О роли государства в жизни граждан

Во-первых, это касается почти каждого из нас. Ну действительно, по Конституции мы социальное государство. Что означает этот термин ― отдельный вопрос. Мне не довелось услышать в самых различных дискуссиях какого-либо связного его определения, которое бы не сводилось к советскому прошлому или теоретическим левым построениям. Но дело в другом. Мы действительно социальное государство в том смысле, что любые телодвижения в социальной сфере, как это кажется, затрагивают слишком многих. Школы, пенсии, больницы, бюджетники, наука, дети, родители... А еще военные и полицейские.
Во-вторых, наши ежемесячные расходы слишком связаны с государством, с теми самыми «естественными монополиями», чтобы игнорировать сам факт «зеркальности» вопроса: с одной стороны, государство как сборщик платы, с другой стороны, как распределитель денег на пробытие... И в этом смысле бюджет страны становится чем-то странным. И доход от энергоносителей, и расход от энергоносителей. Ведь нам же всё время говорят, что платим мы за коммуналку мало, что это дотируется, а между тем и цены у нас уже начали зашкаливать, и вот ровно сегодня неуютно жить в большом городе ― в квартирах сыро и холодно. Есть у социального государства некий алгоритм (наиболее сейчас обсуждаемый), согласно которому надо включать отопление. То ли по дате, то ли по количеству дней подряд с температурой ниже чего-то там, то ли еще чего... Тем временем с завидной последовательностью приходят счета, в которых в большинстве субъектов России мы за отопление платим даже летом ― вроде как для того, чтобы «размазать» по году.
Спросить «за что плата» можно государство и его «естественные» монополии, но ведь это самое государство нас как бы и кормит ― смотрите, мол, упадет цена на нефть и газ, и вы тогда совсем обнищаете! Иными словами, как верно подмечают все автолюбители и частные потребители газа в стране, чем дороже нефть, тем дороже бензин; чем дешевле нефть, тем еще более дороже бензин, газ, электричество и всё остальное. И из «естественных» денег, собственно говоря, и платят всем тем бюджетникам, неполно поименованным в первом пункте.
С тех самых, с которых собирают деньги.
В-третьих, несмотря на всеобщие упаднические настроения ненавидимых всеми так называемых налогоплательщиков, эмиграцию, коррупцию и недоверие к судам, в нашей стране сохраняется дискуссия об экономике. Но в этой дискуссии слишком много лишних и ложных линий противостояния. Например, «бухгалтеры» против «патриотов» или Советский Союз (в верхнем изводе ― лично товарищ Сталин) против «нынешнего раздрая».
Как ни странно, наша неолигархическая частная экономика, понеся существенные потери, всё же продолжает жить. Может быть, не в виде (как у американцев) новых космических, автомобильных и энергетических производств, но хотя бы в виде хлебопекарен, автосервисов и производств ТНП, замещающих хотя бы в надежде импорт.
Говорят, что в этом уничтожаемом секторе много «серого». «Серость» эта в основном проявляется в зарплатах. Разумеется! Слишком много заработанных денег приходится перечислять непонятно куда (отчисления по фондам, потом ЕСН, теперь снова отчисления по фондам), из которых когда-нибудь, может быть, сотрудник получит пенсию в размере, вычислить который не представляется возможным. А говоря об официальной пенсии, слишком мало отчисляется на накопительную часть. Что до, что после последних законодательных изменений. 2%? 4%? 6%? Вы серьезно? А остальные деньги где?
Иными словами, наш человек не управляет своим будущим. Будущим своих детей, жизнью своей семьи, своих родственников... Может быть, государство управляет? Да, оно постоянно спонсирует Пенсионный фонд, покрывая его убыточность, которую правильнее было бы назвать полным банкротством. И если вы бюджетник, то каждый раз, когда вам начисляют нищенскую зарплату, примерно еще 40% идет банкроту. И если вы не бюджетник ― тоже.
А другие ваши налоги? Разве кто-то доволен их использованием? Разве вы знаете, куда пошел ваш подоходный налог? Или налог на владельцев автотранспортных средств?
Проблема состоит в том, что мы ждем ― и даже требуем ― милости от государства, вместо того чтобы требовать от государства уйти из нашей жизни и позволить нам жить так, как мы хотим.
Так называемая социальная защита ― это всегда увеличение роли государства в вашей жизни. Может быть, повысят пенсию. Но почти наверняка повысят тарифы. А дальше ― хуже: получая деньги от государства тем ли иным образом, вы теряете возможность жить своей собственной жизнью. Кто платит, тот заказывает музыку. Уйти от одного капиталиста к другому ― рутина, уйти из одного государства к другому ― сложность, но вот уйти сегодня из-под опеки Большого Брата практически невозможно в равной степени пенсионеру и бизнесмену.
Поспрашивайте друзей и их родителей ― никто не надеется на пенсию от государства и от всяких-разных пенсионных фондов. Все копят сами, если есть что копить.
Таким образом, уже неважно, что там урежут в бюджете. Важно другое ― сможет ли государство создать условия для взлома так называемых естественных монополий и работы частного сектора, создающего рабочие места, а стало быть, и позволяющего реально содержать пенсионеров (теми же детьми), а также свободно и самостоятельно строить инженерную инфраструктуру в обход госструктур.
Вот что действительно важно!
Видите ли, можно платить социальные пособия, а можно способствовать созданию рабочих мест. Не создавать на пустом месте рабочие места, а именно способствовать их созданию. Не расширять и так уже большое государство, на которое возложено столь много обязательств, а, наоборот, выводить государство из экономики, при этом поощряя тех, кто ― даст Бог! ― снова «впишется» за российскую экономику на местах.
Вот это действительно будет социально!
А еще мы станем страной ответственных граждан. Каждый будет знать, на что и как пошла каждая его копейка. Каждый будет знать, что происходит в его стране, стране, которая наконец заработает. И мы перестанем быть социальным государством, в котором в социальных благах реально приходится отказывать практически всем...
Дмитрий Дробницкий