Италия: не кризисом единым
Энрико Летта, председатель Совета министров Италии, так охарактеризовал сложившуюся в стране ситуацию: «Мы живем во времена экономического кризиса, подпитываемого страхом социальных потрясений; повсюду рост экстремизма, ненависти, нетерпимости. В Италии это приобретает тревожные черты».
Действительно, страна живет в обстановке рецессии. Безработица достигла максимального уровня за весь период после Второй мировой войны (12%). У молодежи дела и того хуже - около 40% молодых людей не в состоянии найти работу. Продолжает расти государственный долг: в 2013 году он достиг 132,3% от ВВП, то есть возрос на пять с лишним процентов по сравнению с 2012 годом. Итальянцы позже жителей других развитых стран выходят на рынок труда и раньше с него уходят. Около 40% женщин по-прежнему занимаются только домашними делами.
Правда, есть и обнадеживающие тенденции. Дефицит государственного бюджета снизился на 3% по сравнению с прошлым годом, ожидается его дальнейшее сокращение. Это позволило Италии избежать процедуры, которой в ЕС подвергаются страны с неприемлемо высоким дефицитом. Банки успешно выдержали испытание мировым финансовым кризисом, и эксперты сходятся во мнении, что итальянская банковская система способна преодолеть и будущие трудности.
Сегодня внимание в Италии сосредоточено на принятом обеими палатами парламента Законе о стабильности, то есть о бюджетной и финансовой политике на следующие три года. Закон, в частности, предусматривает сокращение расходов на государственную администрацию, некоторое снижение налогов на работающих членов семьи и на промышленные предприятия. Намечена корректировка слишком низких пенсий за счет «изъятий солидарности» из так называемых «золотых пенсий», превышающих 90 тысяч евро в год.
Однако протестное движение в стране не идет на спад. Принятый закон спровоцировал резкое неприятие крупнейших профсоюзных центров Италии, заявивших, что его положения «не изменили механизма перераспределения богатства в нашей стране». Манифестации солидарности проходят по всей Италии; к ним присоединились студенты, недовольные реформами и сокращениями финансирования в системе образования, а также безработная молодежь. В последние недели года всю страну охватили выступления так называемых «форкони» (движение под лозунгом «Вилы в бок!»). Агрессивно настроенные толпы сначала стали собираться на Сицилии, но движение быстро распространилось на всю страну. В Риме пришлось выставить блок-посты перед правительственными зданиями - символами власти.
Уходящий год богат потрясениями и в политической сфере. В феврале 2013 года состоялись внеочередные выборы, спровоцированные решением правоцентристов отказать в доверии техническому правительству Марио Монти. Впервые в истории Италии выборы проходили зимой, при ужасной погоде, когда на улице гололед, снег, дождь и метель, что понизило число голосовавших избирателей. И у правых, и у левых голоса отобрал популярный комик Беппе Грилло, выступивший с популистской программой на грани площадной демагогии. Избиратели знакомились с призывами Грилло по интернету, так как за спиной Грилло стоял магнат крупной интернет-компании Джан Роберто Казаледжо. Выборы проходили на основе прежнего «свинского» избирательного закона (названного так самим его разработчиком Роберто Кальдероли), изменить который безуспешно пытался Монти. В результате соотношение сил, сложившееся в новом парламенте, привело к коллапсу законодательного механизма в Сенате республики, а результаты выборов спровоцировали резкое падение курса акций на мировых биржах.
Зеркальным отражением ситуации в стране стали выборы президента Республики. В апреле заканчивался срок пребывания на этом посту 87-летнего Джорджо Наполитано, известного политического деятеля, в свое время одного из наиболее реформистски настроенных членов руководства Итальянской коммунистической партии (Киссинджер числил его своим «самым любимым коммунистом»). В ходе драматических туров голосования (в Италии президента избирает парламент) ни один из кандидатов не смог заручиться необходимым числом голосов. Единственным выходом стало обращение к Наполитано с просьбой выдвинуть свою кандидатуру на повторный семилетний срок.
Вновь избранный президентом, Наполитано помог парламентариям достичь компромисса и сформировать правительство «большой коалиции» лево- и правоцентристов. Правительство возглавил Энрико Летта, член Демократической партии, бывший христианский демократ; первым вице-премьером стал Анджелино Альфано, национальный секретарь партии «Народ свобды». В правительство вошло рекордное число женщин (7 из 22 министров). Министром иностранных дел стала 65-летняя Эмма Бонино. Ранее работавшая комиссаром ЕС, Бонино долгие годы состояла в руководстве Радикальной партии, выступая с бескомпромиссных либеральных позиций. В составе кабинета - удочеренная итальянцами уроженка Демократической Республики Конго Сесиль Куэнже, возглавившая новое ведомство по вопросам иммиграции и интеграции.
Одной из первостепенных задач правительства и парламента остается подготовка нового избирательного закона. В первых числах декабря 2013 года Конституционный суд Италии постановил, что положения прежнего «свинского» избирательного закона о «премии» партиям и коалициям, набравшим абсолютное большинство голосов, а также об отмене преференций (то есть учета голосов, который избиратель отдает за конкретного политика) не соответствуют Основному закону. Где-то в начале будущего года это постановление должно войти в силу. В известной степени такой итог заседания КС укрепил стабильность правительства Летты. До сих пор ни одна серьезная партия не заявила о желании добиваться досрочных выборов на основе «свинского закона», тем более что без упомянутых двух статей он являет собой чисто пропорциональную систему, а это ведет к избранию в парламент слишком большого числа партий, затрудняет проведение реформ и провоцирует нестабильность правительств. Парламент тем временем продолжает работать над новым законом о выборах, который, по всей вероятности, станет мажоритарным. В повестке дня также переход к однопалатному парламенту, что ускорит прохождение законов.
