Игорь Слюняев - «КП»: «Иногда приходится прибегать к волшебному пенделю»
Министр регионального развития РФ рассказал «Комсомолке», почему в российской глубинке вымирают города и зачем мы кидаем миллиарды рублей на развитие Северного Кавказа и Дальнего ВостокаСкоро исполнится год, как министром регионального развития был назначен Игорь Слюняев. Почему в российской глубинке вымирают города, а в мегаполисах зреют национальные конфликты? Зачем мы кидаем миллиарды рублей на развитие Северного Кавказа и Дальнего Востока? О бизнесе, коррупции и отношении к критике в свой адрес Игорь Слюняев, который 4 октября отмечает день рожденья, рассказал в интервью «Комсомолке».
- Игорь Николаевич, на посту главы Минрегиона мало кто задерживается... За девять лет существования ведомство возглавляли пять человек. Ваш предшественник Олег Говорун уволился через несколько месяцев. Что, настолько расстрельная должность?
- До меня не расстреляли никого, это совершенно точно. Не берусь судить, по какой причине ушел Говорун. Это эффективный, толковый руководитель. Уйти – было его решение. Вспомним министров, которые работали в нашем ведомстве. Владимир Яковлев – ныне президент Союза строителей, в недавнем прошлом – губернатор Петербурга, вице-премьер. Дмитрий Козак – вице-премьер, практически с нуля создавал Минрегионразвития. Он и сегодня курирует наше ведомство в вопросах ЖКХ и межбюджетных отношений. Виктор Басаргин – нынешний губернатор Пермского края. Судьба у всех складывается по-разному. У большинства руководителей ведомства – успешно. Все они и сегодня занимаются ответственной государственной работой.
- С какими регионами лично вам тяжелее всего работать?
- У нас 83 региона, все разные и проблемы у всех разные. До конца текущего года мы должны утвердить генеральные планы всех российских населенных пунктов. Будем понимать их положение, перспективы развития. Сейчас идет подготовка к зиме, мы занимаемся подготовкой жилого фонда, объектов социальной сферы, формируем нормативный запас топлива, корректируем планы в связи с паводком на Дальнем Востоке. В течение года был всплеск тарифов естественных монополий. Это спровоцировало рост платежей граждан за коммунальные услуги. Приходится заниматься и этим. Без обсуждения темы ЖКХ у нас теперь не проходит ни одно совещание.
- У нас много лет говорят: надо развивать Дальний Восток. Что будет после наводнения? Не проще ли переселить людей в другие регионы?
- Условия жизни на Дальнем Востоке не хуже, чем в Центральной России или на Черноморском побережье. Владивосток и Сочи - на одной географической широте. Где комфортнее жить – большой вопрос. Президент справедливо ставит задачу – не останавливаться на аварийных работах и восстановлении объектов, пострадавших от паводка. Уже сегодня мы должны закладывать фундамент под будущее развитие дальневосточных регионов. Это особая территория, наша территория. «Среднеазиатские тигры», государства АТЭС, наиболее растущие мировые экономики, наши ключевые торгово-экономические партнеры – это все Дальний Восток.
- Вот только люди оттуда бегут...
- Это последствия сложной демографической ситуации. Они характерны не только для Дальнего Востока. В России центром притяжения выступают Москва, Петербург, юг России и региональные столицы. Обескровливается глубинка. Люди все чаще переезжают из сельской местности в крупные населенные пункты. Москва – громадный мегаполис с населением более 12 миллионов человек, а за Уралом проживает 35 миллионов. В советский период можно было принимать административные решения, где, кому и как расселяться. Сегодня мы должны формировать равные на всей территории страны социально-экономические условия.
Возьмем Китай. В 1980 году на закрытом пленуме ЦК КПК приняли решение о модернизации китайской экономики под условным названием «четыре модернизации». За 30 лет эта экономика стала второй в мире, а в чем-то и первой. Чтобы повысить доходы домашних хозяйств, оттянули население деревень в города. Китай принял решение о компактном расселении жителей в городах. Их размещают вдоль границ и побережья, там больше доходы и выше покупательный спрос. Но началось это лишь после того, как Китай обеспечил себе продовольственную безопасность, или проще говоря – накормил себя сам.
Мы не первые в мире сталкиваемся с ситуацией, когда большую территорию необходимо удержать малой численностью населения. Канада, Австралия. У нас в Восточной Сибири есть города с хорошей социальной и транспортной инфраструктурой. Но из 180 тысяч нефтяных и газовых скважин 100 тысяч уже на консервации. Пройдет 50 лет, и вся эта инфраструктура ляжет нагрузкой на бюджетную систему. Нам необходимо компактно расселять людей вдоль границ и побережья. При вахтовом освоении континентальной части. А это – Схема расселения, которая опирается на документы стратегического планирования и схему размещения производительных сил. Такой подход стратегически правильный.
- То есть, мы берем пример с китайцев?
- У каждого государства свой путь, своя история. Но не стоит изобретать велосипед. Не просто копировать, а осмыслить и попытаться воспроизвести.
- В России очень низкая мобильность рабочей силы. С этим как быть?
- У нас колоссальные транспортные ограничения. В 2004 году мне довелось активно заниматься открытием сквозного проезда на дороге Чита – Хабаровск. Мы вошли в XXI век, не имея возможности проехать автомобилем от Москвы до Владивостока. В 1966 году было принято решение о строительстве этой дороги. В 1977 году было начато строительство. А на начало 2000-х годов проехать из Москвы во Владивосток было по-прежнему невозможно. Это не повышает мобильность населения. Только по решению Владимира Путина эта дорога была достроена. Для формирования опорной сети автодорог общего пользования, нам предстоит построить 500 тысяч километров дорог.
- А почему в регионах начинают шевелиться только когда Путин приезжает?
- Владимир Путин – самый популярный политик в новейшей истории России. Умный, талантливый, квалифицированный руководитель. Национальный лидер.
- Но ведь есть еще сотни чиновников, которые должны делать свою работу.
- Мне тоже приходится на своем уровне применять «волшебный пендаль». Мне близка мысль святителя Николая Сербского: все люди разные, и подходы к людям должны быть разные. К каждому нужно найти подход, но иногда надо придавать ускорение. Кругозор, информированность, опыт, квалификация у президента наивысочайшие. Это очевидно. Где-то он подсказывает, где-то направляет, где-то принуждает. В этом работа любого руководителя. Наш президент эту работу выполняет изящно.
«Это неправда, что мы кормим Кавказ»
- Недавно Минфин предложил снизить аппетиты кавказских чиновников. Как вы относитесь к народному призыву «хватит кормить Кавказ!»?
- Кавказ живет по-разному. Есть богатый Грозный и бедные аулы в Чечне. Есть богатый Ставрополь и не очень богатый Пятигорск. Я вижу другую проблему. В Ингушетии, Чечне, Дагестане, в других субъектах Южного федерального округа колоссальный дефицит социальной инфраструктуры. Там дети занимаются в школах в три смены. Очередь в детские сады превышает 260 тысяч детишек. С подходами типа «хватит кормить Кавказ», я был бы очень осторожен. Такой подход может спровоцировать большой пожар. Следует осторожно относиться к лозунгам. Как говорят, «за базар отвечать надо». Просто Кавказом надо заниматься: формировать инфраструктуру – коммунальную, транспортную, социальную, создавать рабочие места. Безработица на Кавказе в три раза превышает общероссийский уровень. Когда-то Господь даровал человечеству шанс на спасение на Кавказе, именно поэтому Ноев ковчег был прибит к горе Арарат. И первый алтарь после потопа установлен там, где сегодня стоит известный монастырь Эчмиадзин. Как сказано в апокрифах, конец света тоже начнется на Кавказе. Конечно, относиться к этому можно по-разному. Но все же стоит держать в голове эсхатологические традиции.
- Но ведь мы направляем на Кавказ миллиарды бюджетных рублей. Не слишком ли много?
- Мне не нравится утверждение, что мы кормим Кавказ. Это неправда. Сейчас формируется федеральная целевая программа развития Северо-Кавказского федерального округа. Расходы закладываются очень скромные: 6 миллиардов в год и 20 миллиардов в 2016 году. Это на все, и это крайне мало. Субъекты Центрального федерального округа получают в будущем году на развитие культуры 16 млрд. рублей, а регионы Северного Кавказа – 1,3 млрд. рублей. Федеральные медицинские учреждения получат на здравоохранение в Центральной России 37 млрд. рублей, а медучреждения Северного Кавказа - 600 млн. рублей. Важно повышать и качество бюджетных расходов. И не только на Северном Кавказе. Мы недавно провели анализ неэффективных расходов регионов. Насчитали более 500 млрд. рублей. Доминанта далеко не за Северным Кавказом.
О кризисе и духовности
- Почему у нас регионы так непропорционально развиваются? Даже недалеко от Москвы есть очень бедные города, не говоря о глубинке.
- Проблема многоплановая. С одной стороны, наследие, которое нам досталось от лихих 90-х. С другой стороны, традиционное тяготение к мегаполисам, где и человеческий ресурс, и капитал значительно более оперативно находят себе применение. Где-то и отсутствие идеологии, мотивации. Кто и что сейчас ориентирует людей на жизнь в глубинке? Вопрос риторический.
- И какой резон, например, нам с вами ехать жить в глубинку?
- Давайте хотя бы подумаем о том, что мы едим каждый день. Продукты приемлемого качества и традиционного качества – это не одно и то же. Сравните овощи, выращенные своими руками, и то, что вы покупаете в магазине. А сам образ жизни? В российской глубинке спокойная, размеренная жизнь. У меня был почти пятилетний период работы в Костроме, да и школьные годы я провел в деревне. До любой точки я добирался за 15 минут. Все остальное время можно посвятить работе, досугу. А когда выпадали выходные – необъятные просторы. Три тысячи водоемов, лес, охота, рыбалка. Другой образ жизни.
- В глубинке многие спиваются.
- Человек сам принимаем решение, по какому пути ему идти. Я в глубинке не спился, и много моих друзей не спиваются. Хотя в первый год работы объявил себе и окружению «сухой закон» в воспитательных целях. Наркомания? Более серьезная проблема. То, что наркотики легкодоступны, это диверсия против России. Вспоминаю советский период. Московская школа милиции располагалась на улице Волгина. Рядышком - на улице Миклухо-Маклая находится Университет дружбы народов. И даже в советские годы там торговали наркотиками. Сегодняшние масштабы наркомании катастрофичны. С этим необходимо бороться самыми жесткими мерами.
- И все же почему так редко вспоминают о развитии глубинки?
- Почему редко? Когда мы приступили к ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке, было два возможных подхода – создание условий для отселения людей, либо создание условий для возможности остаться в местах традиционного проживания. Большинство людей просят восстановить им жилье в месте традиционного проживания. Каждый сам определяет свое место жительства. Москва, Петербург, крупные города притягивают в большей степени молодежь. Слово «кризис» греческого происхождения. Греки понимали его как суд и всегда добавляли «суд Божий». Наводнение, неурожай – значит, где-то нагрешили, надо исправить грехи, измениться самим. Люди связывали все, в том числе и стихийные бедствия с духовной сферой жизни. Кризис (в нынешнем понимании слова) и вымирание малых городов, деревень тоже имеет духовные корни. Нельзя терять связь с исторической родиной. Вопросы духовности чрезвычайно важны во все времена.
У Чехова есть хорошая мысль: «Каждый человек должен быть или верующим, или ищущим веру. А иначе он пустой человек». Еще одна мысль принадлежит святителю Николаю Сербскому: «Если тот, кто даровал тебе благодать Святого Духа, ее у тебя отнимет, тобой можно будет штукатурить стены». Историю творит не материя, а дух. Этот дух нам предстоит возродить. И в малых городах, и в мегаполисах. Независимо от национальности и вероисповедания. Это должен быть российский дух.
«Конфликт культуры и бескультурия»
-Россию охватывают национальные конфликты. Как снизить накал страстей?
- Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов правильно заметил, что современные межнациональные конфликты – это не конфликты культур, а конфликт культуры и бескультурия. Более тысячи лет представители разных национальностей уживались в нашем государстве как одна семья. Есть интересная мысль у русского философа Ивана Ильина, что Россия сколько народов приняла, стольких и соблюла. Никого не воцерковляли, не крестили насильно. И все жили вместе. Сегодня задача – повысить общий уровень культуры в обществе. Заниматься этим надо со школьной скамьи, с детского сада в каждой семье. Мы должны знать традиции, культуру, образ жизни, уклад, веру тех людей, которые находятся рядом. Я учился в средней школе в Казахстане. Мама – учитель, отец – главный инженер совхоза. За одной партой сидели люди разных национальностей. Это были русские, евреи, казахи, татары, немцы, украинцы. Мы не задумывались над тем, кто какой национальности. Жили, работали, учились, дружили. Веротерпимость и взаимное уважение в условиях многонациональной страны – задача нравственного порядка.
О коррупции и выговорах
- Насколько коррупция мешает регионам развиваться?
- Коррупция мешает развиваться не только регионам, но и всей России в целом. Очень важно идти по принципу неотвратимости наказания. Законопослушных граждан в любом обществе около 60 %. Остальных необходимо убеждать или принуждать. Есть люди, которые не идут по преступному пути, потому что боятся неотвратимости наказания. А есть потенциальные преступники, которых ничего не сдвинет с этой дороги. Профессор философии права Киевского университета князь Трубецкой говорил, что если исключить насильственные преступления, то преступление – это нормальная реакция нормальных людей на ненормальные условия жизни. Как только условия жизни будут нормальными, коррупция отомрет сама по себе. Вторая задача – идеологическая. Надо воспитывать чиновников всех уровней в духе нестяжательства, законности и справедливости.
- Кнутом воспитывать?
-И кнутом, и пряником. И убеждением, и принуждением. Всеми доступными законными средствами.
-Вы занимались бизнесом. Вы не исключаете для себя возможность опять вернуться в эту сферу?
- Никогда не говори «никогда». Все может быть.
«Без выговоров никто не становился героем»
- Когда вы вступили в должность министра, Дмитрий Медведев пожелал вам крепких нервов. Как вы переживаете частую критику в свой адрес?
- Критика – стимулирующий фактор. Главное - чтобы она не превращалась в критиканство. Пока нас не за что хвалить в сфере ЖКХ, в реализации некоторых расходных полномочий. А к критике отношусь трезво. Задача в том, чтобы услышать своего руководителя, постараться исправить то, что требует исправления. Программа «Чистая вода», за которую нас критикуют, - сложная. На этот год выделяется всего 3 млрд. рублей. Из них пока освоена третья часть. Остальные будут освоены до конца года. Но этих денег крайне мало, чтобы все граждане России пили чистую воду.
- Премьер пообещал наказать за невыполнение программ. Вы боитесь должностных взысканий?
- Как утверждали мои учителя, без выговоров никто не становился героем.
ДОСЬЕ «КП»
Игорь Николаевич Слюняев - назначен на пост министра регионального развития 17 октября 2012 года.
Родился 4 октября 1966 года в городе Исилькуль Омской области. Служил в ВДВ. 1986-1988 годы - учился на химфаке МГУ имени М.В. Ломоносова. Затем стал слушателем Московской высшей школы милиции. В середине 90-х занимался бизнесом.
С 1997 по 2004 годы занимал должности заместителя министра, первого заместителя министра транспорта - руководителя Госслужбы дорожного хозяйства. С 2007-го по апрель 2012-го - губернатор Костромской области.
КСТАТИ
Минрегион создал электронную правовую базу ЖКХ
С 1 августа на официальном сайте Минрегиона в тестовом режиме запущена электронная система «Правовые акты в сфере управления многоквартирными домами». В ней можно найти всю правовую базу в таких сферах, как водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, жилищные услуги, благоустройство придомовой территории, утилизация твердых бытовых отходов. Минрегион предлагает пользователям принять участие в совершенствовании портала. Замечания и предложения о развитии системы и устранении правовых противоречий можно направлять на электронную почту pravmkd@minregion.ru