"Янукович имеет все шансы догнать Лукашенко"
В своей статье «Площадь и Майдан против лузеров» главный редактор самого популярного оппозиционного сайта в Беларуси charter97.org Наталья Радина вспоминает декабрьские события 2010 года в Минске. Свои ощущения, навеянные фото- и видеокадрами с киевского Майдана, она называет феноменом «дежавю».
По ее словам, сегодня украинцы требуют у властей того же, что морозным вечером 19 декабря 2010 года у властей своей страны требовали белорусы. Корреспондент «Голоса Америки» поговорил с Радиной о сходствах и отличиях народных выступлений в братских республиках.
Игорь Тихоненко: На ваш взгляд, что сегодня происходит в Украине?
Наталья Радина: Сегодня в Украине идет борьба народа за свободу и ее европейское будущее. Если сначала демонстранты требовали европейской интеграции, то теперь они требуют свободу и демократию в Украине.
И.Т.: Которых, как вы считаете, сегодня в Украине недостаточно?
Н.Р.: Абсолютно. Сначала мы видели, что был жестоко разогнан палаточный городок на Майдане, потом появилась цензура на телеканалах, начались штурмы офисов оппозиционных партий. И сегодня мы наблюдаем, как Украина постепенно скатывается к тоталитаризму, поэтому поведение украинцев - оправданно, поскольку они хотят вернуть себе свободную страну.
И.Т.: Скажите в таком случае, какое значение имеют события в Украине для региональной безопасности?
Н.Р.: Решающее. Сегодня большая часть постсоветских республик находится в опасности, так как мы видим там зарождение авторитаризма. Как ни странно, эта динамика началась в Беларуси. Вот уже на протяжении почти 20 лет в центре Европы существует режим, с которым ни ЕС, ни США ничего не смогли сделать. Беларусь стала в этом смысле своеобразным первопроходцем, на который стали равняться ее соседи: Россия, Украина. Посмотрите, что происходит в Азербайджане и Армении, Узбекистане и Таджикистане. Таким образом, сейчас можно говорить о создании нового СССР в виде нового союза диктатур.
И.Т.: В своей недавней статье «Площадь и Майдан против лузеров» вы проводите параллели между протестами в Беларуси в декабре 2010 года и тем, что сегодня происходит на киевском Майдане. Вы действительно думаете, что политические режимы в Украине и Беларуси схожи?
Н.Р.: Не совсем. В статье речь идет не о схожести политических систем. Конечно же, сегодня нельзя сказать, что Янукович - это Лукашенко. Он, безусловно, имеет все шансы в этом догнать Лукашенко. В статье я говорю о том, что протесты в Киеве породили воспоминания о протестах Минске, поскольку как белорусы, так и украинцы требуют демократии; они нуждаются в международной поддержке.
Если бы к нам в 2010 году проявлялась хотя бы десятая часть международной солидарности и внимания, которые сегодня есть у Украины, то мы бы уже жили в другой стране. В каком-то смысле в конце 2010-го и в 2011 году произошло предательство интересов самих белорусов, которые боролись за свободу. Сегодня Запад считает, что в нынешних условиях в Беларуси невозможны никакие протесты. Это связано с тем, что после 19 декабря 2010 года в стране прошли массовые репрессии, сравнимые с репрессиями 1937 года. Наша страна на протяжении вот уже трех лет фактически живет в состоянии военного положения, а Запад продолжает сотрудничать с Лукашенко в то время, когда в Беларуси се еще есть политзаключенные.
И.Т.: Как происходящее в Украине освещают белорусские государственные СМИ?
Н.Р.: Вначале они держали какую-то паузу, однако сегодня я не могусказать, что они как-то отличаются от российских государственных СМИ. Естественно, белорусский режим не будет поддерживать украинцев, которые борются за свою свободу. То есть официальная пропаганда освещает те события негативно. Что касается сайта «Хартии-97», то сегодня его посещаемость достигает 200 тысяч уникальных посетителей в день, поскольку события на Украине очень интересуют как самих белорусов, так и украинцев, которые стали приходить за новостями на наш сайт.
И.Т.: Боится ли Лукашенко, что выступления простых украинцев могут послужить примером для подражания в Беларуси?
Н.Р.: Безусловно. Сегодня в СМИ мы читаем не только о том, сколько человек вышло на Майдан в конкретный день, мы также узнаем о конкретных маленьких подвигах отдельно взятых людей. Например, машинист в метро объявляет о том, чтобы люди ехали на Майдан протестовать. Или таксисты везут людей на Площадь бесплатно. Вот такие примеры солидарности каждого человека не забываются, и каждый примеряет их на себя: а смог бы я это сделать? Однако нужно отметить, что сегодня ситуация в Беларуси гораздо сложнее, чем в Украине. Но я уверена, что рано или поздно в Беларуси будет еще одна Площадь, на которой белорусы добьются своей свободы.
И.Т.: Сегодня российский премьер-министр Дмитрий Медведев и его белорусский коллега Михаил Мясникович провели переговоры, после которых Медведев объявил о том, что Россия и Беларусь могут ввести единую валюту. Насколько реалистичен этот шаг в ближайшее время?
Н.Р.: Я сомневаюсь, что Лукашенко пойдет на введение единой валюты, поскольку для него лично это будет означать то, что он впоследствии может поступиться суверенитетом и властью. Дело в том, что эти разговоры о единой валюте идут уже больше десяти лет. Одной из главных проблем было решение вопроса о том, где же все-таки должен быть эмиссионный центр. Москва не допустит того, чтобы он был в Минске, на чем настаивает Лукашенко. Хотя сегодня очевидно и другое - белорусская диктатура остро нуждается в деньгах и отношения с Москвой налаживаются. Однако это не повод для Запада вновь спасать Лукашенко, если мы станем свидетелями нового витка дружбы с Россией.
Источник:golos-ameriki.ru