Успехи правительства и провалы в экономике

Премьер-министр России Дмитрий Медведев неожиданно решил объяснить народу, что происходит в экономике страны и что ждет наших граждан, если попытаться сделать хоть какой-то экономический рывок. И вот в пятницу, 27 сентября, мы одновременно прочитали текст выступления премьера на форуме в Сочи и его статью "Время простых решений прошло" в "Ведомостях". Увы, несмотря на то, что тексты премьера куда более осмыслены, по сравнению с тем, что в основном говорится и пишется различными представителями власти, независимые эксперты предъявили к ним целый ряд очень серьезных претензий.
Говоря о причинах нынешнего состояния отечественной экономики, Медведев пишет: "Прошло ровно пять лет с того момента, когда стало очевидно – начинается экономический кризис глобального масштаба... Но тогда ещё никто не мог представить себе всей глубины и продолжительности кризиса... Долговое бремя остаётся запредельно высоким в большинстве стран "восьмёрки" (кроме России), в том числе и потому, что его быстрое снижение чревато длительной стагнацией. Европейская экономика балансирует на грани рецессии, замедлился рост во всех странах БРИКС... Темпы роста российской экономики также существенно замедлились. Сегодня российские фондовые индексы находятся на том же уровне, что и в начале августа 2008 года. Такое развитие ситуации заставило переосмыслить проводившуюся антикризисную политику".
А далее следует оценка того, что было предпринято руководством России для преодоления экономического спада. Скажем сразу, оценка эта, как минимум, "хорошо". По мнению премьера, все делалось и делается правильно, вот только внешние факторы нас подвели. При этом никак не объясняется, почему нам так мешает расти внешняя конъюнктура, если цена на нефть составляет более 100 долларов за баррель. Ведь в нулевые годы наша экономика росла хорошими темпами при гораздо более низкой цене на нефть. А экономики Китая и Индии неплохо растут и сейчас. Создается впечатление, что премьер просто не желает искать внутренние причины замедления роста российской экономики.
Зато в статье Медведева перечисляется целых шесть "конкретных направлений, по которым нам удалось продвинуться". Первое же продвижение вызывает серьезные вопросы: "Бюджет формируется в соответствии с бюджетным правилом. Скажу откровенно: работать в условиях столь жёстких бюджетных ограничений непросто, в следующем году мы вынуждены пойти на общее сокращение расходов в объёме до 5 % от ранее ожидавшегося уровня. Но сбалансированность бюджета и отсутствие резких колебаний – важнее". Говоря проще, премьер ставит правительству в заслугу то, что раньше оно готовило бюджет, не обращая особого внимания на то, выполнимы ли его обязательства, а вот теперь старается хоть как-то сбалансировать расходы с доходами. Серьезное достижение.
Не менее грандиозны успехи на втором направлении: "Мы обеспечили стыковку практически всех программных документов по отдельным отраслевым направлениям – как между собой, так и с основными параметрами бюджетной политики". Но как вообще можно составлять бюджет, отраслевые программы которого противоречат друг другу?
Третий успех по Медведеву: "Обеспечивается реализация всех ключевых мероприятий Национальной предпринимательской инициативы. Для правительства принципиально важно, чтобы всё, о чём мы договорились с предпринимательским сообществом, было сделано". Увы, но придется напомнить, что за пять дней до выхода статьи с перечислением достижений тот же самый Медведев раскритиковал реализацию "дорожных карт" по развитию предпринимательской деятельности – одной из основ Национальной предпринимательской инициативы. "Темпы реализации этих "дорожных карт" нас устроить не могут. Из 173 мероприятий, по которым наступили сроки исполнения, исполнена примерно половина. Около 40 находятся на исполнении, а 52 не исполнено, что, безусловно, плохо", – признал премьер на заседании правительства. А теперь это "плохо" само собой превратилось в "хорошо"?
Особое внимание в последних рассуждениях Медведева уделено мерам по поддержке малого и среднего бизнеса. Как власть поддерживает малый бизнес, мы видели, когда были подняты страховые взносы для индивидуальных предпринимателей и сотни тысяч людей в ответ ушли "в тень". А потом объявили о постепенной отмене льготы по страховым взносам для части малого и среднего предпринимательства.
И вообще, как верить в различные обещания? Руководители страны, например, не раз провозглашали: надо прекратить "кошмарить" малый бизнес. За этим следовали такие странные меры, как, например, снос торговых павильонов. Предпринимателям обещали амнистию. Она еще не завершена, но уже совершенно ясно, что она превратилась в фарс, и выйдут на свободу лишь единицы. А что все же делается? Идет раздача денег из бюджета, причем понятно, какие предприниматели и как получают эти деньги из рук чиновников.
Четвёртый успех правительства премьер видит в том, что "система поддержки отечественных производителей перестраивается в соответствии с обязательствами, принятыми Россией при вступлении в ВТО". Но ведь страна вступала в ВТО 18 лет, и за это время можно было перестроить все, что угодно. Как можно ставить себе в заслугу то, что эти годы были потеряны, а теперь нужно срочно что-то перестраивать?
С пятым успешным направлением деятельности правительства можно не соглашаться лишь в том, насколько оно успешно. Оно касается того, что "приняты решения о предоставлении льготных налоговых и таможенных условий для реализации инвестиционных проектов в отдалённых регионах. Речь идёт о проектах на Дальнем Востоке и в Калининграде, о разработке шельфовых и иных труднодоступных месторождений полезных ископаемых".
Зато шестой пункт правительственной гордости вызывает самые серьезные сомнения: "Началась реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство страны и её долгосрочное устойчивое развитие: строятся новые железные дороги, автомобильные магистрали, аэропорты и морские порты, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства".
Уже известно, например, что совершенно необязательный проект скоростной железной дороги Москва – Казань, еще не начавшись, подорожал на 140 млрд. рублей. Уже не говоря о том, какова предполагаемая цена одного километра ЦКАД – дороги, безусловно, необходимой.
Из всех планов, озвученных Медведевым, хотелось бы остановиться лишь на одном примере. По его мнению, России пора уйти от политики сохранения занятости любой ценой и не бояться сокращения неэффективных рабочих мест. При этом "кому-то – это может быть довольно значительная часть населения – придется менять не только место работы, но и профессию, а также место жительства".
У нас, между прочим, есть достаточно печальный опыт попыток решения проблем моногородов, когда старания заставить людей искать новую работу в других регионах страны провалились. Причем, причины провала были как субъективные, так и вполне объективные. С одной стороны, россияне не столь мобильны, как, например, те же американцы, готовые ради хорошей работы переехать в любую точку страны. С другой же стороны, наших граждан не может не останавливать трудность решения жилищной проблемы, когда на новом месте можно остаться и без крыши над головой. Это обстоятельство никак не способствует повышению их мобильности.
Кстати, и сейчас, говоря о том, что России необходимо наиболее эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы, Медведев вспомнил те же самые моногорода, которым, по его словам, необходимо уделить особое внимание, поскольку там потребуется реструктуризация градообразующих предприятий.
Программу действий, конечно, можно выстроить любую. Но для этого необходимо правильно поставить цели, и цели эти должны быть четкими и ясными. Какие именно цели ставит глава правительства нашей экономике? Единственная, названная в его статье – "сделать серьезный шаг вперед". Какую программу экономических мер необходимо реализовать для этого? Заморозка тарифов естественных монополий, инвестирование пенсионных накоплений и меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Больше ничего не названо.
Первым пунктом любой программы, экономической или политической, в нашей стране должно быть обуздание коррупции и реальная борьба с бесконтрольностью и безнаказанностью действий чиновничьего аппарата. Без этого никакая программа не будет реалистичной.
И есть еще один немаловажный момент: необходимо честное признание сделанных ошибок, а этого нет совсем.
Разумеется, прекрасно, что премьер-министр решился, наконец, честно сказать, что дела в стране плохи. Но одной констатацией этого факта невозможно исправить положение. А вот хватит ли политической воли на реальные и для ряда групп интересов крайне неприятные решения, это уже другой вопрос.
Олег КОНЮХОВ