Иранская нефть в обмен на российские хлеб и ЗРК?
Многолетние дипломатические усилия по поиску ответа на так называемый «иранский вопрос», обещают в ближайшем будущем дать более чем заметные результаты.
Как известно, суть одного из самых долгоиграющих противостояний состоит в том, что Иран желает развивать свою атомную программу и, возможно, использовать научные достижения для создания атомного оружия. Чего очень не желает Запад, который во главе с США пытается заставить Исламскую республику прекратить обогащение урана и прочие разработки экономическими санкциями и всевозможными ограничениями в доступе к финансам и технологиям.
В августе 2013 года Иран обрел нового светского руководителя - Хасана Роухани, который занял более умеренную позицию, нежели его предшественник Ахмадинежад, и стала возможной реализация концепции, сформулированной президентом Российской Федерации В. В. Путиным. Ее суть - признание безусловного права Ирана на развитие мирной ядерной программы, включая право на обогащение урана, при постановке этой программы под строгий международный контроль, снятие всех действующих в отношении ИРИ санкций, в том числе односторонних. 24 ноября 2013 года была достигнута договорённость, согласно которой Иран сократит работы в рамках ядерной программы, предоставит международным экспертам доступ на свои ядерные объекты для более тщательных проверок, а экономические санкции со стороны Запада будут ослаблены.
В частности, Тегеран обязался прекратить обогащение урана свыше 5%, приостановить производство плутония, не строить новых центрифуг для обогащения, заморозить строительство реактора на тяжелой воде в Араке. Иран также оставит в нерабочем состоянии приблизительно половину центрифуг в Натанзе - главной установке по обогащению урана, и три четверти установленных центрифуг в «Фордо» - на заводе поменьше, расположенном глубоко под горой. Это означает, что Иран может использовать только около половины из 18 000 центрифуг, которыми он располагает на данный момент. Обязательства Ирана включают разрешение на более тщательные проверки МАГАТЭ, включая ежедневное наблюдение за основными заводами по обогащению урана (в том числе и в режиме реального времени, посредством видеокамер) и доступ к иранским ученым с целью проверки.
Со своей стороны, западные страны обязуются ослаблять экономические санкции против Ирана. Пакет оценивается примерно в семь миллиардов долларов в течение шести месяцев действия промежуточного соглашения. Он включает предоставление доступа Ирану к его замороженным банковским активам в размере около 4,2 миллиарда долларов, доступ к первым 550 миллионам Тегеран получит в самых первых числах февраля. Запад также позволит продавать углеводороды в ЕС и США, хотя и с ограничениями, а также ослабит санкции в отношении нефтехимической и автомобильной промышленности, позволит поставлять в Иран запчасти для гражданской авиации и воздержится от введения новых ограничений.
Основные санкции в отношении нефти и банков, которые наносят ущерб иранской экономике, остаются полностью в силе до заключения окончательного соглашения. Этот ущерб весьма велик. Показательно-тяжёлым для крупнейшей в Средней Азии экономики Ирана стал 2012 год, начавшийся с нового витка антииранских санкций, приведших к полноценному банковскому кризису. В январе 2012 г. инфляция составила 17% (по неофициальным данным - 27%), а рост потребительских цен - 22% в год. Все это сопровождалось укреплением курса доллара США по отношению к национальной валюте (за один доллар США в январе 2012 г. давали до 18 000 иранских риалов). По разным данным за чертой бедности в ИРИ оказалось от 14 до 25 млн человек (не менее 35%). Уровень безработицы достиг 11% (по неофициальным данным - 19%). Одной из главных макроэкономических бед Ирана является скачкообразность изменений данной сферы.
Стоит отметить, что подобная неопределённость бытия неизбежно приводит к одному единственному выводу, который и сделало правительство Ирана, запланировав масштабную программу по выходу на максимально возможное самообеспечение. Для этого уже на протяжении целого ряда лет в Иране вкладываются большие средства в создание новых импортозамещающих производств. Сейчас главной статьей иранского экспорта является сырая нефть, но планы государства предусматривают расширение вывоза нефтепродуктов, природного газа, продукции металлургии и даже машиностроения. Еще недавно Иран на 100% зависел от импорта газойля, авиационного керосина, а также сжиженного попутного нефтяного газа. Сейчас он экспортирует их, увеличив долю нефтехимической продукции в общем объёме не нефтяного экспорта до 44%. С завершением строительства крупного НПЗ в порту Аббас Иран станет и экспортером бензина, который сейчас в основном также импортируется. Особое внимание правительство уделяет созданию собственного производства оборудования для добычи и переработки нефти и природного газа, нефтехимии.
Несмотря на описанные усилия, главное следствие введённых эмбарго - ограничение доступа к технологиям, материалам и оборудованию, заместить собственными ресурсами Тегерану не удаётся. Иран достиг существенных успехов в конструировании и создании ряда образцов военной техники, демонстрирует способность при содействии иностранных специалистов и неподтверждённом использовании российского комплекса «Автобаза» перехватывать контроль над американскими БПЛА, однако, если государство вполне серьёзно использует для демонстрации достижений различные муляжи и радиоуправляемые макеты, позиционируя их как непревзойдённые по характеристикам действующие модели, вроде «самолёта» Qaher-313, то наличие системных проблем с наукой и производством в целых отраслях промышленности становится очевидным.
Достигнутые предварительные соглашения о снятии части санкций в обмен на ограничение ядерной программы Ирана вряд ли сделают Запад другом Тегерана. Тем более, что наряду с дипломатической точкой зрения на решение «иранского вопроса» всё ещё существует и другая. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху называет Роухани «волком в овечьей шкуре», который «считает, что может пустить международному сообществу пыль в глаза», а президент США Барак Обама увидел необходимость в том, чтобы заранее пообещать наложить вето на все возможные предложения конгресса по санкциям, которые, надо понимать, вполне могут прозвучать. И задача перевооружения промышленности Ирана, создания каналов поставок нужной продукции ничуть не теряет актуальности.
С учётом всех обстоятельств, на 100% отказавшийся от долларовых расчётов Иран широко использует бартер при международной торговле, эмансипировался от доллара США как средства международных расчетов, в первую очередь с Китаем. Иран уже длительное время принимает в качестве оплаты товары народного потребления китайского производства: стиральные машины, холодильники, одежду, игрушки, косметику и т. д. Китай планирует поставлять по бартеру даже оборудование для нефтяной промышленности, а также для промышленности по производству нефтяного оборудования. По бартеру Сирия экспортирует в Иран текстиль и сельскохозяйственные продукты, такие как оливковое масло и цитрусовые, а получает нефть и нефтепродукты.
Приведённый выше список может удовлетворить потребности населения в товарах широкого потребления, но не более того. Технологический голод, в первую очередь, оборонный, таким образом не утолить. 10 января в прессу просочились данные о готовящейся крупнейшей бартерной сделке России с Ираном. Тегеран и Москва, сообщают источники агентства Reuters, близки к сделке с оборотом в 1,5 млрд долларов в месяц, в рамках которой Иран готов поставлять до 500 тысяч баррелей нефти ежесуточно в обмен на товары и оборудование, а Москва сможет перепродавать иранскую нефть Китаю по выгодной цене. До сих пор крупнейшим покупателем иранской нефти оставался Китай, который импортирует около 420 тыс. баррелей в сутки. Санкции, введенные США и ЕС, привели к тому, что Иран сократил экспорт нефти более чем наполовину за последние 18 месяцев. Если в 2011 году экспорт достигал 2,5 млн баррелей, то сейчас только 1,2 млн.
Описанная Reuters сделка выглядит весьма правдоподобно, поскольку Россия не присоединялась к санкциям в сфере поставок нефти, и в первом приближении выглядит достаточно выгодно для России. В рамках долгосрочных контрактов с Китаем, спрос на поставки нефти в данном направлении является стабильным, и Россия сможет исполнять свои контрактные обязательства за счёт иранских ресурсов. Хотя, разумеется, пока что неизвестна стоимость иранской нефти в предполагаемой бартерной схеме, и станет ли прибыль от сделки достаточным компенсатором падения мировых цен на нефть, закономерного в такой ситуации.
В обмен на нефть Иран может получать зерно, которого ежегодно импортирует от 5 до 7 млн тонн. До сих пор российское зерно занимало от 10 до 20% импорта, но ничто не мешает этому количеству увеличиться. Кроме того, российские компании получают дополнительный бонус в строительстве АЭС на иранской территории - торможение собственной атомной программы приводит к необходимости удовлетворять потребности в энергии за счёт внешних подрядчиков.
13 января председатель парламентского комитета Ирана по обороне Исмаил Косари заявил о том, что Иран планирует направить своих военных экспертов в Россию для выбора альтернативы зенитному ракетному комплексу С-300. По его словам, он «вместе с председателем комиссии по национальной безопасности и внешней политике парламента Алаэддином Боруджерди встретился с послом Исламской Республики в России и обсудил вопрос замены комплекса ПВО С-300 на более современный». Таким комплексом может оказаться новый «Витязь», относящийся к тому же классу ЗРК, что и С-300, но в несколько раз превосходящий его по своим характеристикам. Контракт на поставку Ирану С-300 был подписан в конце 2007 года, однако в 2010 году Россия отказалась от поставок в связи с принятием Совбезом ООН санкций против Ирана, запрещающих передачу Тегерану современного вооружения. Возможно, пришло время пересмотреть данное решение, тем более, что есть очевидная тому причина - готовность Ирана сократить и ограничить свою атомную программу.
В ночь на 14 января, Белый дом выразил обеспокоенность по поводу сообщений о российско-иранской договоренности по поставкам нефти и товаров, о чём заявила представитель Совета по национальной безопасности при президенте США Кейтлин Хейден. По её словам, госсекретарь США Джон Керри прямо выразил обеспокоенность главе МИД РФ Сергею Лаврову, поскольку эта договоренность противоречит условиям соглашения «шестерки» и Ирана и может стать причиной введения новых санкций.
Очевидно, что Запад будет глубоко обеспокоен и крайне возмущён гипотетической российско-иранской сделкой, при которой Иран существенно избавляется от бремени санкций, увеличит обороноспособность, практически полностью нейтрализуя вероятность воздушной атаки. Россия получит дополнительные заказы и рынок сбыта - поскольку Иран в первую очередь заинтересован в продовольствии и высокотехнологичном оборудовании, станет важным партнёром Средней Азии и окончательно превратится в решающий фактор геополитики в районе Ирана и Сирии. Новые санкции против Ирана придумать достаточно трудно, они все уже действуют. Вместе с тем необходимо будет учесть и возможные негативные последствия сделки. Брошенный Ирану «спасательный круг» автоматически подпортит отношения с Израилем, сотрудничать с которым в области газодобычи предполагает «Газпром», и обострит отношения между Россией и Саудовской Аравией.
Источник:vrns.ru