Белый дом решил раскошелиться на имидж полицейских
Однако обоснованность расходов на пиар стражей порядка находится под большим вопросом.
Похоже, правительство, извлекло урок из прогремевших на всю страну скандалов в ведомстве, которое ранее возглавлял Рашид Нургалиев. Деятельность МВД в силу понятных причин находится под пристальным вниманием общества. Именно на полицейских ложится практически вся «черная работа» по поддержанию правопорядка в стране.
Присмотр за работой других силовых структур - в основном удел экспертов и журналистов. Простой же россиянин обращает внимание именно на тех представителей власти, которых он видит каждый день. Судя по последним инициативам, в Белом доме наконец-то поняли - что плохое отношение к полиции - полностью лишает государственную власть возможности хоть немного поднять свой авторитет в глазах россиян.
Изменения, которые начались в МВД со смены названия стражей порядка, дизайна их формы, значительного повышения их зарплат и отставки Нургалиева, «докатились» до проблемы имиджа людей в погонах, а он в России, как известно, далеко не самый благоприятный. Правда, если верить государственным социологам из ВЦИОМа, граждане стали лучше относиться к стражам порядка. 46% респондентов заявили, что доверяют правоохранителям. Однако из них лишь 7% готовы безоговорочно полагаться на милость и компетенцию полицейских. При этом 11% населения «определенно не доверяют» представителям закона, а 34% процента опрошенных также не видят большого смысла в том, чтобы полностью полагаться на их профессионализм. Несмотря на сохраняющуюся высокую степень негатива, налицо явный прогресс - в 2010 году доля россиян, положительно относящихся к полиции, составляла 40%, сейчас - 46%.
Видимо, власти решили закрепить этот тренд - в ближайшие семь лет Белый дом собрался выделить на повышение престижа правоохранителей через сотрудничество со СМИ и гражданским обществом 2,8 триллиона рублей. Такая сумма прописана в проекте постановления правительства РФ «Об утверждении государственной программы России «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». На что конкретно будет потрачена столь значительная сумма пока непонятно. Для сравнения: всего по программе МВД планируют выделить восемь триллионов рублей, то есть на пиар уйдет около трети средств.
«Накачивают» ведомство деньгами из госказны уже не первый год. В 2012 году бюджет министерства вырос вдвое по сравнению с 2011 годом и составил более триллиона рублей. В этом году - выделили примерно столько же средств. При этом ежегодный объем вливаний в оборону России немногим больше - около 1,4 триллиона рублей, а совокупные госрасходы составляют более 13 триллионов рублей. Перевес силового сектора очевиден, и существует он в условиях бюджетного дефицита и стагнации экономики. По мнению политолога Михаила Виноградова, таким образом руководство страны пытается удержать власть, так как в обществе сильны протестные настроения.
Согласно «майским указам» Путина, зарплаты врачей, учителей и преподавателей должны в разы увеличиться к 2018 году. Однако почему-то, в первую очередь, в 2-3 раза они подскочили у силовиков причем за достаточно короткий промежуток времени. Конечно, зарплата в 12 тысяч рублей для лейтенанта милиции или участкового несколько лет назад была похоже на полное издевательство. Сейчас выпускник академии МВД зарабатывает 30-35 тысяч рублей, а сотруднику полиции на московском метрополитене, если верить объявлению о найме, предлагают как минимум 60 тысяч рублей. Это сумасшедшие деньги для нашей страны и теоретически такие зарплаты должны привлекать в МВД образованную, «неиспорченную» молодежь, которой сейчас сложно реализовать себя на рынке труда после окончания вуза. Тем более столь высокий стабильный доход и социальные льготы ни один работодатель в РФ не предлагает. Однако пока восторженных отзывов о деятельности полиции от россиян не слышно.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Ольга Костина в беседе с корреспондентом KM.RU подчеркнула, что правительству необходимо опубликовать детальный план расходов на пиар полиции:
- Хочу отметить, что проект госпрограммы был разработан неделю назад, но только сейчас он оказался в центре внимания СМИ. Документ при первом приближения вызвал у нас массу вопросов, которые я и мои коллеги собираются задать на заседании комиссии по профилактике правонарушений. Мероприятие проходит несколько раз в квартал и ближайшее предположительно состоится в феврале. Ознакомившись с той информацией, которая доступна в Сети, у меня сложилось впечатление, что у правительственного постановления много общих моментов. Программы, акции, билборды, массовые мероприятия - это все очень важно, но профилактика преступности предполагает более серьезные и внятные меры.
