Выживание Америки
13 янв, 2014 0 Комментариев 117 Просмотров

Выживание Америки

Выживание Америки О том, что в Соединённых Штатах бедные стремительно продолжают беднеть, недавно рассказала в репортаже корреспондентка канала «RT» Марина Портная.

В американском обществе продолжает шириться и углубляться социальная пропасть. На фоне обогащения миллионеров рабочий класс едва сводит концы с концами, выживая лишь благодаря талонам на питание. Соединённые Штаты, не устающие поучать весь мир, как ему правильно жить, и кичащиеся своей «исключительностью», не могут решить внутреннюю проблему тотальной бедности. Впрочем, решать её государство и не собирается: ведь это будет противоречить... борьбе с безработицей.

Выживание Америки

Вот Луис Васкес, студент колледжа. Ему только девятнадцать, но он уже главный кормилец в семье. Трудится юноша в «McDonalds», зарабатывая там 7,25 доллара в час - видимо, стартовые деньги на пути к американской мечте. Для сравнения: генеральный директор этой компании получает более 13 миллионов долларов в год.

Около 99% работников фастфуда - те люди, что готовят еду и обслуживают клиентов, - живут чуть ли не в нищете.

Проповедник американской исключительности Барак Обама несколько месяцев назад сказал: «Давайте сегодня провозгласим, что в самой богатой стране мира никто из тех, кто работает на полную ставку, не должен жить в бедности. Предлагаю поднять размер минимальной заработной платы в федеральном масштабе до 9 долларов в час».

Но от слов президента ничего не изменилось. Более чем в ста американских городах работники фастфуда выходят на улицы, требуя повышения минимального размера заработной платы, равного 7,25 доллара. На такие деньги не проживёшь! И большинство работников вынуждено полагаться на продуктовые талоны от правительства.

Самые низкие зарплаты в США - в индустрии фастфуда и розничной торговле.

Мечта американцев сегодня - не сделать карьеру от уборщика до мэра и президента, а... суметь оплатить хоть какие-то счета. Вот что говорит тот же Луис: «Без сомнения, найти работу тяжело. Мы лишь хотим хорошую зарплату, чтобы кормить семью, оплачивать хотя бы какие-то счета и сводить концы с концами».

Впрочем, возмущение работников американского фастфуда - не такая уж и новость.

Ещё в августе на сайте «Би-би-си» появилась заметка о крупнейшей забастовке работников ресторанов фастфуда в десятках городов США. Участники забастовки выступали за то, чтобы их труд оплачивался по ставке 15 долларов США в час. Забастовка проходила как раз на фоне призывов Барака Обамы и некоторых законодателей повысить минимальный размер оплаты труда.

«Для всё большего количества людей, чей труд оплачивается по минимальной ставке, подняться на следующую ступень экономической лестницы становится всё менее и менее возможным», - сказал тогда министр труда США Томас Перес, один из главных сторонников повышения минимальной оплаты труда в администрации президента.

В конце 2012 года тема оплаты труда в американском фатсфуде тоже не сходила с газетных полос. На портале «Вести - Экономика» 16 декабря 2012 г. была опубликована статья под названием «Компании США не спешат повышать минимальную зарплату».

В материале сообщалось, что разрыв в оплате труда в американских компаниях между простыми сотрудниками и руководителями постоянно увеличивается, и такая дифференциация особенно заметна в фастфуде. Причём дело не в том, что в фастфуде работает молодёжь. Наоборот, выявлена противоположная тенденция: в фастфуд устраиваются всё чаще пожилые работники, а доля молодых там сокращается. Если в 2010 году удельный вес 16-19-летних сотрудников составлял 17% от общей численности работников ресторанов быстрого питания, то в 2000 г. он равнялся почти 25%. Сокращение налицо.

Вот один трудовой пример. 44-летний Тайри Джонсон работает в «McDonalds» 20 лет, а получает до сих пор 8,25 долл. в час: это минимальный уровень оплаты труда в штате Иллинойс.

В «McDonalds» разница в оплате труда за последние десять лет удвоилась. Отмечается, что компания при этом платит за лоббирование своих интересов. А какие такие интересы? Всё просто: нельзя допустить повышения минимальной заработной оплаты труда. Соответствующие усилия профсоюзов, заметные в Чикаго и Нью-Йорке, тоже умело подавляются.

Сектор общепита представляет в США образец классического неравенства. Общее число занятых в «Wal-Mart Stores», «McDonalds» и «Yum Brands», отмечают «Вести - Экономика», - 2,7 млн. человек. Причём чистая прибыль трёх названных компаний выросла на 22% по сравнению с показателем четырёхлетней давности.

Несмотря на кризис!

Что касается упомянутого кризиса, то 1,2 млн. американских домохозяйств с высокими доходами увеличили доходы на 5,5% (2011 г.), а у 97 млн. домохозяйств доходы съёжились на 1,7%. Опять же, рост неравенства: богатые богатеют, бедные беднеют, разрыв увеличивается.

Помогают ли трудящимся профсоюзы? Вряд ли. «Число людей, которых уволили за вступление в профсоюз или попытку его организации, резко возросло за последние 30 лет», - говорит историк из «Rutgers University» в Нью-Джерси Дороти Сью Коббл.

