"Олег Найденов": траулер в сетях провокации
С момента задержания сенегальскими военными траулера «Олег Найденов» прошла неделя. Четверо вооруженных автоматическим оружием представителей ВС Сенегала поднялись на борт российского рыболовного корабля 4 января 2014 года и вынудили команду следовать в военный порт Дакара. В процессе задержания физически пострадал капитан траулера, двое других россиян и несколько наемных моряков из Гвинеи-Бисау. Вечером 11 января судно «Олег Найденов» продолжает пребывать у пирсов сенегальского порта, ситуация вокруг него во многом является беспрецедентной для морского права и межгосударственных отношений.
Во-первых, само задержание траулера произошло на значительном удалении от территориальных вод республики Сенегал. География захвата подтверждается независимыми данными GPS, спутниковым мониторингом и показаниями приборов на других кораблях. Пусть косвенно, но весьма красноречиво это признает и официальный Дакар. Через шесть дней (!) после ареста на борт «Олега Найденова» поднялись два представителя сенегальской стороны и попросили (!!) капитана подписать акт о задержании с фальшивыми координатами места задержания. После естественного отказа капитана и штурмана лжесвидетельствовать против самих себя гости удалились. Когда вооруженные люди осуществляют силовое задержание морского судна вне пределов своих полномочий, то означенное действие квалифицируется как пиратство. Траулер был арестован в водах Гвинеи-Бисау, чего никто сейчас и не отрицает. Что уже делает весьма проблематичными судебные санкции против «Найденова» - его элементарно «нашли» не там, где задумывалось.
Во-вторых, мало иметь желание задержать иноземный траулер в 85 километрах от чужого побережья. Для этого нужна объективная навигационная возможность. При всем уважении к сенегальскому ВМФ, его боевая мощь ограничена несколькими катерами-ветеранами с приборами времен эпохи крушения колониализма. При самостоятельном барражировании океана такой катер не сможет обнаружить не то что строго определенный траулер, а остров размером с Мадагаскар. По причине отсутствия аппаратных возможностей для обнаружения и идентификации объекта охоты. В январе 2014 года в районе промысловой зоны Гвинеи-Бисау вели лов около 100 крупных судов, там «рыбное место» Атлантики в прямом смысле слова. Для точного выхода к заранее намеченной цели на утлом катере необходима высокотехнологичная наводка - ее может предоставить либо мощная держава, либо солидная международная организация.
В-третьих, российский корабль был задержан с поднятым тралом - то есть он находился в поиске косяков рыбы, но не в процессе ее изъятия из водных закромов. На борту судна с 4 по 6 января была проведена проверка сенегальской комиссией, которая не выявила каких-либо нарушений. Зато с большим изумлением удалось узнать, что приказы сенегальским военным отдает... министр экологии и рыболовства, по совместительству руководящий партией «зеленых» в этой солнечной стране. Министр экологического рыболовства уже неделю демонстрирует свою полную самостоятельность во внешнеполитических делах, единолично раздавая интервью с громкими формулировками. Словесная активность г-на министра никак не способствует цивилизованному разрешению кризиса - скорее она похожа на политический пиар в расчете на новый виток карьеры. Например, в какой-нибудь крупной международной организации, занимающейся избирательной защитой природы. Матери нашей, да.
В-четвертых, финансовые претензии Сенегала к компании-судовладельцу росли со скоростью взбесившихся дрожжей. За неделю с 4 по 11 января он составил 800 %! Первоначально было заявлено о штрафе в 300.000 ? за предполагаемое нарушение правил рыболовства. Потом сумма возросла до 600.000 ? по причине того, что «Олег Найденов», оказывается, не только траулер, но и браконьер-рецидивист. Хотя никаких судебных разбирательств с российским траулером не было и приговоров о браконьерстве тоже. Но вооруженный эколог на сенегальском посту министра вскоре поднял планку штрафных санкций до 3 млн. $! Уже без объяснения причин такой финансовой немилости.
По международному морскому праву выплата штрафа судовладельцем автоматически означает признание вины за кораблем и его экипажем. Имеются другие методы урегулирования спорных ситуаций - в том числе и с перечислением солидных сумм, пусть и за предполагаемое нарушение. Эти переводы называются залогом, финансовой гарантией, но не штрафом. Они иначе оформляются и несут иные юридическо-правовые последствия. Вслед за перечислением залогов-гарантий инициируются судебные разбирательства, с привлечением международных посредников, третейского арбитража и т.п. Но сначала от ареста освобождаются сам экипаж и корабль. В открытом судебном процессе перспективы Дакара сомнительны (см. выше). Сейчас власти африканской страны оттягивают само начало конструктивных переговоров. Выходит, выдвижение финансовых требований абсурдного характера вкупе с продолжающимся арестом «Найденова» самоценны?
В-пятых, сенегальские власти изначально вели себя с показательной антироссийской жесткостью. У всех наших моряков конфискованы паспорта, им запрещен сход на берег, капитану отказано в медицинской помощи, обнаружились проблемы со снабжением экипажа пресной водой - и список раздражающих невзгод можно продолжать. Ничего серьезного вроде не происходит, текущие проблемы решаются - но жалящие уколы вызывают раздражение и нервозность, провоцируют желание разобраться с обидчиками силовым методом. Призывы использовать силу океанского ВМФ России для внушения уважения к нашей стране раздаются все явственней, все ближе к коридорам власти.
По всей вероятности, околорыболовный инцидент и задумывался как многоцелевой. С целью провокации РФ на жесткую реакцию ввиду явной незаконности ареста 63 моряков, с целью нанести удар по имиджу державы и ослабить экономические позиции Росрыболовства в государствах Западной Африки. В своей провокационной задумке организаторы ареста траулера частично преуспели.
Официальным представителям Росрыболовства явно не хватило дипломатической гибкости и мастерства публичных заявлений в деле вокруг «Найденова». Ими назывались влиятельные государства и солидные региональные организации как вероятные заказчики этой провокации. Выдвигались версии о причастности Greenpeace к задержанию траулера, международных экологов обвиняли в управлении отдельно взятым африканским государством. Это неправильно.
Хозяйственный спор не стоит выводить на государственный уровень, не стоит подыгрывать конфликтующей стороне, не стоит обвинять без железобетонных доказательств своей правоты. Да, активисты Greenpeace обозлены на Россию за провал арктического похода против «Приразломной». Да, они имеют личный опыт атак именно на траулер «Олег Найденов». Да, из сотни рыболовецких кораблей в небольшом районе Атлантики было арестовано именно то судно, с которым у Greenpeace особые счеты. Но подобные факты остаются стечением обстоятельств, пока явно и надежно не доказано обратное. Иначе чем мы лучше пирата эколога с автоматом на министерском посту? Голословное обвинение сопутствует замаскированному пиратству точно так же, как крепко принайтовленная сеть движется вслед за траулером.
В районе сенегало-гвинейского побережья Африки происходит экономическое противоборство мощных рыболовных эскадр. Битва за пищевые ресурсы, если хотите. С использованием всех возможностей обойти конкурента, в том числе государственных и этически-сомнительных. О твердую последовательность в соблюдении правовых норм разобьется любая провокация. А провоцируют всегда того, кто силен. Того, чье развитие желательно остановить и ограничить. Остается быть достойным своей силы. Остается добиться скорейшего освобождения людей и корабля из военного порта Дакар исключительно мирным, дипломатическим путем. Ведь в вечной игре под названием «международная дипломатия» возможны самые различные ходы - особенно после того, как ликвидирована угроза здоровью и свободе твоих сограждан.
Источник:grtribune.ru