собственной базы. Каких-то серьезных источников в этой сфере не наблюдается. Хотя цена на нефть высокая, да и в целом цена на сырьевых рынках неплохая, это не обеспечивает экономического роста.
Пожалуй, по ТЭКу источником роста является импортозамещение. Добывающие компании являются крупнейшими потребителями продукции машиностроения и в целом оборудования. Они создают спрос на транспорт и на многое другое. Очень важно, чтобы этот спрос переходил на товары и услуги отечественных поставщиков. Хотя эта задача и ставилась, но мы далеки от ее решения. А ведь это могло бы создать экономические стимулы.
Да, можно согласиться с тем, что источники роста находятся не в сырьевых отраслях. Однако по тем рекомендациям, которые мы слышим, можно предполагать, что правительство не осведомлено, где расположены эти искомые источники. Вместе с тем, подводя общий итог анализа предложений МЭР, я все же хочу отметить, что большинство идей министерства экономического развития - здравые.
Источник:km.ru