Развод на Запад
Москва оплатила Киеву билет в Евросоюз?Итак, Россия раскошелилась и купила политическую лояльность Киева. Цена вопроса – 15 млрд. долларов, которые Москва инвестирует в еврооблигации (внешний долг) Украины, плюс радикальное снижение цены на газ (с 400 до 268 долларов за тысячу кубометров). Ради этой покупки Кремлю пришлось залезть в Фонд национального благосостояния, и опустошить его на 19%. Покупка украинского госдолга будет производиться траншами. Первый, по словам главы Минфина РФ Антона Силуанова, составит три миллиарда долларов. Это позволит Нацбанку Украины решить проблему с удержание курса гривны как минимум до февраля.
Если с выгодами украинцев все более-менее понятно, то выгода российской стороны покрыта мраком. Далеко не факт, что Украина все-таки собралась вступать в Таможенный союз. Такие предположения регулярно отвергал и президент Виктор Янукович, и премьер Николай Азаров. А раз нет публичных договоренностей и обязательств, ничто не мешает «незалежной» в очередной раз взбрыкнуть и вновь устремиться в Европу. Только на этот раз – с российскими деньгами в кармане.
Евросоюз, видимо, надеется именно на такой вариант. Не случайно член Еврокомиссии по политике соседства Штефан Фюле не увидел в российско-украинских договоренностях «ничего угрожающего для перспектив евроинтеграции Украины». На пресс-конференции по завершении заседания Совета ЕС по общим вопросам он лицемерно заявил, что «в ЕС всегда выступали за поддержание традиционных торговых и других отношений между Киевом и Москвой».
Аналогичную мысль озвучил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус. Он подтвердил, что ни одно из 14 соглашений, подписанных в Москве, «не противоречит планам Украины по сближению с ЕС».
В свою очередь, США сделали вид, что российско-украинские договоренности вообще ничего не меняют. Как заявил на брифинге официальный представитель Белого дома Джей Карни, «любые соглашения между Киевом и Москвой не обращены к той обеспокоенности, которую выражают мирные демонстранты; мы призываем украинское правительство вступить в немедленный диалог с оппозицией».
Другими словами, Украину по-прежнему ждут в Евросоюзе. Возможно, теперь ее примут в ассоциацию даже охотнее, чем раньше, поскольку вопрос о компенсациях Киеву более не актуален.
Не получится ли, что Россия оплатит Украине билет в ЕС, и останется с носом?
– Мы действительно оплатили дрейф Украины в Евросоюз, но у нас собственный интерес в этой сделке, – уверен заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики Андрей Суздальцев. – Проблема в том, что Украина расколота по вопросу европейской ориентации, причем идею сближения с ЕС поддерживает большая часть населения, и Янукович не может идти против течения. А наш интерес заключается в том, чтобы, оплатив Киеву европейский дрейф, обеспечить текущей зимой бесперебойные поставки российского газа через Украину в Европу.
Если Киев нарастит объемы транзита, мы скидку, которую сделали украинцам на «голубое топливо», вернем. Что же касается предоставленных Януковичу 15 миллиардов долларов, они взяты не из российского бюджета, и вложены в украинские евробонды, которые мы можем в любой момент продать.
Получается, на этой сделке Москва почти ничего не теряет. Напротив, даже приобретает политические очки. Теперь никто из наших сторонников на Украине не сможет упрекнуть Россию, что она их бросила на произвол судьбы, и ничего не сделала, чтобы отвадить Киев от Евросоюза. И теперь, если процесс ассоциирования начнется – а он начнется довольно скоро – Янукович будет выглядеть предателем интересов жителей восточных и южных областей Украины.
«СП»: – Если бы мы не дали Януковичу денег, он сорвал бы газовый транзит?
– Вы помните: в августе обнаружилось, что Украина задолжала нам за газ около 1 млрд. долларов. Кроме того, выяснилось, что подземные хранилища «незалежной» пусты. В сентябре мы предоставили Киеву кредит в 750 миллионов долларов, и на эти деньги стали заполнять хранилища. А в октябре-ноябре Киев отказался выкупать российский газ, и снова стал тратить газ из хранилищ.
Сейчас на дворе зима. И Украина, оставшись без денег, может отколоть что угодно. Например, отказаться платить за газ, или перекрыть газопроводы на Европу. Причем, что бы она ни сделала, виноватыми в глазах европейцев окажутся «Газпром» и Россия.
Поэтому мы просто вынуждены дать Киеву денег, чтобы удержать европейский газовый рынок. Соглашение по льготной цене на газ для самих украинцев, которое озвучили Путин и Янукович – временное. Как только начнется процесс ассоциирования, мы вернемся к прежним ценам.
«СП»: – Кстати, на продаже евробондов мы много потеряем?
– Нет, не очень. Не искалечено, что в случае подписания Украиной соглашения об ассоциации евробонды еще и поднимутся в цене.
«СП»: – Получается, нынешняя сделка выгодна нам по всем позициям?
– Думаю, Кремлю очень хотелось бы отказать Януковичу в кредитах и скидках, поскольку российское руководство понимает: в Таможенный союз Киев не собирается. Но отказать было нельзя. Поэтому поступили по-другому. Украинцам, по сути, сказали: ребята, берите по максимуму, но потом ни пищите. Тем более, повторюсь, взамен мы получили вполне ликвидные активы.
«СП»: – Запад в этой ситуации продолжит линию на поддержку Майдана, сторонники евроинтеграции так и будут митинговать до президентских выборов-2015?
– Нет, думаю, Майдан свернется к 25 декабря – народ разойдется на каникулы, и протестовать станет некому. К тому же острота ситуации спала – все понимают, что у Киева теперь есть деньги, и немедленный дефолт Украине не грозит. Кроме того, украинские оппозиционеры очень практично извлекли из соглашений Москва-Киев политические дивиденды: потребовали, чтобы власти снизили тарифы для населения на 30%. То есть показали себя белыми и пушистыми.
Кроме того, поймите: Янукович сам был кровно заинтересован в Майдане, чтобы отклонить российское предложение о вступлении в Таможенный союз. Потому что какие могут быть разговоры о ТС, если Майдан под окошком?! Теперь же необходимость в Майдане отпала.
Думаю, вскоре мы услышим от Януковича дежурные заявления, что Украина идет в Евросоюз, и что Россия все понимает, и будет платить за движение по этому пути и дальше…
– Риск «бегства» Януковича с российскими деньгами в ассоциацию с ЕС минимален, – возражает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Во-первых, выгодная для Украины сниженная цена на газ не только временная – она будет пролонгироваться ежемесячно. Во-вторых, вложение в украинские евробонды – это не подарок украинцам и не кредит. Если Янукович выкинет фортель, Россия всегда сможет украинские евробонды кому-то продать. Да, продать с определенным дисконтом, но все же вернуть себе основную сумму.
Есть и третий момент. Конечно, Януковичу никто не мешает подписать соглашение об ассоциации. Однако все российско-украинские договоренности по совместным проектам – например, ремонту военной техники – могут работать только при действующем уровне таможенных пошлин. Если Янукович пойдет на создание свободной зоны торговли с ЕС, Россия пошлины поднимет, и двусторонние проекты – чрезвычайно выгодные для украинской экономики – подвиснут.
На деле, условия украинскому президенту поставлены достаточно жесткие.
«СП»: – Выходит, Янукович плотно сидит на российском крючке?
– Вы понимаете, на этом крючке хотя бы червяк имеется. А Евросоюз ловил Украину на пустой крючок – вот в чем отличие. На Черном море есть такой способ – ловить рыбу на пустой крючок с привязанными перышками – называется «на самодур». Вот и Европа ловила Украину «на самодур», и не преуспела в этом.
«СП»: – Почему же тогда Фюле и Линкявичус заявляют, что договоренности не противоречит планам Украины по сближению с ЕС?
– Европа – это, прежде всего, Ангела Меркель и Франсуа Олланд, а не Фюле, и тем более не литовцы.
«СП»: – Но Германия тоже высказалась. Глава германского МИДа Франк Вальтер Штайнмайер в инаугурационном выступлении раскритиковал Россию за давление на Украину в вопросе соглашения с ЕС. По его мнению, Москва воспользовалась проблемами Киева в своих интересах. Это заявление означает, что Меркель недовольна?
– Недовольна. Видимо, она рассчитывала сперва встретиться с Путиным, обсудить ситуацию, и лишь потом принимать согласованные решения. Но Путин не стал дожидаться, и зеркально ответил на попытку Евросоюза вести диалог с Украиной в двустороннем формате (я имею в виду переговоры в Брюсселе Штефана Фюле и украинского вице-премьера Сергея Арбузова). Наш президент дал понять: раз вы, ЕС, хотите разговаривать с Киевом без нас, мы поговорим с Киевом без вас.
«СП»: – Можно ли сказать, что теперь ситуация вокруг Украины кардинально изменилась?
– Что значит – кардинально?! На деле, если бы Янукович поставил свою подпись под соглашение в Вильнюсе, ситуация глобально не поменялась бы. Она бы создала проблемы для одной из самых бедных европейских стран под названием Украина – и не более того.
«СП»: – Теперь у Януковича больше шансов продержаться до президентских выборов и победить?
– Думаю, даже сторонники евроинтеграции оценят игру Януковича: он и деньги получил, и цены на газ скинул, и Фюле перед ним на коленях ползает и просит подписать бумагу, ведь так? Полагаю, именно такая реакция и будет у нормальных украинцев. И как теперь оппозиции раскручивать Майдан? Требовать дальнейшего снижения цены на газ?!
«СП»: – Вы считаете, Майдан просел?
– Безусловно. Более того, теперь раздача печенья на Евромайдане заместителем госсекретаря США Виктории Нуланд, равно как и выступления на нем американских сенаторов Криса Мерфи и Джона Маккейна, выглядят анекдотично.
Майдан увязывал свои политические требования с абсолютно невыгодными экономическими условиями – в этом заключалась ошибка. Думаю, теперь протест тихо сдуется. Сейчас не поствыборная ситуация «оранжевой революции». Нынешний Майдан – это акция по типу «Кучму геть!» – только рейтинг у Януковича значительно выше, чем был у Леонида Кучмы. Поэтому, надеюсь, после новогодних праздников градус напряженности вокруг Майдана существенно снизится…
Карикатура: идея Игорь Фунт, рис. Александр Горнов