Ближний Восток в 2014 году: новые союзы и старые обиды
Мир вступил в 2014 год. Год предыдущий оказался на редкость богатым на события эпохального масштаба, пройдя под знаком Змеи, и если сделать flashback хотя бы в ХХ веке, окажется, что практически все года Змеи были переломными.
1905: Первая русская революция, поражение Петербурга в войне с Японией, начало создания Антанты.
1917: Отречение императора Николая Второго от престола, Октябрьская революция, появление первого социалистического государства, начало строительства биполярного мира.
1929: «Год большого перелома» в СССР - завершение НЭП и начало коллективизации и индустриализации; Великая депрессия в США.
1941: Начало Великой Отечественной войны, вступление США во Вторую Мировую войну, подписание англо-американской Атлантической хартии (предтеча НАТО).
1953: смерть Сталина и расстрел Берии, Берлинский кризис и резкое обострение «Холодной войны».
1965 и 1977 годы не отметились глобальными событиями, но обозначили период укрепления биполярного мира и фактического примирения двух систем (договоры по ПРО и ОСВ-1 и Хельсинское совещание 1975 года).
1989: «бархатные революции» в Восточной Европе, крушение Берлинской стены и мировой социалистической системы, усиление центробежных тенденций в СССР.
2001: террористическая атака на США 11 сентября, начало военной операции в Афганистане и стремительной экспансии американцев в Центральной Азии, а затем на Ближнем Востоке.
2013 год не подвел своих «собратьев» в ХХ веке. Здесь сложные процессы на постсоветском пространстве: борьба за «Восточное партнерство», политический кризис в Молдове, президентские выборы во всех трех южно-кавказских государствах (с окончательной сменой власти в Грузии) и новый Майдан в Украине.
Это, наконец, сенсационный поворот на Ближнем Востоке. Если первая половина ушедшего года была осенена мрачным предзнаменованием неизбежной большой войны в регионе, то вторая половина перевернула всё с ног на голову. Башар Асад сумел переломить ход событий, успешно справляясь с «демократическим» интернационалом во главе с террористами из «Аль-Каиды», а новому президенту Ирана Хасану Рухани выпала тяжелейшая, но благородная миссия по выведению страны из режима международных санкций и сближению с США после 34-летнего перерыва.
Поскольку мои уважаемые читатели уже знакомы с перипетиями большой ближневосточной игры в 2013 году, я не буду делать пересказа, а перейду к неблагодарному делу прогнозирования дальнейшего развития. В одном из предыдущих материалов я обратил внимание на то, что процесс химического разоружения Сирии должен завершиться к 1 июля 2014 года. Это означает, что будущим летом Дамаск останется без главного оружия сдерживания. И если уничтожение бандитских группировок представляется скорее делом времени - ведь и США наконец-то поняли, что джихадисты гораздо хуже и опаснее злого Асада, то позиция Израиля, скептически настроенного к вышеуказанным процессам, остается главным источником нервозности для Сирии.
Соответственно, к 1 июля Дамаск должен выйти на такой уровень договоренностей с мировым сообществом, который послужит достаточным основанием для механизма взаимных гарантий. Если в упрощенном виде, то Сирии нужны гарантии «трезвости» еврейского государства. Но это возможно только в том случае, если Иерусалим будет абсолютно уверен в неприкосновенности своих северных границ (от группировки «Хезболла»), Голанских высот и юго-западных рубежей (от движения «Хамас», которое после провала «Братьев-мусульман» в Египте и самоустранения Катара, кажется, готово отречься от своих суннитских покровителей и вернуться под крыло Тегерана).
В свою очередь, такая уверенность может быть внушена Израилю только тогда, когда в своем спокойствии не будет сомневаться Иран. А Иран может добиться нужного ему уровня гарантий только в случае успешных переговоров с шестеркой международных посредников, против чего жестко выступает Израиль. Круг замкнулся.
Как выйти из этого порочного круга недоверия и взаимных увязок - вот главная задача мировых столиц и региональных игроков. Под занавес 2013 года стало известно о том, что Иерусалим начал не афишируемые, но и не засекреченные переговоры с Москвой и Пекином. Параллельно с этим израильская пресса пишет о том, что президент России Владимир Путин дважды добивался встречи с иранским президентом, но получил отказ. И именно здесь кроется главная загвоздка ближневосточного пасьянса: если в сирийском вопросе Россия и США действуют согласованно, практически в унисон, то в иранской игре всё намного сложнее - Москва обеспокоена односторонним уходом Тегерана в сторону Вашингтона.
Конечно, это не отменяет общего характера совместных американо-российских дипломатических маневров, но и не дает нам основания видеть ситуацию в розовом цвете. Проще говоря, Путин продолжит патронаж сирийского урегулирования (с сохранением Асада на посту) при согласии Обамы, но в иранском процессе будет действовать осмотрительнее. И если Россия почувствует, что Иран слишком увлекся романом с США и Великобританией, то ответ будет весьма оригинальным.
Уместно вспомнить слова легендарного премьер-министра Израиля Голды Меир. Когда ее спросили, что предпримет еврейское государство в случае охлаждения отношений с американскими покровителями, она в свойственной ироничной манере ответила: «Не беда, мы станем 16-й союзной республикой». Словно в подтверждение старой шутки появилась новость о том, что Израиль интересуется сотрудничеством с Таможенным Союзом.
Не знаю, насколько далеко готов зайти нынешний премьер Биньямин Нетаньяху, но сигнал США послан более чем красноречивый. И, разумеется, этой ситуацией просто обязана воспользоваться Поднебесная. Я уже писал о том, что США хотят снять с себя бремя главного жандарма Ближнего Востока, поскольку они видят гораздо более серьезные (и опасные) перспективы в Восточной и Юго-Восточной Азии. Американцы стремятся окружить Китай, но и сам Китай это понимает, посему будет делать всё, чтобы США как можно дольше не уходили с Ближнего Востока. Пекин готов поймать американцев в момент рискованного переформатирования региона, благо для этого есть недовольные в лице Израиля и Саудовской Аравии, сомневающиеся в лице России и мечущиеся в лице Турции.
Судя по материалам в израильской прессе, там всерьез настроены на публичную порку американцев, коль скоро даже всемогущему еврейскому лобби пока не удается сломать администрацию Обамы, нацеленную на частичную отмену санкций и недопущение новых жестких мер. Пока команда президента США бьется в Конгрессе с израильским лобби, циркулируют сообщения о том, что Иерусалим готов пригласить российские компании к разработке обнаруженных недавно огромных запасов газа в Средиземном море - чем не ответ США и их старому-новому иранскому другу?
Правда, уже сегодня я прочел новость о том, что Россия может быть привлечена к освоению богатых нефтяных шельфов Сирии. Я весьма слабо представляю себе «углеводородный альянс» Сирии и Израиля под эгидой России, но зато достаточно уверенно представляю резкое усиление влияния Москвы, которая будет играть одну игру в Дамаске и другую в Иерусалиме, но так, чтобы это не поссорило «подопечных».
Если США продолжат форсированное сближение с Ираном (Великобритания даже опережает американцев в этом процессе), это вынудит евреев искать альтернативный центр силы в лице Москвы. Кстати, тут возможна другая неожиданная комбинация: гарантии спокойствия на своих северо-восточных границах Израиль может получить не от Ирана (через Сирию), а от России.
Путину придется приложить колоссальные усилия, чтобы взять верх в нефтегазовом противостоянии с западными консорциумами, но еще сложнее ему будет удержать эту высоту. В свою очередь, Башару Асаду придется не только лавировать между умеренной светской оппозицией, головорезами из террористических группировок и Западом, но и убеждать Иран в том, что появление России в Средиземном море направлено на сохранение его власти, пусть и ценой конкурирующих с Тегераном углеводородных проектов.
И еще не будем забывать про недовольную Саудовскую Аравию. Этот далекий от демократии режим еще может принести немало сюрпризов. На днях стало известно о том, что Эр-Рияд решил выделить 3 млрд. долларов на финансирование ливанской армии. Помимо того, что это крупнейшая инвестиция в Вооруженные силы Ливана, это еще и попытка усилить официальную армию в противовес группировке «Хезболла», которая давно уже стала государством в государстве.
Ясное дело - Саудовская Аравия бьет по Ирану, ослабляя его главный кулак в сирийско-ливанском регионе, да и ноябрьский подрыв посольства Исламской Республики в Бейруте - тоже сигнал Тегерану о том, что саудиты настроены жестко и решительно. В итоге имеем запутанный клубок противоречий, и самое сложное в том, что одну и ту же страну нельзя представить однозначно плохой или хорошей, нельзя четко выстроить альянсы «за» и «против».
В сирийском узле переплелись Россия и Иран, Саудовская Аравия и Израиль, США и Франция. В иранском узле «работают» Израиль и Россия, США и Великобритания, Саудовская Аравия и Китай. А теперь соедините друг с другом эти узлы и попробуйте разобраться! Я не завидую дипломатам, политикам, экономистам, разведчикам, журналистам и политологам, работающим сегодня над ближневосточной головоломкой. Но я абсолютно уверен в том, что те, кто приблизят хотя бы временное урегулирование в регионе, заслужат лавров победителя. 2014 год уже начался, события не заставят себя ждать. Смотрим, записываем и запоминаем.
Источник:nr2.ru