Трудно пока говорить о «раздутости» бюджета, когда мы не видим его детализацию. Первое, что нужно сделать - это попросить, чтобы общественности предоставили подробные разъяснения того, как планируется потратить восемь триллионов рублей. Если там заложено финансирование на конкретные меры по предотвращение терактов, борьбу с этнической преступностью - то каждый налогоплательщик, наверное, был бы согласен вложиться в собственную безопасность. Но пока это слишком размытый документ и у меня больше вопросов, чем ответов.
- Правительство планирует выделить МВД почти три триллиона рублей на пиар. Оправданы ли такие вложения в повышение престижа полиции?
- В первую очередь, хотелось бы понять, что конкретно подразумевается под расходами на взаимодействие со СМИ. Хорошее отношение к правоохранительным органам складывается из двух основных компонентов - насколько эффективно полиция защищает граждан и, как она им помогает, если не смогла выполнить свои обязанности. Ни одно государство, даже если у него блестяще работает правоохранительная система, не может похвастаться стопроцентным уровнем защиты населения. Но люди хотят быть уверенными, что правительство сделало исчерпывающие шаги по их защите. Более того гражданам нужно реально ощущать работу полиции. Главным образом это чувство создается вежливым и компетентным поведением правоохранителей, позволяющим простым людям спокойно и без проблем с ними взаимодействовать.
Можно сколько угодно показывать фильмы и писать о хорошей работе полиции в газетах, но если человек пострадал или в беду попал кто-либо из его близких людей, а полицейские не смогли помочь или отнеслись наплевательски, то все усилия по улучшению имиджа будут тщетны. В то же время, сейчас в рядах российского МВД стало появляться много новых кадров. Как правило, это в хорошем смысле отчаянные молодые люди, готовые погибать за нас. Нужно понять - распространяется ли пиар-политика ведомства на продвижение в СМИ таких полицейских. Я уверена, что МВД стоит популяризировать именно работу новобранцев. Но опять же, пока неизвестны детали будущих расходов, сложно судить - есть ли у властей подобное намерение.
- Складывается ощущение, что выделение 2,8 триллиона рублей на улучшение имиджа МВД - это показатель целенаправленной политики. К тому же, согласно последнему социологическому опросу, россияне стали лучше относиться к полиции. Может власти поставили задачу радикального изменения имиджа человека в погонах?
- Надо понимать, что полиция - это структура, работа которой непосредственным образом влияет на жизнь граждан. Поэтому деятельность МВД подвергается наибольшему общественному вниманию. Люди знают о существовании Следственного комитета и других ведомств, но в случае опасности они набирают «02», а не звонят в прокуратуру. Для гражданина полицейский - основной представитель власти. От того насколько россияне доверяют сотруднику МВД зависит вся правоохранительная система в стране. Конечно, полиция не занимается расследованием многих видов правонарушений, но она принимает сигналы от населения. Ведь внимательность, с которой стражи порядка рассматривают обращения людей, оказывает колоссальное влияние на то, как будут продвигаться расследования множества преступлений.
Приведу очень простой пример. В европейских странах и США полицейских специально обучают работе с гражданами. Особый акцент делается на взаимодействие с заявителями. Благодаря этому обеспечивается высокая раскрываемость преступлений. Даже если гражданину требуется правовая помощь, которая вне компетенции полицейского, он не игнорирует его слова.
В таком случае правоохранитель продолжает беседу и подсказывает - куда человеку надо обратиться, чтобы решить его проблему. Это важнейшая мера в профилактике преступности. Если наше правительство планирует похожим способом поднимать доверие к полиции, то это вполне разумное вложение денежных средств и залог качественной работы всей цепочки правосудия в России.
Источник:km.ru