Большое внимание итальянцев привлекли результаты ноябрьских «праймериз», прошедших в Демократической партии. Бесспорную победу (68% голосов) в борьбе за пост секретаря партии одержал Маттео Ренци, действующий мэр Флоренции. Моложавый 38-летний Ренци считается восходящей звездой на политическом небосклоне Италии. Призывы к обновлению, переменам и эффективности - таков «brand» его предвыборной кампании. Сформированная им команда (семь женщин и пятеро мужчин) отличается молодостью, средний возраст соратников - 35 лет. Отныне Ренцо прочат пост будущего премьера Италии.
Так что на левом фланге ситуация стала более или менее предсказуемой. Однако в правом лагере дела обстоят хуже. Закат «эры Берлускони» не сопровождается появлением нового харизматичного лидера. В правом лагере пока царят разброд и неопределенность. В ноябре сенат проголосовал за изгнание из парламента приговоренного к тюремному сроку Берлускони, вследствие чего бывший премьер лишился иммунитета. Берлускони очень надеялся на помилование, но надежды быстро улетучились - ведь против Сильвио инициирован еще ряд уголовных процессов.
Не помог Берлускони и спровоцированный им самим и его сторонниками раскол партии «Народ свободы», члены которой входят в состав нынешнего правительства. Воссозданная партия 90-х «Вперед, Италия!», покинув правительственное большинство, так и не смогла набрать голосов для вынесения вотума недоверия правительству Летта.
На внешнем фронте Италия по-прежнему заявляет о своей верности идеалам атлантизма и трансатлантическим союзническим отношениям. В ходе двусторонней встречи в октябре в Вашингтоне президент Обама выразил полную поддержку планам премьера Энрико Летта. В западных масс-медиа все чаще раздаются предположения, что новым генеральным секретарем НАТО станет бывший министр иностранных дел Италии Франко Фраттини. Тем не менее, верность Альянсу не мешает Италии по ряду международных проблем занимать автономную позицию. Так, Эмма Бонино заявила, что «друзья не всегда должны быть во всем согласны». Например, позиция Италии по сирийскому вопросу сводится к неприятию даже ограниченного военного вмешательства. Италия постоянно подчеркивает необходимость активного диалога сторон, направленного на решение проблем путем переговоров. В этом позиции правительства совпадают с призывами избранного в начале года папы Франциска, влияние которого в Италии вернуло в лоно церкви сотни тысяч прихожан, которые, казалось бы, давно и навсегда ее покинули.
Весь год итальянское правительство неустанно заявляло о своей твердой приверженности дальнейшему развитию процесса европейской интеграции и решительно боролось с «евроскептицизмом». Именно в таком ракурсе премьер Летта видит задачи предстоящего председательства Италии (во второй половине 2014 года) в Совете ЕС. Многие политики, однако, высказывают опасения, что облик Европарламента (выборы намечены на весну будущего года) будут определять представители антиевропейски настроенных национал-популистских сил, чье влияние возрастает во многих странах, в том числе и в самой Италии.
По-прежнему острейшим вопросом внутри- и внешнеполитической жизни остается иммиграция. Прежде чем удастся создать эффективную систему совместных мер по охране границ Европейского союза, итальянские военно-морские силы решили самостоятельно патрулировать миграционные маршруты из кризисных зон в Африке и на Ближнем Востоке к итальянским берегам. Они рассчитывают на взаимодействие с ВМФ Туниса, Франции, Испании, Греции и Мальты. Немало предстоит сделать также по такому скандальному вопросу, как спасение жизни беженцев и оказание им гуманитарной помощи.
Отношения с Россией итальянская сторона определяет как привилегированные и стратегические. Наряду с прочными, более чем 500-летними связями в культурной сфере, нынешние отношения поставлены на солидную экономическую основу. Италия - четвертый (после Германии, Нидерландов и Китая) торговый партнер России. Взаимный товарооборот по результатам 2013 года может превысить 50 млрд долларов.
Весьма плодотворными стали итоги недавнего двустороннего межгосударственного саммита в Триесте (впервые после 2010 года) с участием президента Путина, премьера Летты и двух десятков министров. На ноябрьском саммите подписано 7 двусторонних договоров, а в рамках параллельного «Бизнес-форума» - 28 соглашений коммерческого характера. В частности, нефтегазовая компания ENI подписала соглашения с компаниями «Роснефть» и «Новатэк», а также с инновационным центром «Сколково». Итальянский премьер обозначил и другие перспективные направления сотрудничества в таких областях, как металлургия, аэронавтика и космическая промышленность. «Отношения с Москвой, - подчеркнул Летта, - могут способствовать созданию рабочих мест в стратегических отраслях Италии, а также создать благоприятные условия для выхода средних и малых предприятий на российский рынок».
Памятный 2011 год проходил под знаком «перекрестного года» итальянского языка и культуры в России, русского языка и культуры в Италии. 2013 год положил начало еще одному «перекрестному году», на этот раз посвященному развитию итало-российского туризма.
Источник:mgimo.ru