Как создавали "Тополь-М"
07 сен, 2012 0 Комментариев 449 Просмотров

Как создавали "Тополь-М"

Как создавали "Тополь-М"

04.09.2012 исполнилось 75 лет Герою России, заслуженному машиностроителю РФ, кандидату технических наук генерал-лейтенанту Владимиру Болысову.

Если когда-нибудь мне придётся снять документальный фильм о том, как в смутное постперестроечное время ракетчики «прорастили» новые модернизированные «Тополя» - гордость нашей сухопутной составляющей стратегической триады, - то главным героем моей картины станет Владимир Болысов. Первый и единственный вооруженец РВСН, награждённый звездой Героя России.

Так уж повелось, что ракетчиков ордена и медали обычно обходят стороной. Всё-таки самые «мирные» войска, как некоторые считают. Но если, не приведи, конечно... им всё же придётся повернуть тот самый ключ, то и награждать-то будет поздно! А то, что, почти на неделю пропадая для семьи, они спускаются в подземелье, где воздух невесомо чист, и напряжённо отрабатывают там сотни сигналов... На то оно и боевое, это дежурство!

Что уж говорить о вооруженцах, конструкторах, разработчиках наших ракет. О них и вовсе вспоминают лишь при авариях. А ведь есть ещё и бессонные ночи, что коротают они за чертежами в этом своём научном схимничестве, «забываясь» на недели, месяцы, годы, о том, что дома ждут жена и дети. Есть преодоление стрессовых ситуаций во время испытаний, решений сложнейших научно-технических задач - это тоже подвиг, известный только им одним. Но об этом почему-то очень редко говорят, пишут в газетах, снимают кино...

После трёхчасовой беседы с Владимиром Болысовым - а он редко даёт интервью - думалось только о том, что газетный очерк не обладает арсеналом тех выразительных средств, что документальная кинолента. Не передать словами, застывшими петитом на бумаге, как в суматошной круговерти дней они забывают обо всём, кроме «дела». Согласования, совещания, споры, поиски технических решений, удачи и неудачи при испытаниях... И снова прения, совещания, согласования... А затем - опять испытания в КБ, на заводах или полигонах... Поиск решений очередных проблем, а они неизбежны. Не было ещё такого комплекса, который бы удалось «собрать» так же легко, как, скажем, детский конструктор. Реально создание ракетных комплексов - вечный поиск решения тех или иных проблем, без этого - никак.

Почти треть века генерал-лейтенант Болысов непосредственно и активно участвовал в создании, испытании и постановке на боевое дежурство целого семейства ракетных комплексов. Некоторые из них и сегодня составляют группировку РВСН.

Боевые ракетные комплексы имеют несколько поколений. Многие из них теперь можно увидеть лишь в музеях и документальных кинолентах. Как и ту самую ракету Р-12, на которой в преддверии Карибского кризиса он ещё лейтенантом - начальником отделения - дежурил в Белоруссии. Кстати, как это ни удивительно, но Владимира Ивановича можно отнести к числу первопроходцев РВСН. Служить в них он начал через три месяца после того, как возник этот самый грозный вид, а ныне род войск. У него тогда, правда, были другие планы - после окончания Военно-воздушной академии имени А.Ф. Можайского он хотел летать бортинженером на стратегическом бомбардировщике. И как он ни противился повороту судьбы, рапорты о направлении в ВВС где-то терялись. Нечто подобное, кстати, мне приходилось слышать от многих генералов Ракетных войск, видимо такая она, ракетная судьба...

Жизненный путь Владимира Болысова вряд ли можно втиснуть в какие-то «рамки». Детство, омрачённое войной. Блокадный Ленинград.

- В моей памяти сохранились многие тяжёлые эпизоды, - вспоминает Владимир Иванович, не вдаваясь в подробности. - В таких ситуациях дети быстро взрослеют и память становится цепкой...

Это свойство памяти отличает его от многих. Он помнит почти наизусть все дописанные за него газетчиками диалоги, переиначенные комментарии. Потому-то и не любит встречаться с журналистами, относится к ним с некоторым недоверием. Оттого и общение с ним было столь интересным, что я не кинодокументалист.

