Китай и Канада стремятся в Арктику
11 дек, 2013 0 Комментариев 111 Просмотров

Китай и Канада стремятся в Арктику

Китай и Канада стремятся в Арктику
Россия приглашает иностранных партнеров к освоению шельфа и готовится к защите своих территорий.

Как известно, Канада - северная страна. Общая протяженность ее арктической береговой линии составляет около 162 тысяч километров, да и по площади арктических территорий она занимает первое место в мире. Однако официальная Оттава не прочь расширить сферу своего влияния в этом регионе. Министр иностранных дел страны Джон Бэрд накануне сообщил, что в Комиссию ООН по континентальному шельфу отправлена заявка, согласно которой Канада заявляет о своих правах на 1,2 миллиона квадратных километров дна Атлантического океана, в том числе и подводный хребет Ломоносова. Той самой скрытой под толщей холодных вод горной гряды, которую Россия считает своей.

Такая настойчивость понятна, ведь по оценкам Геологической службы США, здесь, в северных широтах сосредоточены более 20% всех мировых запасов нефти и природного газа. Это около 90 миллиардов баррелей нефти и 44 миллиардов баррелей природного газоконденсата.

«Мы попросили наших чиновников и ученых провести дополнительную работу, необходимую для подачи заявки на весь континентальный шельф Канады, включая Северный полюс», - скромно заявил Джон Бэрд.

Россия готовится подать свою заявку на арктические территории в 2014 году. Вернее так, свою первую претензию на признание находящихся в Баренцевом, Беринговом и Охотском морях хребтов Ломоносова и Менделеева продолжением российского континентального шельфа, Москва подала еще в 2001 году. В случае подтверждения это дало бы нашей стране серьезное преимущество в разработке и добыче полезных ископаемых в 200-мильной экономической зоне. Три года доказательства Москвы изучали в ООН, а потом заявку отправили на доработку. Пока шли дипломатические консультации и переписка, в борьбу за эти территории включились Канада и Дания.

Однако Арктика - это не только нефть и газ. Это еще и кратчайший морской путь между бурно растущим Азиатско-Тихоокеанским регионом, Европой и Америкой. Северный морской путь, пролегающий вдоль северных российских границ, намного короче, чем проход через Панамский или Суэцкий канал. Экономия при переброске 200 тысяч тонн груза по Севморпути из Японии в Норвегию может составить до 500 тысяч долларов. Время в пути сокращается на 15 дней. Поэтому «азиатские тигры», заинтересованные в быстрой перевозке своих товаров, давно обратили внимание на этот регион. Южная Корея в 2002 году открыла на Шпицбергене свою научно-исследовательскую станцию «Дасан». Через два года рядом расположилась китайская научная станция «Хуанхэ», а в 2007 году - индийская «Химадри». В 2010 году в Японии было учреждено «Совещание по Арктике» и «Арктическая оперативная группа». Неудивительно, что в мае 2013 года Китаю, Индии, Японии, Южной Корее и Сингапуру присвоен статус постоянных наблюдателей в Арктическом совете.

Вместе с тем, надо признать, что Северный морской путь остается мало изученной и почти неосвоенной транспортной артерией. После распада СССР весьма скромная береговая инфраструктура окончательно пришла в упадок, а без портов и сети ремонтных и спасательных станций осуществлять проводку судов в сложных климатических условиях просто немыслимо.

По оценкам специалистов, по Северному морскому пути может ежегодно перебрасываться до 50 миллионов тонн грузов. Реальность пока значительно скромнее. В 2010 году было организовано только 4 транзитных рейса, в ходе которых перевезли 110 тысяч тонн грузов. В 2011 году по Севморпути прошли уже 34 судна, они перевезли около 830 тысяч тонн. В прошлом году российский крупнотоннажный танкер «Владимир Тихонов» установил рекорд. Взяв на борт более 162 тысяч тонн газового конденсата, он прошел весь Севморпуть за семь с половиной суток. Следом за ним прошел сухогруз-балкер «Sanko Odyssey», имея на борту более 66 тысяч тонн железорудного концентрата. Значит - можно! И вот уже в КНР утверждена программа создания своего арктического ледокольного флота. Первое такое судно будет спущено на воду уже в нынешнем году.

Конечно, китайцы готовят свой ледокольный арктический флот не только для перевалки грузов. На Крайний Север их тоже влекут колоссальные запасы углеводородов. А российским компаниям чрезвычайно нужны инвестиции для разработки уже разведанных 43 северных месторождений. Месяц назад правительственная комиссия по иностранным инвестициям выдала разрешение китайскому холдингу CNPC на покупку 20% в «Ямал СПГ» у компании «НОВАТЭК» за 1 миллиард долларов. «Роснефть» готова рассмотреть условия вхождения CNPC, а также других китайских нефтегазовых компаний в своих проекты на арктическом шельфе.

Опасения, что китайский бизнес захватит российский арктический шельф эксперты считают надуманными. «Китайские финансовые и иные ресурсы в разработке полезных ископаемых на шельфе используют и другие арктические страны, и Россия здесь даже запаздывает, потому что, например, некоторые из них раньше, чем РФ, договаривались по этому поводу с китайцами, - говорит профессор кафедры мировой экономики МГИМО Вячеслав Карлусов.

В качестве примера он напоминает, что приглашение Китая в качестве наблюдателя в Арктическом совете лоббировала Дания.

«То, что китайцы становятся все более и более активными глобальными игроками, — это естественно. То, что китайцам выгодно использование Северного морского пути, и то, что России выгодно, если КНР будет платить за проход своих торговых кораблей вдоль наших берегов, тоже понятно, особенно с позиций глобальной экономики, - считает Карлусов. - В интересах России конструктивное сотрудничество с Китаем. Но Москва, конечно же, должна исходить из норм международного права, строго отстаивать свой политический суверенитет и экологическую безопасность».

России будет чем защищать свой суверенитет в Арктике в случае крайней необходимости. На расширенном заседании коллегии Министерства обороны Владимир Путин поставил задачу в 2014 году закончить формирование арктической группировки войск и создать необходимую инфраструктуры.

«Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов», — заявил российский президент.

Как доложил министр обороны Сергей Шойгу, в ближайшем будущем будут реконструированы 7 северных аэродромов, способных принимать военные самолеты. На Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах оборудуют причальные стенки для швартовки боевых кораблей.

Путин и ранее заявлял, что раз в Арктике сталкиваются серьезные геополитические и экономические интересы разных стран, необходимо быть готовым к любому развитию событий. Однако, по его словам, лучшим решением всех возможных конфликтов был бы диалог между всеми заинтересованными сторонами. «У меня абсолютно нет сомнений, что существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнерства, путем переговоров, на основе действующих международно-правовых норм», - отметил президент.

Хотелось бы надеяться...
Игорь Петров

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация