За двумя зайцами… Или какой выбор делать Украине?
Сегодня перед Украиной стоит необходимость решения очень важного для страны вопроса - войти в Евросоюз или присоединиться к Таможенному союзу. Удивительно, но никто даже не рассматривает вариант того, что страна самостоятельно сможет построить свое будущее, сохранив дружеские связи и взаимовыгодные отношения как с восточным соседом, так и западным сообществом. Всегда, начиная новое дело, имеется риск неудачи. Но ошибка, может стоить Украине потерей ее государственности и полного подчинения более сильному и удачливому соседу.Всегда лучше учиться на ошибках других. А опыт бывших стран советского блока, вошедших в ЕС, таких как Румыния, Эстония, Литва, Болгария и Латвия, лучше всего демонстрирует, что может ждать Украину в «европейском раю».
Вероятнее всего, Украина войдет в ЕС на правах неполноправного федеративного округа Западной Европы. Не имеющего права голоса Киев, обяжут выполнять все решения, принятые в коридорах Брюсселя. ЕС, конечно, потребует открыть украинский финансовый рынок для банков Европы. Но западным финансистам нет дела до развития экономики Украины. Войдя, на пока емкий украинский рынок, они сделают все, чтобы получить сверхприбыль. А то, что большинство граждан страны и предприятий окажутся в сетях долговых обязательств, в ЕС мало кого интересует. Руками банкиров европейские промышленники уничтожат украинских конкурентов, оставив только «отверточное» (сборочное) производство. Существует вероятность потери контроля над стратегическими и инфраструктурными украинскими предприятиями, если западники подсадят их на «долговую иглу».
Украина в советское время гордилась своим машиностроением. Сейчас этой отрасли трудно выживать в новых условиях, но надо отдать должное руководителям машиностроительной отрасли - они прилагают максимум усилий, чтобы сохранить украинский машиностроительный потенциал. Президент одного из крупнейших предприятий Украины АО «Мотор Сич» В. Богуслаев считает, что вхождение в ЕС губительно отразиться на всей экономике страны, включая и машиностроение. Один из доводов звучит достаточно убедительно - ведь сейчас в Европе 30% безработица, зачем вести страну в европейский «безработный парадиз». Есть еще один важный аргумент - Украина не готова перевести свою машиностроительную (и не только) продукцию на европейские стандарты, а, следовательно, украинские товары не будут востребованы на европейском рынке. Перед глазами незавидная судьба Румынии, Болгарии и прибалтийских государств, потерявших свою промышленность в угоду европейцам. Они теперь рады даже любому ремонтному предприятию, обслуживающему европейцев, на своей территории. Вряд ли Украина сможет сохранить и свое наукоемкое производство, став членом ЕС.
Существует достаточно большой риск того, что и оборонные предприятия окажутся на грани уничтожения: ведь европейские оружейники не потерпят нового конкурента на европейском плацдарме.
С другой стороны, российские власти, недовольные европейским выбором украинских властей, уже неоднократно продемонстрировали возможность принятия защитных мер в отношении украинских товаров. Например, введенный российской стороной, ужесточенный досмотр на российско-украинской границе, имел своей целью показать украинской стороне преимущества членства в Таможенном союзе. Подобные действия не являются попыткой разрыва связей между двумя государствами, а только предупреждают о возможном изменении условий товарооборота между странами. Если Украина примет окончательное решение о членстве в ЕС, самый ощутимый удар получит украинский оборонно-промышленный комплекс, Россия также увеличит цены на энергоносители, поставляемые Украине. Скорее всего, будут пересмотрены условия поставок по большинству уже заключенных контрактов, особенно в сфере научно-технического сотрудничества. Россия будет искать других поставщиков продукции, которую сегодня еще закупает в Украине. Например ОАО «Вертолеты России» уже уменьшили на 30% объем закупок двигателей у компании «Мотор Сич», найдя надежных поставщиков среди российских и западных предприятий.
Перейдя из состояния партнеров в ситуацию конкуренции, две страны будут вынуждены соперничать во многих сферах на мировом рынке. Победит тот, кто сможет произвести более качественную продукцию без нарушения сроков поставок. Учитывая экономическую ситуацию в обеих странах, вероятнее всего, российские предприятия, уже приспособившиеся к условиям жесткой конкуренции, одержат победу. А Украину, в этом случае, ждет увеличение уровня безработицы, снижение заработной платы и, как следствие, углубление социальных конфликтов в стране.
За уничтожением промышленного потенциала может последовать и разрушение сельского хозяйства Украины. Всем известно, что Европа страдает от перепроизводства продуктов питания и ЕС будет выгодно уничтожить конкурентов в лице украинских сельхозпроизводителей и одновременно получить дополнительный рынок для поставки европейских сельхозпродуктов.
Граждане Украины, потеряв работу, завязнув в долгах, будут вынуждены пополнить ряды дешевой рабочей силы в европейских странах.
Некоторые эксперты приводят статистику, что в настоящее время в Эстонии, Латвии и Болгарии, вступивших ранее в ЕС, 40% населения живут на грани нищеты, только 20% нашли работу в европейских компаниях и представляют собой средний класс, всего 3% населения имеют доход, достаточный, чтобы не думать о хлебе насущном, а вот остальные живут в нищете без надежды улучшить свое положение. Вряд ли Украину ждут лучшие показатели.
Украинские коммунисты настаивают на проведении народного референдума по вопросу более тесного сотрудничества со странами Таможенного союза. Социологические опросы среди граждан Украины показали, что 40% за присоединение страны к Таможенному союзу и столько же за вхождение в Евросоюз, 20% пока не определились со своей позицией.
В свою очередь Киев пытается ослабить нажим российской стороны по вопросу вступления Украины в Таможенный союз, переведя обсуждение в плоскость отказа от присутствия Черноморского флота в Крыму. Эта тема возникла с подачи руководителя комитета национального спасения Украины П. Наусса, который уверен, что ЕС потребует выведения ЧФ РФ из Крыма, чтобы акватория украинской части Черного моря, впоследствии, была доступна, для флота НАТО и «миротворцев» ООН. Руководство Украины в угоду ЕС готово даже расторгнуть в одностороннем порядке, подписанные в 2010 году в Харькове соглашения о базировании ЧФ РФ на 25 лет с возможностью дальнейшей автоматической пролонгации срока.
Отметим, что за то, что ЧФ остался в Крыму, украинская сторона получила скидку на российские энергоносители. Сегодня украинское руководство считает, что явно «продешевили» и требуют пересмотра газовых контактов в сторону удешевления поставок газа российской стороной. Самое интересное в этой истории то, что Европа не выдвигала никаких требований по поводу выдворения российского ЧФ из Крыма. Следовательно, Киев старается заранее подготовить общественное мнение, увязав «прекрасное будущее» в ЕС с поставками российских энергоносителей, а ЧФ стал только разменной монетой в этом споре.
По утверждению аналитиков, в настоящее время пока нет предпосылок к тому, что Украина сможет выстроить хоть какой-нибудь «цивилизованный» выбор между ЕС и Таможенным союзом. Проблема переросла в открытый политический и экономический конфликт между двумя странами. В свою очередь Россия, добиваясь нужного для себя решения украинских властей, прибегает к политике имперского давления, пренебрегая формально задекларированным лозунгом о равноправном сотрудничестве с Украиной.
Возникает резонный вопрос - может ли Украина существовать самостоятельно? Несомненно. Имея образованное и очень трудоспособное население, природные ресурсы, удобное географическое положение Украина способна построить свое будущее без оглядки на своих соседей.
Безусловно, что народы двух братских государств все-же найдут тот единственный путь, который позволит двум странам жить в мире и добрососедстве.