Мне не раз приходилось слышать, что генерал Болысов немало сделал, чтобы улучшить тактико-технические характеристики тех ракетных комплексов, на которых «стратеги» несут свою боевую вахту и по сей день. Это и «Воеводы», укрывшиеся в Оренбуржье и Красноярском крае, и «Тополя», «рассаженные» по всей России, и, конечно, «Стилеты», которые уже более 30 лет несут дежурство. Многое было доработано в них не без его участия, в том числе и возможность оперативного переприцеливания, расчёта полётных заданий непосредственно на пусковых установках, и способность наших мобильных «Тополей» проводить пуск с любой точки маршрута боевого патрулирования. Неудивительно, что, перешагнув порог его кабинета, я знал, с кем имею дело. Но обо всём этом он, видимо из скромности, не сказал ни слова. Разговор мы повели о том, как повышалась стойкость наших комплексов к поражающим факторам ядерного взрыва, их автономность и, разумеется, точность...

Звание Героя Российской Федерации генерал-лейтенант Болысов получил после успешного испытания известного всему миру комплекса «Тополь-М». Это было тяжёлое время, время «чудовищных», как выразился мой собеседник, перемен. Этот эпитет им так же выстрадан, как и сама ракета, которая стала знаковой в его биографии.

- То, что произошло в 1990-е, - это обвал. Развалилась кооперация боевого ракетостроения. Она формировалась десятилетиями, и вдруг в один момент её предприятия оказались в разных государствах. А требовалось создание ракетного комплекса с качественно новыми характеристиками, но в рамках ограничений, предусмотренных международными договорами. Надо сказать, что сам замысел нового ракетного комплекса был рождён ещё при Советском Союзе. Эту тему кроме Московского института теплотехники прорабатывали и НПО «Машиностроения», начинались работы КБ «Южное» (Украина), но однозначных решений о разработке и облике комплекса не было. И в такой ситуации всё вмиг приходит в упадок. Предприятия нищают, специалисты разбегаются в поисках оплачиваемой работы, чтобы прокормить семью. Многие учёные торговали на рынках заграничным ширпотребом. Как в известной песне Трофима, когда конструктор-инженер вдруг стал «продавцом седьмого ряда». Такие тогда были времена. Да и военным приходилось несладко: кто-то разгружал вагоны, другие - снимали погоны...

- Всё разрушалось, Военно-промышленной комиссии при правительстве не стало, как, впрочем, и оборонных министерств. Вместе с ними исчезло проведение единой государственной политики в «оборонке». Утрачивались технологии, разбегались специалисты, - продолжает Владимир Болысов. - Профессора торговали в ларьках, занимались частным извозом. И у нас, и на Украине люди покидали КБ. Развал шёл так быстро, что медлить было нельзя. Требовались срочные решения, нужна была реальная проектная тема. Как раз в это время главнокомандующий РВСН генерал армии Юрий Павлович Максимов поставил нам (я тогда был первым заместителем начальника Главного управления ракетного вооружения) задачу возглавить формирование тактико-технических требований к новому комплексу. Речь шла о существенной модернизации «Тополя». Именно благодаря этому проекту удалось вернуть в КБ и на заводы специалистов. А тех, кто уже собирался увольняться, удержать. Люди опять поверили в то, что они нужны. Московскому институту теплотехники в тесном взаимодействии с военными удалось в короткий срок создать чисто российскую кооперацию предприятий по разработке и производству боевых ракетных комплексов. Проявился высочайший профессионализм специалистов института, смежных предприятий, военных.

Понятное дело, денег катастрофически не хватало. Поэтому прежний опыт разработки не всегда был достаточным. К тому же ракета должна была использоваться как в шахтах, так и в мобильных ракетоносцах. Как известно, в феврале 1993 года указом Президента Российской Федерации создание такой ракеты было поручено Московскому институту теплотехники. Ситуация осложнялась тем, что МИТ до этого ракетных комплексов шахтного базирования не делал. Тут возникли новые трудности...

Только на Украине осталась треть разработчиков и изготовителей. По словам Владимира Ивановича, чего стоит только днепропетровское КБ «Южное». А как сбросить со счетов харьковские, киевские и другие предприятия? Словом, те задачи, которые решались на Украине, в Белоруссии, других республиках, должны были взвалить на свои плечи сотни российских КБ и заводов. С этим созданная российская кооперация справилась более чем успешно.

- Работая над компексом, требовалось пунктуально придерживаться международных договоров, что, безусловно, влияло и на некоторые конструкторские решения. Однако, несмотря на эти сложности, удалось существенно улучшить характеристики создаваемой ракеты по сравнению с его предшественником «Тополем»: и не только благодаря новой системе управления...

Генерал Болысов глубоко вздыхает, выдерживая значительную паузу. Вспоминая, как из-за пресловутого финансового вопроса пришлось даже перестраивать методики стендовых испытаний. Их надо было сделать более информативными, охватывающими широкий спектр различных параметров при каждом испытании.

- Мы не шли на риски в отработке, - поясняет Владимир Иванович. - Понимали, что результаты первого пуска определят судьбу этого комплекса. Многие сомневались в возможностях его создания, имея в виду состояние промышленности в стране и экономики в целом. В Минфине, других административных органах некоторые считали его обременительным и не очень-то необходимым. Поэтому продолжение разработки комплекса в значительной степени зависело от успеха или неудачи при первом пуске ракеты. В той внутриполитической и экономической ситуации в России при неудаче проект могли и закрыть.

К тому же пацифисты и псевдопоборники демократии кривословили на разные лады. Угрозы, мол, нет и быть не может. За рубежом - одни друзья, нам никто не собирается угрожать и военно-политическое давление при решении спорных международных вопросов - пережиток «холодной войны». Находились тогда и горячие головы, предлагавшие «оптимизировать» РВСН до трёх-четырёх дивизий...

«Экспертные» заключения прозападных экономистов усыпляли бдительность общественности и настраивали её против людей в погонах. Ангажированные журналисты подливали масла в огонь: мол, армия жирует. Давайте возьмём у неё деньги, тогда-то и заживём!..

- Поэтому первый пуск и должен был быть в «десятку», - подчёркивает генерал Болысов. - Всё дорабатывали до мелочей. Сначала теплозащиту в двигателе первой ступени. Затем необходимо было довести до ума рулевые приводы. Столкнулись мы и с целым рядом других сложностей. Например, обязательное завершающее огневое испытание двигателя первой ступени перед первым пуском могло быть сорвано из-за того, что испытательный стенд основательно вышел из строя, а на подходе - холода. Возникла угроза срыва на несколько месяцев огневого испытания этого двигателя, а следовательно, и пуска ракеты. И только благодаря титаническим усилиям специалистов НИИ геодезии, поддержке Минэкономики в лице заместителя министра Вячеслава Фёдоровича Мозгалёва стенд был практически заново создан всего за месяц. Проведены столь необходимые зачётные испытания двигателя, что позволило выйти на пуск. Конечно, все неплановые доработки сдвигали вправо начало лётных испытаний. Но для нас качество работ было прежде всего. Правда, некоторые злословили, что я, мол, специально затягиваю испытания. Хочу послужить подольше. У меня уже подошёл предельный возраст. Я не обращал на это внимания. Думал: вот пустим ракету, тогда и поговорим...

На выстраданном, первом пуске модернизированного «Тополя» мой коллега по «Красной звезде» - полковник теперь уже запаса Александр Долинин - стоял рядом с генералом Болысовым. Он своими глазами видел, как вооруженцы шептали молитвы, свято соблюдая неписаные ритуалы. Волновался и Владимир Иванович. Может быть, как никогда...

За несколько минут до того, как ракета простилась с землёй, тогдашний главком РВСН генерал-полковник Игорь Сергеев обратился к нему: «Владимир Иванович, есть ли где-нибудь слабина в отработке? Ты ни в чём не сомневаешься?»

Он ответил: «Товарищ главнокомандующий, несмотря на все сложности, в которых проводилась наземная отработка ракеты, сомнений нет».
Слушая Владимира Ивановича, я снова и снова сожалею о том, что газетная полоса не может передать той эмоциональной окраски, с которой он рассказывает об этом. Не без гордости говорит он сегодня о том, что ракетный комплекс «Тополь-М» стал базовым в группировке РВСН.

В биографии генерал-лейтенанта Болысова более 100 испытательных пусков стратегических ракет. Однако именно участие в создании «Тополя-М» и его испытания он считает «апофеозом своей карьеры». Даже дату эту Владимир Иванович помнит наизусть: 20 декабря 1994 года. К сожалению, он не стал тогда героем телесюжетов. Зато стал Героем России. Неспроста. Многое, о чём пока ещё не время рассказывать, возможно, послужит материалом для будущих сюжетов...

Вскоре после этого пуска он ушёл в запас. Причиной стал не только возраст, но и настигнувшие болезни. Однако, невзирая на них, Владимир Иванович всё так же приносит пользу Ракетным войскам и нашей «оборонке». Как заместитель генерального директора ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», он внёс существенный вклад в организацию на предприятии изготовления аппаратуры боевого управления ракетных комплексов РВСН, бортовой аппаратуры оперативно-тактического комплекса «Искандер», управляемых снарядов «Краснополь», «Китолов», крылатых ракет «Яхонт», «Брамос». Не случайно в 2007 году ему присвоено звание заслуженного работника промышленности Удмуртской Республики.
Автор Дмитрий Андреей
http://www.newsland.ru/news/detail/id/1031651/

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация