Перспективы ядерной триады США
26 сен, 2013 0 Комментариев 274 Просмотров

Перспективы ядерной триады США

Перспективы ядерной триады США
Анализ последних десяти лет развития американской ядерной триады, являющейся сегодня составной частью реформируемых стратегических наступательных сил США, позволяет сделать вывод о существенном усилении в ближайшей перспективе роли ее авиационного компонента – стратегической бомбардировочной авиации (СБА).

В пользу этого свидетельствует фактическое выведение ядерных вооружений тяжелых бомбардировщиков из-под контрольных процедур Договора СНВ-3, а также планируемое США дальнейшее сокращение количества «оперативно-развернутых ядерных боезарядов» на своих межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) и баллистических ракетах подводных лодок (БРПЛ).

В настоящее время только для авиационного компонента триады разрабатываются качественно новые ядерные средства поражения – крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) следующего поколения и управляемые авиабомбы с высокоточным наведением. Ядерные вооружения наземного и морского компонентов триады только модернизируются. Причем согласно заявлениям высокопоставленных американских военных новыми КРВБ будут оснащаться все без исключения стратегические бомбардировщики – носители ядерного оружия: как существующие В-2А и В-52Н, так и перспективные ЛРС-Б (LRS-B – Long Range Strike-Bomber).

Следует добавить, что в результате почти двадцатилетнего сокращения стратегических наступательных вооружений РФ и США наземный и морской компоненты ядерной триады Соединенных Штатов в значительной степени утратили свой контрсиловой потенциал в отношении СЯС России, имеющих в своем составе группировку подвижных грунтовых ракетных комплексов. Это обстоятельство, судя по всему, не устраивает американское военно-политическое руководство (ВПР), продолжающее претендовать в новом столетии на безоговорочное глобальное лидерство своей страны.

Гарантированное противодействие новым угрозам

До конца прошлого века американская ядерная триада, структура которой сложилась еще в разгар холодной войны, составляла основу стратегических наступательных сил (СНС) США.

На рубеже столетий военно-политическое руководство Соединенных Штатов пришло к выводу, что существующие СНС неспособны обеспечить гарантированное противодействие новым угрозам национальной безопасности государства, с которыми американцы могут столкнуться в ХХI веке.

Результатом этого стало решение администрации Джорджа Буша-младшего приступить в 2001-м к созданию качественно новой стратегической триады Соединенных Штатов, включающей компоненты наступательных и оборонительных сил, а также военно-промышленной инфраструктуры. Причем все три указанных компонента должны объединяться посредством единой системы боевого управления, разведки, связи и оперативного планирования.

По решению ВПР США, существовавшая тогда ядерная триада, сохранив свою структуру (МБР, БРПЛ и СБА), была включена в состав компонента наступательных сил новой стратегической триады, куда помимо нее также вошли неядерные ударные силы, предназначенные для нанесения стратегических ударов обычными средствами и проведения на стратегическом уровне информационных операций.

Необходимо отметить, что начиная с администрации Буша-младшего американское ВПР со свойственной ему прагматичностью стремится превратить свои ядерные силы в гибкий силовой инструмент, позволяющий обеспечивать не только стратегическое сдерживание, но и достижение Соединенными Штатами и их союзниками целей, если не удается сдерживать противника.

Об этом свидетельствуют как провозглашенная при Джордже Буше-младшем стратегия превентивных действий, так и недавно направленная в конгресс новая ядерная доктрина США, подготовленная администрацией Барака Обамы.

Исходя из преемственности политики Вашингтона в области использования ядерного оружия (ЯО), можно ожидать, что применение американских ядерных сил в условиях, когда не удается сдержать противника, будет реализовано в зависимости от складывающейся обстановки в рамках двух основных вариантов действий: превентивных и ответно-встречных (ответных). При этом масштаб и порядок применения ЯО в ходе их реализации напрямую определятся количественно-качественными параметрами ядерных сил, а также действующей на тот момент стратегией их применения.

Количественный состав СЯС США

Приступив к созданию новой стратегической триады, ВПР США было вынуждено действовать вначале в рамках количественно-качественных ограничений Договора СНВ-1 (о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США), а затем и Договора о СНП (о сокращении стратегических наступательных потенциалов между РФ и США).

Договор СНВ-1 был подписан в 1991-м и действовал до 5 декабря 2009 года. В соответствии с ним Советский Союз и Соединенные Штаты сокращали и ограничивали свои МБР, БРПЛ, тяжелые бомбардировщики (ТБ) и их боезаряды таким образом, чтобы через семь лет после вступления договора в силу суммарные количества перечисленных компонентов не превышали 1600 развернутых носителей и 6000 ядерных боезарядов (ЯБЗ) на них.

К 5 декабря 2001-го, через предусмотренные договором семь лет, его стороны выполнили свои обязательства: Россия как преемница СССР имела на эту дату 1136 носителей и 5518 ЯБЗ, США – 1238 носителей и 5949 ЯБЗ.

Заметим, что все сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ) сторон в рамках Договора СНВ-1 осуществлялись исключительно путем их ликвидации или переоборудования. К сожалению, в дальнейшем подобная практика из американо-российских договоренностей о сокращении СНВ была исключена. В конечном итоге это дало США возможность накопить к нынешнему дню внушительный возвратный потенциал, который активно используется ими в своих интересах.

Договор о СНП стал первым американо-российским договором в области сокращения СНВ, заключенным Соединенными Штатами после начала создания новой триады. Он подписан 24 мая 2002 года. В соответствии с этим документом стороны должны были сократить и ограничить ЯБЗ на развернутых стратегических носителях таким образом, чтобы к 31 декабря 2012-го их суммарное количество не превышало у каждой из сторон 1700–2200 единиц.

Данным договором в правоприменительную практику процесса ограничений и сокращений СНВ впервые был введен термин «оперативно-развернутые ядерные боезаряды» (ОРЯБЗ). К ним стали относить ЯБЗ, установленные на оперативно-развернутых стратегических носителях (как баллистических ракетах, так и бомбардировщиках), а также находящиеся на объектах хранения оружия авиабаз, где дислоцируются стратегические бомбардировщики.

Другим существенным отличием Договора о СНП от Договора СНВ-1 стало то, что его стороны начали определять состав и структуру своих остающихся СНВ самостоятельно, руководствуясь лишь сформулированными в преамбуле принципами «обоюдной безопасности, сотрудничества, доверия, открытости и предсказуемости».

О выполнении условий Договора о СНП Госдеп отчитался в декабре 2009-го, заявив о наличии у США на тот момент 1968 ОРЯБЗ. Данный уровень, который было невозможно проверить из-за отсутствия контрольных процедур, судя по сообщениям иностранной печати, был достигнут американской стороной следующим образом:

с вооружения сняты 50 МБР МХ;
четыре ПЛАРБ с БРПЛ «Трайдент-1» переоборудованы в подводные лодки-носители неядерных крылатых ракет большой дальности;
из лимита договора исключены все ТБ В-1В, которые хотя и были переоборудованы в носители неядерных вооружений еще в 1997-м, однако по-прежнему продолжали засчитываться в уровни Договора о СНВ-1 как носители ЯО;
снижено количество боеголовок в боевом оснащении МБР «Минитмен-3» и БРПЛ «Трайдент-2»;
из категории ОРЯБЗ исключены боеголовки БРПЛ, размещаемых на двух американских ПЛАРБ, которые, по заявлению американских должностных лиц, постоянно находятся в капитальном ремонте;
из боевого состава ядерной триады дополнительно исключены 50 МБР «Минитмен-3» и несколько сотен КРВБ (по данным ВВС США, в 2006-м у них на вооружении имелись 1142 КРВБ AGM-86B ALCM и 394 КРВБ AGM-129А ACM, из которых тогдашним министром обороны США планировалось снять с вооружения все ракеты ACM, а количество ракет ALCM сократить до 528 единиц).


Все исключаемые из боевого состава носители при этом складировались, а их боезаряды включались в состав так называемого активного арсенала. Последний по состоянию готовности ЯБЗ к применению состоит из оперативно-развернутых, активных неразвернутых и неактивных неразвернутых ядерных боезарядов.

Активные неразвернутые ЯБЗ содержатся в режиме «оперативного хранения» в готовности к установке на носители и при необходимости могут быть возвращены на БР и ТБ. Неактивные неразвернутые боезаряды представляют собой обменный фонд для ЯБЗ каждого типа на случай, если в каком-либо боезаряде обнаружится дефект.

На 3 мая 2010 года согласно официальному заявлению американской администрации активный арсенал Соединенных Штатов насчитывал 5113 ЯБЗ, из которых, по оценкам, около 2500 боезарядов находились на «оперативном хранении». Следует подчеркнуть, что в приведенном итоговом значении ЯБЗ суммарно учитываются и стратегические, и нестратегические ядерные боезаряды США.

СНВ-3

Качественно новое содержание нынешней американской стратегической триады, обусловленное включением в ее наступательный компонент как ядерных, так и неядерных ударных сил, нашло свое отражение в подписанном главами США и РФ 8 апреля 2010 года в Праге Договоре СНВ-3 (о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений между РФ и США). Документ вступил в силу 5 февраля 2011 года и должен действовать в течение десяти лет.

Договор СНВ-3 устанавливает для сторон потолок в 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР и БРПЛ и ядерных боезарядов, засчитываемых за развернутыми ТБ. Обратим внимание, что в отличие от развернутых ТБ за развернутыми МБР и БРПЛ засчитываются не только ядерные, но и неядерные боезаряды, что автоматически делает объектом договора любые баллистические ракеты-носители неядерных боезарядов.

Согласно договору количество развернутых МБР, БРПЛ и ТБ США и РФ не должно превышать 700 единиц, а суммарное число развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР и БРПЛ, а также развернутых и неразвернутых ТБ – 800 единиц.

Так же, как и в случае с Договором о СНП, каждая из сторон самостоятельно определяет состав и структуру своих СНВ. К 2018-му США планируют иметь развернутыми 400 ШПУ МБР, 12 ПЛАРБ с 240 БРПЛ (количество ракетных шахт на каждой лодке намечено сократить с 24 до 20 штук) и 60 ТБ (16 В-2А и 44 В-52Н) – всего 700 единиц развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков.

Для достижения лимита в 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ американская сторона планирует содержать 20 ШПУ МБР «Минитмен-3» без ракет, обеспечивая возможность установки в них МБР, а 30 ШПУ демонтировать полностью. По традиции в число неразвернутых пусковых установок также будут включены 40 ракетных шахт на двух ПЛАРБ «Огайо», числящихся в послепоходовом ремонте.

В итоге, исходя из общего количества ТБ – носителей ЯО в 96 единиц, число неразвернутых ядерных бомбардировщиков – 36 самолетов (4 В-2А и 32 В-52Н). Таким образом, суммарное количество американских развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и ТБ должно составить 796 единиц.

Договором СНВ-3 в отношении развернутых ТБ введено правило засчета ЯБЗ, согласно которому за одним бомбардировщиком засчитывается только один ядерный боезаряд, причем на введении данного правила, судя по сообщениям СМИ, настояла именно американская сторона. Один из американских экспертов признался, что это было сделано в ходе переговоров специально с целью снижения «привлекательности» американских ТБ как предмета сокращений.

Заметим, что американская сторона тем самым фактически вывела ядерные вооружения своих ТБ, в первую очередь КРВБ, из-под количественного контроля. Теперь США, имея на вооружении любое количество ядерных КРВБ, может вообще не представлять последние для контрольных процедур Договора СНВ-3, а «отчитываться» в рамках последнего, например, только 60 ядерными бомбами.

Потенциал ответного удара России

Одной из важных особенностей продолжающегося с 1991 года процесса ограничения и сокращения СНВ США и РФ является снижение возможности нанесения Соединенными Штатами разоружающего удара по СЯС России. Ее возникновение и дальнейшее развитие стало возможным благодаря наличию у Российской Федерации и поддержанию в боеготовом состоянии многочисленной группировки обладающих высокой боевой живучестью подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), необходимая часть из которых постоянно находится на маршрутах боевого дежурства.

На существование упомянутой закономерности в рамках нынешней структуры СНВ США и РФ еще несколько лет назад обратил внимание такой авторитетный специалист в области СЯС РФ, как Владимир Дворкин.

В начале 2010 года им были сделаны расчеты, по которым в случае нанесения американской стороной гипотетического разоружающего удара по СЯС РФ 800 боеголовками МБР и БРПЛ не менее 600 из них должно быть потрачено на уничтожение ШПУ РВСН, а оставшимися 200 боеголовками будет поражено в лучшем случае около 10 процентов отечественных ПГРК.

Вероятно, последний показатель был получен Дворкиным, который допускает, что атакующая сторона, не имеющая сегодня возможности контролировать перемещения отечественных ПГРК в их позиционных районах в реальном масштабе времени (РМВ), будет вынуждена наносить удары по всем без исключения потенциальным местам боевого дежурства этих комплексов.

Если принять приведенные выше оценки за основу, то на сегодняшний момент общее количество боеголовок, которое необходимо задействовать только в разоружающей фазе массированного ракетно-ядерного удара (МРЯУ) по СЯС РФ, должно составить не менее 2600 БГ, что превышает заявленное США в 2009 году число ОРЯБЗ почти на 30 процентов.

Здесь надо не забывать, что в указанное число ОРЯБЗ входят и боезаряды американской СБА, которая к нанесению рассматриваемого удара не привлекается. К тому же США должны иметь дополнительный резерв в несколько сотен ОРЯБЗ для парирования возможных недружественных действий Китая, который в условиях конфликта между США и РФ может попытаться воспользоваться складывающейся ситуацией для достижения собственных стратегических целей.

Отсюда можно сделать очевидный вывод, что в условиях мирного времени при сложившихся уровнях ОРЯБЗ и структуре СНС США последние не обладают возможностью нанесения внезапного МРЯУ по СЯС РФ. Очевидно, что данное положение будет оставаться справедливым и в период непосредственной угрозы агрессии до момента полномасштабного задействования США своего возвратного потенциала.

Любопытно отметить, что к подобному выводу сегодня пришла и американская сторона, зафиксировав в своей новой ядерной стратегии тезис о «существенном уменьшении вероятности внезапного разоружающего ядерного нападения».

Доктрина наступательного ядерного сдерживания

Взятый ВПР США после окончания холодной войны курс на единоличное глобальное лидерство уже не раз продемонстрировал, что Соединенные Штаты не приемлют сегодня наличия государств, проводящих независимую от них политику. Тем более когда в этой политике они опираются (или начинают опираться) на собственный ядерный потенциал.

Подобное отношение США прослеживается к любым государствам: как к старым участникам «ядерного клуба» (Россия, Китай), так и к странам, только пытающимся в него вступить (Иран, Северная Корея). Это недвусмысленно подтверждается новой ядерной доктриной США, заменившей введенную в действие Бараком Обамой всего два года назад американскую ядерную стратегию, основные положения которой изложены в «Обзоре ядерной политики США» (NPR-2010).

Разработанный администрацией Обамы доктринальный документ под названием «Доклад о стратегии использования ядерного оружия Соединенными Штатами Америки» однозначно указывает, что новая ядерная доктрина является доктриной наступательного ядерного сдерживания: никто из обладателей ядерного оружия теперь не застрахован от «противосиловых» действий США.

При этом действия будут в подавляющем большинстве случаев ядерными, а их начало США определят по собственному усмотрению. В американской ядерной триаде приоритет будет отдан авиационному компоненту. Такой вывод можно сделать, в том числе изучив разработанный администрацией Барака Обамы доклад о стратегии использования ядерного оружия Соединенными Штатами Америки. В этом документе однозначно указано, что никто из обладателей ядерного оружия теперь не застрахован от противосиловых действий США.

Согласно американскому законодательству администрация США в случае введения в действие новой стратегии использования ядерного оружия (ЯО) должна направить в конгресс специальный доклад с обоснованием необходимости внесения изменений в ядерную стратегию и их описанием. В нем также представляются обусловленная этими изменениями корректировка политического курса государства, перспективные планы развития ядерных сил, а также их возможные альтернативы.

Необходимость появления подобного документа, судя по его содержанию, вызвана уточнением ядерной стратегии Вашингтона на случай неудачи сдерживания, когда не удастся сдержать противника. Все остальные основные положения политики США в области ЯО, изложенные в NPR-2010 («Обзор ядерной политики»), остались без изменений:

предотвращение ядерного распространения и ядерного терроризма;
сохранение стратегического сдерживания и стабильности на пониженных уровнях ядерных сил;
укрепление регионального сдерживания и уверенности союзников и партнеров в надежности американских гарантий ядерной безопасности;
уменьшение роли ЯО в стратегии национальной безопасности США;
поддержание безопасного в эксплуатации, защищенного от несанкционированного доступа и применения эффективного арсенала ЯО.


В новой ядерной доктрине открыто заявляется: «Соединенные Штаты должны быть готовы к тому, что устрашение не достигнет цели». Одновременно Министерству обороны на случай неудачи сдерживания предписывается иметь усовершенствованные планы применения ядерного оружия.

Центральным моментом специального доклада, по нашему мнению, является заявление о необходимости наличия и поддержания США мощного противосилового потенциала, обеспечивающего реализацию указанных планов: «Новые указания (доктрины) требуют, чтобы Соединенные Штаты поддерживали значительный противосиловой потенциал против вероятных противников». В документе также отмечается, что Вашингтон больше не ориентируется на «стратегию минимального сдерживания» и отказывается от «противоценностной стратегии».

Новая ядерная доктрина США декларирует использование ЯО только в чрезвычайных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов Соединенных Штатов, их союзников и партнеров. Причем момент наступления подобных чрезвычайных обстоятельств, судя по отсутствию в специальном докладе каких-либо разъяснений, будет определяться Вашингтоном исключительно по собственному усмотрению.

Понятие «противосиловой потенциал» в новой американской доктрине непосредственно не раскрывается. Однако качественное содержание американского противосилового потенциала напрямую определяется структурой создаваемой стратегической триады США, которая позволяет аккумулировать в нем потенциалы наступательных и оборонительных сил триады одновременно.

Поэтому с учетом сказанного выше можно ожидать, что основной формой задействования американского противосилового потенциала будут не ответные, а превентивные наступательные действия: провозгласив отказ от «противоценностной стратегии», будет нелогичным тратить имеющийся потенциал наступательных сил для нанесения ударов по уже отстрелявшимся пустым пусковым установкам противника.

Несмотря на заявление в специальном докладе о том, что Москва и Вашингтон более не являются противниками, США тем не менее готовят варианты ядерных действий и против РФ. Американское военно-политическое руководство (ВПР) по-прежнему озабочено тем, что Россия остается единственным соперником Соединенных Штатов, обладающим ядерным потенциалом, соизмеримым с американским, имея на вооружении триаду стратегических ядерных сил и обладая большими нестратегическими ядерными силами.

Отмечая существенное уменьшение вероятности внезапного разоружающего ядерного нападения, ВПР США предписывает Министерству обороны исследовать дополнительные варианты сокращения роли ответно-встречного удара в ядерном планировании США, сохраняя при этом возможность для пуска в ответно-встречном ударе в случае принятия соответствующего решения. Хотя объект ответно-встречного удара здесь в явном виде не указывается, тем не менее ясно, что им может быть только Российская Федерация – единственное государство, потенциально обладающее возможностью нанесения разоружающего удара по Соединенным Штатам.

Кроме России в рамках новой ядерной стратегии США намерены поддерживать стратегическую стабильность и с Китаем. Нет сомнения, что именно для «нейтрализации» данных двух государств Вашингтон вынужден сохранять свою ядерную триаду и ему понадобился значительный противосиловой потенциал.

В подразделе доктрины «Ядерное сдерживание и стратегическая стабильность» США открыто предупреждают РФ и КНР, что сохранение (ядерной) триады и возможностей «дозагружать» ядерные заряды гарантирует (американцам), что в случае любого потенциального кризиса в будущем никакой противник не сможет прийти к выводу, что выгода от удара по Соединенным Штатам или их союзникам и партнерам никогда не перевесит потери противника от ответных действий США.

Начиная с Договора о СНП («ВПК», № 36, 2012) сокращения СНВ Вашингтоном проводились главным образом путем снятия ядерных боезарядов (ЯБЗ) с носителей и перевода их в оперативный резерв с формированием значительного возвратного потенциала. В новой доктрине поясняется, каким образом ВПР США намерено использовать последний в случае появления технических проблем с ЯБЗ или средствами их доставки.

В рамках специальных программ продления сроков жизненных циклов (LEP – Life Extension Program) для каждого из компонентов ядерной триады США было запланировано модернизировать по два типа ЯБЗ: W78 и W87 – для межконтинентальных баллистических ракет (МБР), W76 и W88 – для баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), W61 – для ядерных бомб, W80-1 – для крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ). Работы по программам LEP характеризуются высокой степенью неопределенности, поэтому ожидаемый срок их завершения – не ранее 2030–2050 годов.

Имея в запасе большое количество неразвернутых боезарядов, в случае технического сбоя в ЯБЗ какого-либо типа американские специалисты намерены осуществить его замену внутри компонента ядерной триады на боезаряд другого типа (intra-leg hedge options). Если же текущий запас ЯБЗ не обеспечивает подобной замены, то намечен «маневр» боезарядами между компонентами триады: в другом компоненте триады производится увеличение ЯБЗ на носителях до нужного уровня (inter-leg hedging).

В части непосредственного применения ЯО декларируется стремление свести к минимуму сопутствующий ущерб гражданскому населению и гражданским объектам, чего можно достичь в первую очередь за счет снижения мощности ЯБЗ и повышения точности стрельбы ядерного оружия. Данному направлению модернизации ЯО сегодня вполне отвечают существующие КРВБ и ядерные бомбы, о чем свидетельствует ряд проводимых в США работ. Боеголовки МБР и БРПЛ в условиях моратория на проведение ядерных испытаний США и РФ для этого абсолютно не подходят.

Например, на базе стратегической (В61-7) и тактических (В61-3, -4, -10) ядерных бомб США ведут разработку перспективной ядерной управляемой авиабомбы (УАБ) В61-12. Ядерное зарядное устройство (ЯЗУ) новой бомбы намечено создать на основе ЯЗУ бомбы В61-4, которое имеет четыре значения переключаемого тротилового эквивалента: 0,3/1,5/10/45 кт. