Трибуна ООН нужна Минску, чтобы читать нотации Западу
В отношениях с любыми международными структурами категорическим императивом для официального Минска является неприятие их вмешательства в его внутреннюю политику. Это в полной мере характерно и для взаимодействия с главной мировой организацией - ООН.
Минуты пребывания на равных с мировыми грандами
Основным событием каждого года в ООН является осенняя сессия ее Генеральной ассамблеи (ГА), которая в прошлом году прошла уже в 68-й раз. По традиции, нарушавшейся лишь в связи с юбилейными датами в 1995, 2000 и 2005 годах, когда делегацию возглавлял сам Александр Лукашенко, Беларусь на сессии представлял министр иностранных дел.
25 сентября прошлого года в Нью-Йорке на церемонии открытия встречи высокого уровня по достижению целей развития тысячелетия глава белорусского внешнеполитического ведомства Владимир Макей выступил от имени председательства СНГ - наряду с генеральным секретарем ООН, председателем Еврокомиссии, президентами и премьер-министрами нескольких стран.
Макей призвал участников встречи «задуматься над формированием новой и смелой глобальной повестки дня ООН в области развития на период после 2015 года», а также заявил о необходимости принятия на предстоящем в 2015 году саммите ООН «серьезных и реалистичных обязательств по устойчивому развитию».
Белорусские власти наверняка понимают, что в реальности ООН не обладает потенциалом решать глобальные задачи. Тем не менее, приятно обсуждать вроде бы на равных с сильными мира сего самые острые мировые проблемы…
Вот вам и собратья по движению!
Несколькими днями позже в ходе общей дискуссии на ГА Макей в своем выступлении задал риторический вопрос, почему внутренняя политика Беларуси или Кубы служит для некоторых стран основанием проводить «незаконную с точки зрения международного права политику санкций и преследования».
И хотя основная часть доклада снова была посвящена фундаментальным аспектам грядущего мироустройства, эта ремарка стала далеко не случайной.
Дело в том, что по инициативе Совета Евросоюза «белорусский вопрос» был включен в повестку дня июньской сессии Совета ООН по правам человека. С соответствующим сообщением выступил специальный докладчик по Беларуси Миклош Харашти. По итогам обсуждения была одобрена резолюция, за которую проголосовало 27 стран, против - 3, 18 - воздержались.
В документе предусматривается продление на год мандата специального докладчика. Кроме того, выражена глубокая обеспокоенность по поводу «продолжающихся нарушений прав человека в Беларуси, которые носят структурный и эндемический характер, а также системных и систематических ограничений прав человека, особенно в отношении свободы ассоциации, собраний и права на свободу мнений и их свободное выражение». Рекомендуется также изменить законодательство с тем, чтобы его нормы соответствовали международному праву и обязательствам страны в области прав человека.
То есть этот документ, по сути, ничем не отличается от аналогичных резолюций, регулярно принимаемых другими организациями - Европарламентом, ПАСЕ, ПА ОБСЕ. Здесь более примечательно то, что треть поддержавших резолюцию и 17 воздержавшихся составили члены Движения неприсоединения, в которое входит и Беларусь и на которое белорусский режим очень рассчитывал именно в подобных ситуациях.
Лучшая защита - нападение
Как и следовало ожидать, белорусские власти тут же заявили, что их позиция осталась прежней: они не признают мандат спецдокладчика и не будут взаимодействовать с ним. Вместе с тем, судя по всему, было решено использовать трибуну ООН для более активного проведения наступательной политики.
Так, в конце октября в ходе дискуссии ГА по вопросу поощрения и защиты прав человека выступила представитель белорусского внешнеполитического ведомства Татьяна Лешкова.
Она выразила глубокую обеспокоенность стремительным ростом случаев нарушения прав человека «в так называемых странах развитой демократии»: «Сегодня западные страны все больше ассоциируются с расовой дискриминацией и нарушением прав мигрантов и беженцев, антисемитизмом, шовинизмом, неофашизмом, силовыми, даже жестокими разгонами демонстраций, пытками, преследованием журналистов, религиозной нетерпимостью, попранием моральных и духовных ценностей».
А вот в Беларуси, по ее словам, ситуация прямо противоположная.
В прошлом году совместно с Управлением верховного комиссара ООН по правам человека были проведены мероприятия по тематике защиты жертв торговли людьми, недопущения расовой дискриминации. Запланированы семинары по защите прав инвалидов, прав ребенка, социально-экономических прав. К тому же Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации назвал «впечатляющими» здешние инициативы, направленные, в частности, на повышение занятости и образования членов цыганских общин…
***
Разумеется, считать ООН совсем бесполезной несправедливо. Известно, например, что определенный положительный эффект, в том числе в Беларуси, дают ее программы развития, приоритетами которых являются экономическое развитие, климат, энергетика, сотрудничество по чернобыльским проблемам. Нельзя также отрицать заслуги ООН в обеспечении экономических и социальных прав отдельных категорий жителей Беларуси.
В том же, что касается защиты прав политических, ООН бессильна. Но, как и в других случаях, предъявлять ей по этому поводу претензии неправомерно.
Источник:naviny.by