Ну, и лобби, добавим от себя. Фастфуд обеспечивает быстрый рост занятости в США, и заявления президента о повышении «минималки» - обыкновенная пропаганда, нечто вроде российского и советского популизма, только в сильно урезанной форме. Так сказать, «программа-минимум». В США просто не принято обещать каждой семье по квартире к 2000-му году или коммунизм к 1980-му. Там могут пообещать усилить контроль за торговлей оружием, закрыть тюрьму в Гуантанамо, ну, или повысить «минималку» - и прекрасно обойтись без всего этого, свалив все политические неудачи на упрямый Конгресс.

Но на самом ли деле всё так ужасно в США? Отвечая на этот вопрос, нельзя обойтись без сравнений.

По данным исследования консалтинговой компании «ConvergEx», в Австралии работник получает как минимум 16,88 доллара в час. Во Франции самые невезучие трудящиеся могут рассчитывать на 12,09 доллара в час. В Новой Зеландии пролетарии получают не менее чем 11,18 доллара в час. Далее в списке идут: Великобритания - «минималка» там равна 9,83 доллара в час, Канаде - 9,75 доллара, Япония - 8,17. И вот, наконец, США - 7,25 доллара. В «топ-10» вошли также Испания с Грецией (5,57 и 5,06 доллара в час соответственно) и Южная Корея (4,31 доллара в час). Таким образом, Соединённые Штаты всё же попали в десятку «топовых» стран мира по «минималке» оплаты труда, и угодили не на последнее место. Это объективности ради.

А вот в Бразилии работники могут получать минимум в час в размере 1,98 доллара. Китайцы же за час могут заработать минимум 80 центов. Индия вообще не ценит своих людей: там работник за час трудовой деятельности получает всего 28 центов. В Мексике трудочас по минимуму оценен в 66 центов, на Филиппинах - в 61 цент, в Афганистане - в 57 центов. Наконец, в Сьерре-Леоне час труда приносит рабочему всего 3 цента!

Средняя зарплата в США (данные 2011 года) - примерно 25 долларов за час. Согласно статистическим показателям, средняя зарплата в США в перерасчёте на ежемесячный уровень составляла 3.906 $.

Надо знать и то, что даже при достаточных доходах американцы живут в долг. Для учёбы в университете нужно от 5.000 до 35.000 в год, и кредит на образование придётся отдавать. Чтобы побольше заработать и не огорчить работодателя, американцы стараются поменьше отдыхать. К тому же период отдыха не оплачивается работникам из специальных фондов. «Каникулы» сотрудников зафиксированы в трудовом контракте, и по собственной инициативе граждане США «бездельничают» не более 10 дней в году, не считая выходных дней и национальных праздников.

Теперь вернёмся к фастфуду. Этот сектор американского общепита развивался в кризисные годы (и продолжает развиваться) весьма быстро, обгоняя все прочие отрасли. Об этом западные СМИ, да и российские, пишут уже второй год. Отсюда и постоянное трудоустройство тех, кто ропщет на низкую зарплату, но всё же работает: другой-то работы попросту нет! Темпы посткризисного восстановления в отрасли фастфуда примерно вдвое выше, чем в среднем по Соединённым Штатам. Поэтому никакие профсоюзы не страшны капиталистам из «Макдональдса», давно предпочитающим раздавать франшизы - не только продвижения сети ради, но и ради того, чтобы иметь наготове оправдание: «Эти магазины местные, они действуют по франшизе и зарплаты устанавливают сами, мы зарплату у них не регулируем». И всё - извините. На место уволившегося или забастовавшего сотрудника тут же придут те, кого раньше именовали штрейкбрехерами и били по мордасам. Теперь времена не те, теперь былой марксистской солидарности у трудящихся нет. Интернационализм тоже уже не тот. Теперь всё больше вспоминают суровое учение товарища Дарвина о выживаемости видов и внутривидовой конкуренции.

Кто эти новые штрейкбрехеры в США? Это своего рода китайцы, внутренние «мигранты». Когда-то американский теоретик либеральной демократии Ф. Фукуяма с неудовольствием писал о «проклятии людей второго сорта», не имеющих доступа к высшему образованию. Но надо было говорить уже о людях третьего сорта, которые не имеют доступа даже к сытой жизни. И где - в благословенной Америке, с которой должен бы брать пример весь мир! Но о таком мистер Фукуяма написать не мог. У него бы рука не повернулась, перо бы сломалось, клавиатура бы заела. Ведь он, по сути, в своих книгах предлагал миру брать пример с либеральной американской демократии и даже проповедовал «конец истории»: по Фукуяме, вершиной развития мирового социума станет будто бы именно демократия американского образца.

Несколько слов в заключение. Рост фастфуда при столь низкой оплате труда (и баснословном росте доходов топ-менеджмента) на самом деле не удивителен. Соединённые Штаты вполне бы могли создать и внутренний «Китай»: реализовать копеечные сборочные производства и делать то, что делают нынче китайцы, вьетнамцы и прочая зарубежная конвейерная цепочка. Правда, готовить гамбургер - много проще, чем собирать айфон. Недаром кто-то знаменитый не столь давно говорил, что для производства айфонов в США нет материальной базы...

Источник:topwar.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация