Схватка за Арктику: ледокольное превосходство России
С прискорбием приходится констатировать факт того, что за последние два с половиной десятилетия наша страна спускалась всё ниже и ниже по ступеням научно-технического прогресса. В некоторых сферах прогресс сменился первоначально стагнацией, а затем стагнация и вовсе сменилась откровенным регрессом. Однако, несмотря на годы тотального недофинансирования и большей озабоченности политическим пиаром и, скажем так, хлебом насущным, остались те технические сегменты, которые не деградировали и сохранились на приемлемом уровне. Одним из таких сегментов является ледокольный флот России, который сегодня представляется самым внушительным в мире.Почему речь зашла именно о ледокольном флоте? Причина в том, что с некоторых пор всё большее число государств склонны обращать своё внимание на Арктику - геостратегический регион с его несметными богатствами. Очевидно, что планы по активному вмешательству в, скажем так, делёж большого арктического пирога невозможен без наличия у того или иного государства кораблей, способных эффективно работать в суровых условиях Севера. Россия такими кораблями располагает. Конкурирующие в вопросах освоения Арктики государства на данный момент по уровню развития ледокольных флотов отстают от России. Чтобы такое преимущество РФ сохранялось и в дальнейшем, ледокольную группу Российской Федерации необходимо обновлять и дополнять, так как закладка всех остающихся на ходу атомных ледоколов происходила ещё в бытность существования на карте мира такого государства как СССР. Большинство ледоколов удалось сохранить и модернизировать. Но хватит ли этого для удержания ведущих позиций с точки зрения наличия ледокольного флота в Арктике?
Если говорить о крупнейших ледоколах, которыми располагает Россия на сегодняшний момент, то флот выглядит следующим образом:
Атомный ледокол «50 лет Победы» (проект 10521). ОН является самым крупным не только в России, но и в мире. Габаритная ширина этого гиганта составляет 30 метров, максимальная длина - около 159,6 метров, осадка - 11 м, мощность на валах (энергетический поток, направляемый на валы от движительной установки) - 49 МВт, пропульсивная мощность - 54 МВт. Водоизмещение - 25168 тонн. Максимальная толщина льда, с которой призван справляться ледокол, составляет 2,8 м. Экипаж - 106 человек (в наши дни). Введён в эксплуатацию в 2007 году ОАО «Балтийский завод» (закладывался ещё в 1989 году).
Не многим отстаёт по техническим параметрам от «50 лет Победы» атомный ледокол «Ямал». Спущен на воду в 1992 году (закладка 1986 года). Длина - 148 метров, ширина - 30 метров, осадка - чуть более 11 м. Водоизмещение - 23000 тонн. Пропульсивная мощность - 54 МВт. Производитель - Балтзавод (Санкт-Петербург). Рассчитан на максимальную толщину льда 2 метра. На деле работает во льдах до 2,7-2,8 м. Экипаж - до 150 человек.
Атомный ледокол «Таймыр». Главное направление использования - навигация по сибирским рекам (устья рек). Закладывался в советское время в Финляндии. Заказчик, естественно, Советский Союз. Максимальная длина - 151,8 м, ширина - 29,2 м, водоизмещение - 21000 тонн, пропульсивная мощность - 35 МВт. Осадка 8,1 м. Расчёт на максимальную толщину льда - 1,77 метра.
Атомный ледокол «Вайгач». Относится к тому же проекту, что и ледокол «Таймыр» (проект 10580). Закладка происходила на той же верфи, на которой закладывался АЛ «Таймыр», вводился в эксплуатацию в 1990 году на Балтзаводе.
До недавнего времени в состав атомфлота входили ещё и такие ледоколы как «Советский Союз» (выведен из состава флота в 2010 году) и «Арктика» (выведен из состава флота в 2008 году).
Помимо атомных ледоколов свою непростую службу в арктических и антарктических широтах ведут дизель-электрические ледоколы, среди которых «Санкт-Петербург» проекта 21900 (закладка 2006 года, введён в эксплуатацию в 2009 году), «Москва» того же проекта (введён в эксплуатацию в 2008 году), «Капитан Николаев», «Академик Трёшников» (введён в 2012 году), «Ермак» (1974 года ввода в эксплуатацию).
Группировка вроде бы внушительная, но для решения тех задач, которые озвучивает российское руководство сегодня и такой группировку может оказаться недостаточно. Главное направление будущей работы - полномасштабное обеспечение работы Северного морского пути (СМП). Чтобы привлекательность этого направления транспортировки грузов для иностранных государств не теряла актуальности и в зимнее время (а это сверхзадача), нужны уникальные ледоколы, которые смогут преодолевать ледяные заторы толщиной около 3,5 м. Казалось бы, что решить такую задачу просто не под силу, но отрадно сознавать не только то, что под силу, но и то, что задача решается уже сейчас.
На всё том же Балтийском заводе (самой настоящей колыбели отечественного атомного ледокольного флота) в январе текущего года начато строительство ледокола нового проекта ЛК-60Я . Значение 60 в наименовании проекта говорит о том, что мощность (на валах) этой более чем 172-метровой махины составит 60 МВт (больше, чем у самого мощного на сегодняшний день АЛ «50 лет Победы»). Проектировщики увеличили и ширину ледокола - до 33 метров. Это позволит проводить по Севморпути контейнеровозы и иные суда подходящих габаритов, - те, которые сегодня даже при желании их владельцев не могут отправиться по СМП - ширина велика. Ядерные реакторы разработаны в опытном конструкторском бюро им. Африкантова, представляющем компанию «Росатом». Примечательно то, что максимальная посадка ледоколов проекта ЛК-60Я будет составлять 10,5 м - меньше, чем у того же АЛ «50 лет Победы». Это позволит такому ледоколу вплотную подводить суда к устьям некоторых сибирских рек. Ввод в эксплуатацию первого ледокола этого проекта (всего таких АЛ будет построено 3) намечен на 2018 год. Ему планируют дать присвоить легендарное имя «Арктика».
На этом обновление ледокольной группы России не останавливается. В планах - постройка настоящего арктического монстра 200-метровой длины и почти 40-метровой ширины, водоизмещением более 55,5 тыс. тонн мощность которого будет почти двукратно превосходить мощность действующего ледокола «50 лет Победы». Это проект ЛК-110Я. Именно он и должен будет превратить Севморпуть в торговый путь, действующий круглогодично, так как проектируется он с расчётом на работу во льдах около 3,5-3,6 м толщиной. Разработка реактора ведётся в упомянутом ОКБМ им.Африкантова.
По большому счёту, у российских атомных ледоколов в Арктике большой конкуренции нет и сейчас, но если у нас появятся ещё и новые корабли подобного типа с большей мощностью, то Россия сможет смело говорить о полной технической и технологической монополизации в этом регионе. В 2008 году американские конгрессмены выступили с заявлением о росте влияния российского ледокольного флота в Арктике. Тогда же было подсчитано, что США в ближайшие годы понадобиться не менее 3-х миллиардов долларов только лишь на то, чтобы начать реализацию собственного проекта по созданию мощных атомных ледоколов, способных работать в любых широтах Арктики. Но идея новых трат в момент большого кризиса как-то не пришлась по вкусу большинству, да и своего полноценного аналога Севморпути у США нет, а потому решили, что русских «потом догоним и перегоним». Кроме того, небольшая группа конгрессменов настаивала на том, что атомные ледоколы в Арктике скоро вообще будут лишними, ибо наблюдается глобальное потепление, таяние и всё в этом роде... Прошло 5 лет - в США в плане реализации ледокольных программ мало что изменилось, а в Арктике зимой по-прежнему случается за минус 45 и ниже (к вопросу о скорейшем потеплении и масштабном таянии льдов)...
Однако американцы - это далеко не единственные конкуренты России в Арктике. Не так давно китайский ледокол «Снежный Дракон» «прогулялся» по Северному морскому пути, видимо, проанализировав то, насколько свободно можно проводить здесь торговые суда из КНР в Европу.
«Гулял» он летом (2012 года), а летом и зимой СМП - это, как говорится, две большие разницы. В то же время в Интернете стала гулять шутка о том, сколько экипаж российского атомохода «50 лет Победы» возьмёт с китайцев, если вдруг их «Снежный Дракон» не успеет до сентября-октября отбыть домой... Шутка с намёком на мощность и габариты «Дракона»...
Однако шутки шутками, а свои ледоколы пустились строить не только китайцы. Южная Корея тоже вошла в число ледокольных держав, построив несколько лет назад «Араон» длиной 110 м и водоизмещением около 7 тыс. тонн. Не гигант конечно, но уже успел отметиться тем, что вывел российский траулер «Спарта» (дело, правда, было не в Арктике, а в Антарктике, но всё же) из ледяного плена.
Так что своё превосходство в плане работы ледокольного флота нужно доказывать не деле, продолжая строительство новых мощных машин, способных решать самые амбициозные задачи и в Арктике, и в любой точке мирового океана.
Володин Алексей