Годзилла просыпается: Япония намерена возобновить экспорт оружия
Деревянные двери храма Ясукуни, обиталища душ миллионов солдат, павших за Японию и императора, открылись на днях для высокого и желанного гостя. Храм посетил премьер-министр Синдзо Абэ, первый глава правительства за семь лет, чья нога ступила сюда. Тут же последовали протесты Китая и Южной Кореи с упоминанием «оплота милитаризма», вызовы послов, отмены визитов и прочие ритуальные действа.
Пока Пекин и Сеул вспоминали «фашистов и террористов», а Токио вяловато замечал, что не хотел никого обидеть, в информационной тени осталось событие поважнее. За день до визита Абэ в святилище правительство Японии начало обсуждать «новые принципы экспорта оружия» для национальных компаний. Занудная формулировка скрывает историческую реформу. Речь тут об отмене фактического запрета на продажу вооружений, о планах передела оружейного рынка, и о поступательном укреплении военной мощи Японии.
В 1967 году японцы сами себе запретили торговать оружием благодаря трем условиям. Его нельзя было продавать коммунистическим странам, государствам, которые находились под оружейным эмбарго ООН, а также действующим либо потенциальным участникам международных конфликтов. Благодаря ужесточающим поправкам 1976 года экспорт оружия и вовсе прекратился. В исключительных случаях японцы делились с союзниками оборонными технологиями после специального постановления правительства.
Первую мину под «три принципа» Токио заложил лишь два года назад, разрешив самому себе поставлять оружие для миротворческих миссий. Но скоро эти пережитки Холодной войны окончательно отправятся на свалку. Три принципа «более не отражают реалий международного сотрудничества», как изысканно заявил один военный чиновник. Судя по заявлениям из Токио, на смену им придет один и очень широкий принцип. Экспорт оружия должен «служить укреплению национальной безопасности Японии». Хотя эмбарго ООН, само собой, будут соблюдаться и впредь.
Премьер Абэ форсировал курс на превращение Японии в нормальное государство с полноценной армией и большим весом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В декабре Токио принял Национальную стратегию безопасности, где главной угрозой провозглашен Китай с его островными притязаниями. В документе прямо прописана цель: увеличить глобальную конкурентоспособность японской военной промышленности.
Японскому оборонно-промышленному комплексу есть, куда расти: его обороты пока не впечатляют. В 2011 году он произвел вооружений примерно на 10 миллиардов долларов, почти втрое меньше, чем один американский концерн Lockheed Martin. Отсутствие экспорта означает, что практически всю эту продукцию приобрело правительство. И скоро оно начнет покупать (а ОПК - производить) намного больше. Под солидным китайским предлогом кабмин отвалил Силам самообороны беспрецедентные 240 миллиардов долларов на пять лет. Деньги пойдут на реорганизацию и перевооружение. В приоритетах - разработка стратегических беспилотников и истребителя шестого поколения, строительство двух эсминцев, и закупка американской техники - БПЛА «Предэйтор», 28 истребителей F-35, конвертопланов «Оспрей». Немало перепадет и национальным компаниям. Военный бюджет в следующем году вырастет самыми резвыми темпами за двадцать лет, до 46 миллиардов долларов.
По итогам 2012 года портал Defense News включил в сотню крупнейших оборонных концернов планеты сразу девять японских компаний. Годом ранее их там было шесть. Некоторые новоявленные подрядчики не могут не вызвать удивления. В их число вошел, скажем, разработчик игр и софта для Интернет-торговли DeNA. Причем в Топ-100 он взлетел сразу на позицию №54.
На японскую оборону охотно работают крупнейшие компании страны, включая лидеров мирового хайтека. Самолеты, ракеты и боевые корабли строят гиганты Mitsubishi Heavy Industries (№33 по продажам) и Kawasaki Heavy Industries (№51). «Мицубиси», кстати, производит все еще популярные на мировом рынке американские истребители F-15, и поставляет Силам самообороны танки. Концерн Mutsubishi Electric (№53) тоже выпускает ракеты, а кроме того, электронику. Ей же правительство исправно снабжают корпорации NEC (№44), Toshiba (№89) и Fujitsu (№97). За поставки бронемашин и вспомогательной техники отвечает Komatsu (№100). А корпорация IHI получает заказы на строительство боевых кораблей, авиадвигателей, энергетического оборудования и космических ракет. И она явно не задержится на своей нынешней позиции №99: IHI уже участвует в производстве двигателей для американских F-35, предназначенных для Японии.
Продажа оружия за рубеж должна одновременно обогатить японских оружейников и сэкономить серьезные суммы правительству. Японские концерны, лишенные доступа к мировым рынкам, обречены экономить на НИОКР и выпускать оружие малыми партиями, из-за чего оно стоит вдвое-втрое дороже, чем на западных рынках. Например, перспективный танк «Тип 10» сейчас тянет на 11 миллионов долларов, но при массовом производстве цену планируется снизить до 6.3 миллиона. Примерно столько же стоит один из хитов рынка, немецкий «Леопард».
«Дифенс Ньюс» подметил тенденцию: Топ-100 ведущих оружейников мира в 2012 году занимали 28% рынка, тогда как годом ранее на них приходилось 38%. Значит, этот непростой рынок диверсифицируется за счет новых игроков, что может облегчить японцам доступ. Конкуренты, само собой, не встретят их с оркестром, хотя в некоторых областях у Токио почти нет соперников. Здесь, например, строят очень удачные подлодки с двигателем Стирлинга, которыми живо интересуется Австралия. О японской военной электронике и говорить нечего - рано или поздно пойдет на ура, благо гражданские рынки она уже завоевала повсюду.
Руководство Японии понимает: страна не станет сильной в военно-политическом отношении, не имея крепкой оборонной промышленности, и этот посыл лег в основу активной пиар-кампании, которая раскручивается сейчас в самых влиятельных национальных газетах. Отличной иллюстрацией нового курса Японии стал точно рассчитанный символический жест. Неделю назад Токио безвозмездно передал 10.000 патронов южнокорейским миротворцам в Южном Судане, которым с родины не успели подбросить боеприпасов. С ними поделились японские саперы, которые тоже несут службу в Африке. Редкое проявление боевого товарищества между соседями, чьи отношения сейчас на спаде. А еще это первый случай после Второй мировой, когда Токио поставляет вооружения за рубеж. Кое-что полезное здесь могут увидеть и китайские военные стратеги, если только крепнущий империалистический раж не притупил их мудрость: раз уж под боком потихоньку просыпается Годзилла, лучше лишний раз его не тормошить.
Источник:km.ru