ВТО и российское сельское хозяйство: кто кого?
С текущего года запущена очередная программа, направленная на развитие сельскохозяйственной отрасли России. Программы эти с завидной регулярностью выходят из правительственных недр, то плавно перетекая из одной в другую, то рождаясь совершенно спонтанно, однако итоги действия этих программ, мягко говоря, далеки от идеала.
Несмотря на колоссальные сельскохозяйственные ресурсы, которыми обладает Россия, эффект от использования этих ресурсов (если проводить сравнение со многими другими странами мира) остаётся минимальным. Работают ведомства, подведомства, комиссии, подкомиссии, специальные группы, комитеты, министерство, а главная цель – обеспечение продовольственной безопасности страны - по-прежнему остаётся недостижимой.
Итак, кое-что о новой программе, которая рассчитана на срок до 2020 года. Название эта программа носит следующее:
«Государственная программа (ГП) развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Какие у программы цели?
1. Обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
2. Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
3. Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
4. Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;
5. Устойчивое развитие сельских территорий (этот пункт выделяется в отдельную Федеральную целевую программу, которую собираются реализовать в два этапа: с 2013 по 2017 и потом до 2020 года).
В паспорте рассматриваемой госпрограммы отдельно выделены ожидаемые результаты её реализации. В качестве таковых рассматривается повышение общего удельного веса российских сельскохозяйственных товаров к 2020 году до следующих показателей:
Обеспеченность зерновыми – 99,8%;
сахаром – 91,2%;
растительным маслом – 82,8%;
мясом и мясной продукцией – 88,9%;
молоком и молокопродуктами – 85,3%;
картофелем – 99,7%.
Разработка этой государственной программы велась на протяжении нескольких последних лет, поэтому за основную опорную точку отсчёта в некоторых пунктах берётся 2009 года. Так вот, к примеру, согласно букве ГП, к 2020 году производительность труда в сельскохозяйственном секторе Российской Федерации должна вырасти на 70%, а уровень заработных плат к тому же 2020-му должен оказаться не ниже 95% среднего по экономике того или иного региона. На эти цели и на решение столь амбициозных задач правительство выделяет более 2,1 трлн. рублей, из которых, нужно обратить на этой особое внимание, почти 190 миллиардов уже потрачено. В качестве основного направления трат указывается создание нормативно-правовой базы и подгонка российских технических регламентов под технические регламенты ВТО. То есть первая «порция» бюджетного финансирования пошла на документационное выстраивание поля деятельности российских сельскохозяйственных производителей в рамках Всемирной торговой организации.
Итак, ГП развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия одной из своих целей ставит повышение уровня продовольственной независимости (безопасности) страны. При этом нужно обратить внимание на то, какова продовольственная «назависимость» нашей страны сегодня. Согласно отчётам сразу нескольких аналитических центров, уровень импорта мяса и мясной продукции в России сегодня составляет 25% (каждый четвёртый килограмм мяса на российском рынке – импортный), молока и молочной продукции (вместе с сухим молоком) – около 30%, уровень импорта фруктов и овощей доходит до 59-60%, растительного масла - 24%.
Казалось бы, что если немного поднажать, то можно без особых проблем добиться того уровня отечественного производства, который определён в Госпрограмме, и превратить Россию в мирового лидера по производству качественной сельхозпродукцией, способной выступить одним из локомотивов экономики. Несмотря на всю амбициозность целей и задач ГП, недостижимыми и невыполнимыми они вовсе не выглядят. Или лучше так – не выглядели бы, если бы не одно но. Это самое «но» касается необходимости вкладывать деньги в сельское хозяйство даже не с целью развития оного, а с целью подгонки его стандартов под стандарты ВТО. То есть на бытовом уровне примерно так: чтобы российскую репу поставить на международный рынок по льготным пошлинам, нужно эту репу выращивать так-то и вот так-то. Не будем «так-то и вот так-то», значит голландцы, японцы или шведы не соизволят российскую гипотетическую репу на свои рынки «пущать», зато своей «репой» наши прилавки закидают в любом случае…
Выходит, что сам посыл сельскохозяйственной программы, которая будет реализовываться до 2020 года, вступает в противоречие с нормами ВТО. Почему? Да потому что боссы Всемирной торговой организации нам (России) дают 5-7 лет, для того чтобы мы (Россия) хорошо подумали, как выстроить свой сельскохозяйственный рынок. И это только по так называемым «чувствительным» группам товаров. Для ряда других товаров – срок и вовсе не более 2-х лет. По истечении этого срока мировой производитель, выстроим мы что-то или не успеем этого сделать, попрёт в Россию, завлекаемый вытребованным снижением пошлин для иностранных товаров. Учитывая то, что РФ приняли в ВТО в августе прошлого года, почти полтора года из упомянутого срока уже прошло.
Обращаясь к документу, подписанному представителями российской власти 22 августа 2012 года при вступлении России в ВТО, нужно отметить, что в ближайшее время Российская Федерация должна будет пойти на снижение пошлин в отношении всех сельскохозяйственных и сопутствующих товаров. Так, например, пошлины на молоко и молочные продукты снизятся в среднем на 5%, рыбное сырьё (если относить рыбу к с/х) – на 5%. Снижение пошлин на фрукты и овощи – 1,5 раза (по некоторым видам овощей – снижение почти в 2 раза). Существенное снижение пошлин ожидает и ввозимые из-за рубежа минеральные удобрения, корма для животных. 31 декабря 2019 года должен пасть последний бастион – квотирование на ввоз иностранной свинины.
В этой связи можно отметить наличие определённого казуса: с одной стороны правительственная программа требует от российских сельхозпроизводителей увеличить производство по всем видам сельскохозяйственной продукции, а с другой стороны российское правительство обязуется поэтапно открывать внутренний рынок для импорта. Такая ситуация может привести к развитию следующего сценария: российским фермерам придётся пойти на снижение цены произведённой продукции, подготовленной для реализации на внутреннем рынке. В противном случае более доступный по цене импортный сельскохозяйственный товар, сегодня больше напоминающий достижение химической промышленности, будет и дальше вытеснять российскую продукцию: от овощей и фруктов до мяса и молока. Уже сейчас увидеть на прилавках крупных торговых сетей (особенно в зимнее время) российские яблоки, капусту или картофель практически невозможно. Полки изобилуют идеально чистыми, неестественно лоснящимися, не «обсиженными мухами» (мухи и те на это не садятся…) польскими, голландскими, испанскими, турецкими, израильскими и прочими сельскохозяйственными продуктами. И это ещё до масштабного снижения пошлин на ввоз. Можно предположить, что будет после того, когда все обязательства перед ВТО Россия выполнит…
Но выживут ли крестьянско-фермерские хозяйства в том случае, когда от них потребуется ещё и удешевление готовой продукции? И сейчас-то многие фермеры вынуждены продавать свою сельхозпродукцию перекупщикам по грошовой цене. Что будет дальше? Работать себе в убыток никто не хочет, но если руководствоваться требованиями ВТО и задачами, озвученными в Госпрограмме, то либо работать в убыток придётся, либо придётся просто заколотить досками свои фермы, пахотные земли отдать под коттеджную застройку, коров пустить под нож.
Но ведь так уже в нашей стране было. Достаточно вспомнить ситуацию 1992-1993 годов, когда даже крупные правительственные чиновники заявляли о том, что для России выгоднее пустить лишние пару веток труб по перекачке углеводородов в Европу, чем выращивать картошку или морковь на своих полях. Тогда так и поступили… Сегодня разве что в области сбора зерновых наблюдаются существенные подвижки. Россия снова стала одним из экспортёров зерна, вот только нужно отметить, что сбор зерновых никак не достигнет уровня 1992 года. Уровень производства мяса сегодня в 1,6 раза ниже показателя 1992 года. Такая ситуация – это эхо 90-х, когда стратегический ресурс России – её пахотные земли (а это 10% всех пахотных земель планеты) - приходили в полное запустение, когда слово «колхоз» становилось синонимом разрухи и бесперспективности, когда проявилась тенденция полного уничтожения отечественной сельскохозяйственной отрасли с одновременным победным шествием «ножек Буша» по стране. Наличие работы на селе стало чуть ли не нонсенсом, люди были вынуждены покидать насиженные места, бросать хозяйства и искать лучшей жизни в крупных городах. И сегодня мы хотим повторить этот ещё раз? Но разве не смертельной будет эта дополнительная инъекция?..
Если хотим добиться упомянутой в программе продовольственной независимости, то боссам ВТО это нужно, как говорится, популярно разъяснять. Чего уж греха таить, в задачи этих самых боссов уж точно развитие российской с/х отрасли не входит. Значит, пора поработать и с самими боссами, и с ВТО в целом… По Сирии ведь смогли поработать, по развитию ТС - тоже, а здесь – неужели всё столь сложно…
Ну, это в том случае, если такая работа вообще входит в интересы госчиновников, как и развитие, собственно, сельского хозяйства…
Автор Володин Алексей