Иран выгодно "продал" свою ядерную программу
После продолжавшихся без малого неделю напряженных переговоров в Женеве, «шестерка» международных посредников (Россия, США, Китай, Британия, Франция и Германия) и Иран достигли соглашения по ядерной проблеме. Эту сделку уже успели назвать «исторической». "Дипломатия проложила путь к более безопасному миру", - провозгласил президент США Обама. Впрочем, достигнутые договоренности не ставят точку в истории с ядерными амбициями Тегерана – скорее, многоточие.«Мы пришли к соглашению», - написал в своем "Твиттере" министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф.
Что получает от Ирана международное сообщество, опасающееся, что в скором времени Исламская Республика станет обладательницей ядерного оружия?
По словам американского президента Барака Обамы, Тегеран соглашается отказаться от размещения новых центрифуг для обогащения урана, допустить на свои ядерные объекты международных инспекторов и заморозить строительство реактора на тяжелой воде, технически способного вырабатывать оружейный плутоний.
"Иран согласился на целый ряд дополнительных мер. Существенно расширяются возможности МАГАТЭ контролировать ядерную программу Ирана, и у нас есть полная уверенность, что Иран будет добросовестно сотрудничать с агентством", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, призвав "ослаблять нажим на Иран".
Что получает от «женевской сделки» Иран?
В ответ на свои уступки Тегеран получает частичное смягчение экономических санкций. Как сообщают СМИ, речь идет прежде всего о размораживании иранских зарубежных активов на сумму $4,2 млрд.
Президент США Обама назвал достигнутые договоренности первым, но важным шагом, открывающим путь к дальнейшим переговорам по всему комплексу вопросов, волнующих мировое сообщество.
В качестве «страховки» заявлено, что если в течение полугода международное сообщество не увидит выполнения иранскими партнерами обещанного, то санкции будут восстановлены в полном объеме.
"Более широкая архитектура санкций будет оставаться нетронутой и мы продолжим жестко их применять», – заявляет Барак Обама, призвавший Конгресс не принимать новых санкций против Ирана в связи с достигнутым соглашением.
Напомним, что прогресс в решении проблемы стал возможным после избрания президентом Ирана умеренного Хасана Роухани в июне 2013 года, однако первый раунд переговоров, состоявшийся в Женеве 7-9 ноября, завершился безрезультатно.
Несмотря на оптимистические ноты, звучащие по поводу женевских договоренностей, далеко не все спешат радоваться сделке между «шестеркой» и Тегераном. Прежде всего – в Израиле. Премьер-министр этой страны последние дни провел в напряженных переговорах, пытаясь предотвратить заключение сделки, которая, как считают в Израиле, будет на руку одному лишь Ирану, вовсе не собирающемуся отказываться от планов создания ядерного оружия. Согласно израильской точке зрения, смягчение санкций даст передышку иранскому режиму и поможет ему еще более приблизиться к получению оружия массового уничтожения.
«Израиль не может присоединиться к мировому ликованию, основанному на обмане и самообмане, – говорится в заявлении израильского министра разведки Ювала Стейница, отвечающего в кабинете за вопросы, связанные с иранской ядерной проблемой. – Это плохое соглашение, затрудняющее поиски приемлемого решения в будущем. Подобно провалившемуся соглашению с Северной Кореей, нынешние договоренности могут фактически приблизить Иран к обретению бомбы».
Барак Обама решил успокоить израильского премьер-министра Нетаньяху, поговорив с ним по телефону в воскресенье. Но очень сомнительно, что президенту США удастся найти слова, которые смогут смягчить в Израиле недовольство женевскими соглашениями.
Тем более, что и среди американских политиков многие относятся крайне скептически к возможности обуздать дипломатическими реверансами аппетиты иранских правителей. Так, сенатор-республиканец Марк Кирк уверен, что смягчение антииранских санкций предоставит государству, которое США считают спонсором терроризма, миллиарды долларов в обмен на косметические уступки. А другой сенатор-республиканец Марко Рубио считает, что женевское соглашение делает «ядерный Иран не менее, а более возможным». По его мнению, сделка с Тегераном наносит удар по американским союзникам в ближневосточном регионе (наверняка имеется в виду, в первую очередь, Израиль – впрочем, и аравийские монархии тоже испытывают серьезные опасения по поводу возможного усиления Ирана) и «направляет неправильный мессидж иранскому народу, который продолжает страдать под репрессивным правлением своих вождей, думающих только о своем собственном самосохранении».
Автор Андрей Яшлавский