Армянский ослик
Каждый новый год армянской независимости - это своего рода экзамен на прочность (устоев) национальной государственности. При очень большом желании эту банальную мысль можно, конечно, расширить, растянуть и распространить и на другие новые независимые государства, коих только за последнюю четверть века вылупилось в мире более тридцати. И тем не менее именно армянское преломление этой банальной формулировки делает ее менее универсальной и расхожей.
Ибо даже под самым совершенным и предвзятым микроскопом невозможно обнаружить в числе этих "более тридцати новых независимых государств" еще одно, которое одновременно (к примеру) не имело бы выхода к морю и вместе с тем более двадцати лет жило бы в состоянии блокады, насчитывало бы менее трех миллионов населения и вместе с тем не имело бы сырьевых ресурсов, не поддерживало бы дипломатических отношений с половиной признанных соседей и вместе с тем четверть века находилось бы с ними в состоянии либо войны, либо конфронтации.
АРМЕНИЮ ОЧЕНЬ ТРУДНО ПОНЯТЬ УМОМ, и в этом виноваты сами армяне. Виноваты хотя бы в том, что не сгинули вместе с хеттами и вавилонянами в книжную историю и полевую археологию, что решили не уступать свое право на свое место. Подобное упрямство рушило планы и, конечно, очень сильно задевало амбиции разноликих хозяев постоянно чередующихся времен, которые такими же постоянно чередующимися столетиями пытались довести до сведения неподатливого народа простую мысль: времена меняются, и вы, наши дорогие армяне, наконец-таки должны научиться уважать и других, а если желаете по тому же Тютчеву - "пришельцам новым место дать". Как умели уступать свое место и уважать иных хетты и вавилоняне.
И какие только эскорты не придумывались для торжественного - со всеми подобающими почестями и милостями - сопровождения армян в историю. И по снежным перевалам гнали, и по безводным пустыням, и рай обещали, и ад - и все в поисках и ради реки забвения. Но столь вожделенной Леты не находили сизифы. Стоял упрямый армянский ослик на своем месте, ему и кличку дали - "Вкопанный"!
Под номером BM 92687 экспонируется в Британском музее знаменитая Вавилонская карта мира - древнейшая из сохранившихся графических землеописаний. Датируется она VIII или серединой VII века до н.э. - периодом становления Нововавилонского царства и утверждения на престоле халдейской династии. Карта представляет собой звезду, состоящую из центрального круга и окружающих его треугольников, а также из картографической легенды в верхней части. Внутри круга семь стран - Вавилон, Ассирия, Элам, Армения, Хаббан, Бит Якин и Дер. Армения единственная из "списка семи" сохранила свое место на современной карте мира. Иными словами, Армения - это анахронизм, вот потому умом ее не понять.
Конечно, если бы не было сегодня Армении или, например, Израиля, то всем жилось бы намного легче. И кто бы сомневался? Региональные процессы развивались бы тогда в более упорядоченном и мирном русле, заметно поубавилось бы в мире количество врагов, умножилось бы количество верных друзей, и все соседи понимали бы друг друга с полуслова, жили бы в любви и согласии.
НО НЕЗАДАЧА: НАПЕРЕКОР ВСЕМ АПРОБИРОВАННЫМ ФОРМАМ сопровождения в пыльную археологию, наперекор всем распятиям и всем печкам сохранились же на политической карте мира упрямые, неподатливые, непоколебимые, несгибаемые, непреклонные, непокорные, непослушные единицы, которые с ослиным упрямством все еще стоят на своем месте. И только они - эти анахронизмы, эти исторические казусы и недоразумения и способны понять, почему (к примеру) каждый новой год армянской независимости - это экзамен на прочность. Вопрос-то культурологический, а не политический.
2014 год - это экзамен на ослушание армянской государственности, на степень ее упрямства и норовитости, неуступчивости и строптивости. В этом отношении он действительно отличается от всех последних лет. Членство страны в Таможенном союзе ("где новые садятся гости за уготованный им пир"), мягко говоря, не совсем однозначно воспринимается самими учредителями этого альянса, здесь еще нужно постоять с упрямством. Точно так же нужно готовиться к столетию самой изуверской попытки сопровождения армян в историю. Ожидаются встречи и с двухсотлетним американским осликом, который очень упрям. Так что остается только верить. Верить, что "Вкопанный" не подкачает.
Источник:lratvakan.com