Грозное авиасообщение
Чечня переориентирует авиационные рейсы на исламские страны. Как в начале 1990-х.Чеченская республика готовится к открытию постоянного авиасообщения с крупнейшими и наиболее влиятельными мусульманскими странами на планете. Как сообщил в эти выходные в своем Instagram глава республики Рамзан Кадыров, на встрече с шейхом Фавасом Аль-Халифом из королевской семьи Бахрейна им была достигнута договоренность о создании совместной авиакомпании. Соглашение о сотрудничестве планируется подписать уже в ближайшие дни.
Планируется, что после официального подписания документа уже до конца этого ноября в Чечню приедут специалисты принадлежащей шейху саудовской авиакомпании «Ara» с целью установки нового аэронавигационного оборудования в аэропорту Грозного. Также заявляется о том, что впоследствии чеченские специалисты поедут перенимать опыт коллег за рубеж.
Кадыров сообщает о своем намерении превратить аэропорт города Грозный в международный транзитный узел, обновить авиапарк и открыть новые маршруты, включая регулярные рейсы в Саудовскую Аравию, Бахрейн, ОАЭ и Индонезию. Примечательно, что на сегодняшний день из столицы Чечни самолеты постоянно летают только в два российских города: Москву и Сургут.
Экспертам совершенно непонятно, зачем потребовалось модернизировать аэропорт Грозного, ведь он уже имеет статус международного по своим техническим возможностям. Его единственная взлетно-посадочная полоса способна регулярно принимать самолеты Як-42, Ту-154, Boeing 737 и Boeing 757. Метеорологическая и курсо-глиссадная системы аэропорта являются современными и новыми.
Пока пассажирский авиапоток Чечни относительно невелик. В Грозном базируется только одна авиакомпания «Грозный-Авиа», созданная в 2007 году. Ее парк насчитывает всего четыре самолета Як-42. Ранее сообщалось о намерении руководства республики дополнительно купить восемь лайнеров Superjet SSJ-100.
- Я не очень верю в перспективы это проекта, - заявил гл. редактор портала avia.ru, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы Российской Федерации Роман Гусаров.
– Во-первых, совершенно не понятно, на какой юридической базе будет обновляться аэронавигационное или сигнальное оборудование. Ведь по федеральному законодательству и все оборудование, и все плоскостные сооружения, и взлетно-посадочная полоса, и весь рулежный комплекс являются федеральной собственностью. Это означает, что никакой частный инвестор, тем более, зарубежный, не может инвестировать деньги в модернизацию оборудования аэропорта. Вкладывать в гостиницы, в обслуживание пассажиров в сфере питания, связи, других услуг – может. И очень часто такие структуры, как, например, в Домодедово, находятся в частных руках. При этом за эксплуатацию каких-то площадей аэровокзального комплекса они платят государству арендные платежи. Трогать все, что связано с безопасностью полетов, включая, конечно, навигационный комплекс, Минтранс никогда не позволит. Поэтому, даже если предположить теоретически, что нашелся частный инвестор, готовый вложить деньги в реконструкцию самого аэропорта, на это есть жесткий запрет со стороны государства.
Вторая причина сомневаться в реальности проекта кроется в том, что совершенно непонятно, кого из Грозного можно массово и регулярно возить в страны Ближнего Востока. Просто по численности своего населения Чечня не может сгенерировать большой постоянный поток пассажиров, особенно, если учесть число платежеспособных жителей, могущих заплатить за авиаперелеты. Ведь в республике – это признано официально – самое большое наравне с Москвой имущественное расслоение в Российской федерации.
«СП»: - В сообщении от имени Рамзана Кадырова говорится о создании здесь транзитного узла. То есть расчет на пассажиропоток из других регионов.
- Опять же, чисто теоретически можно было бы порассуждать о создании в Грозном некого транзитного узла на ближневосточном направлении именно в бюджетном сегменте. То есть, небольшие самолеты делали бы посадку, мусульмане из других регионов делали бы здесь пересадки. Но надо понимать, что такой поток даже в перспективе потенциально был бы совсем невелик, и привлекательность чеченской столицы могла бы быть для путешественников только в предложении очень дешевых цен. То есть этот аэропорт стал бы перевалочным пунктом для лоукостеров. В совокупности эти факторы никак не позволили бы окупить затраты в модернизацию навигационного и осветительного оборудования, что никогда не стоит дешевле десятков – чаще сотен – миллионов долларов. Любой частный инвестор всегда бежит от таких затрат. Предложи даже в Екатеринбурге или Санкт-Петербурге частным компаниям проинвестировать в такую реконструкцию - желающих не найдешь!
Обычно в таких проектах коммерческие структуры предлагают деньги государству в долг и под хорошие проценты. Частный инвестор категорически не готов рисковать сам по таким проектам. И это разумно, ведь такие вложения никогда не окупятся, именно по этой причине такие инвестиции всегда делает именно государство. А тут приезжает из-за рубежа частный владелец авиакомпании из далекого для нас, в том числе в экономическом отношении, Бахрейна и просто в оперативном порядке предлагает вложить большие суммы! Нестыковочка выходит…
«СП»: - То есть вы не верите в бизнес-перспективы такого проекта?
- Скажем так, я уверенный пессимист в отношении такого бизнеса. И ведь есть другие несостыковки.
Перечислю. А зачем вообще нужно реконструировать оборудование аэропорта в Грозном? Я прекрасно осведомлен о его состоянии – оно прекрасное. Все техническое оснащение этого аэропорта позволяет с запасом принимать все те пассажирские рейсы на Ближний Восток и в Азию, которые сюда только можно перевести. Да, при восстановлении после войны аэропорт таким образом реконструировали, чтобы он не мог обслуживать полеты тяжелой военной техники. То есть, бомбардировщиков. Но на гражданские перевозки его возможностей хватит с большим запасом. Из Грозного сегодня можно организовать чартерные рейсы в любую точку России и в любой город за рубежом. Для этого ничего не надо реконструировать, аэропорт сегодня полностью соответствует международным требованиям и нормам.
При этом заявляется также об отправке на Ближний Восток из Чечни каких-то специалистов на обучение. Но для обслуживания грозненского аэропорта нужно очень мало людей, все они есть в наличии. Установить не согласованное с Минтрансом оборудование не получится, и таких специалистов готовят у нас в России. Почему их надо готовить именно на Ближнем Востоке? Кадыров пишет о закупке 8 новых самолетов, при этом ранее сообщалось, что это будет наш SSJ-100. Его эксплуатации не учат в Бахрейне.
«СП» - Зато политические лидеры в этом регионе уже много десятилетий воспринимают Россию как не нужного им конкурента на мировом рынке нефти…
- В рамках данного проекта получается, что эта модернизация не разрешена российскими законами, не нужна для гражданских рейсов, заведомо не окупаема. Но почему-то частный иностранный инвестор очень хочет вложить в нее деньги и приглашает на Ближний Восток на обучение чеченских специалистов?
- Возобновление регулярного воздушного сообщения Чечни с мусульманскими странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии свяжет их более тесными узами. И, совершенно очевидно, что ключевую роль в этом процессе будет играть Саудовская Аравия, - комментирует директор Института проблем глобализации (ИПРОГ) Михаил Делягин. - Собственно, так это и было при прежних руководителях республики.
«СП» - Вы имеете в виду самопровозглашенную Ичкерию и ее лидеров Джохара Дудаева и Зелимхана Яндарбиева? Тогда аэропорт Грозного назывался «Шейх Мансур».
- При этом новые руководители также стремятся добиться полной политической свободы, всецело выйти из-под опеки федеральных властей. Такую же политику, собственно, вели и прежние руководители.
Однако сегодня степень реальной самостоятельности Чечни и ее руководства от федеральных властей в Москве уже значительно выше, чем при тех лидерах, которых вы вспомнили…
СПРАВКА
В 1977 году был введен действие новый аэропортовый комплекс с искусственной взлетно-посадочной полосой и базированием скоростных пассажирских авиалайнеров типа Ту-134, связавших Чеченскую Республику с регионами СССР. Новый аэропорт получил название «Аэропорт Северный».
В смутное время войны 1990—2000 гг. аэропорт несколько раз менял свое название:
• 1990 год — Аэропорт Шейх Мансур
• 1995 год — Аэропорт Северный
• 1996 год — Аэропорт Шейх Мансур
• 2000 год — Аэропорт Северный
После окончания второй войны и начала относительно мирной жизни в республике, началось постепенное восстановление аэропорта.
В течение 1999—2006 гг. в процессе восстановления аэропорта взлетно-посадочная полоса была расширена и удлинена, была создана современная дренажная система. Появился аэропортовый комплекс, способный принимать Ту-154 и Ил-62.
Аэропорт располагает одной взлётно-посадочной полосой размерами, оборудованной современной курсо-глиссадной системой ILS СП-90, светосигнальной системой высокой интенсивности фирмы «ТРАНСКОН» (Чехия), автоматизированной метеорологической системой КРАМС, что позволяет принимать воздушные суда с высокой регулярностью и безопасностью полётов.
В будущем планируется на прилегающей территории аэропорта построить пятизвездочную гостиницу и создать современную парковку для автомобилей. Также в планы по развития аэродрома входит удлинение ВПП на 1100 метров, что позволит аэропорту принимать самолёты практически всех типов.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Фото: Антон Денисов/ РИА Новости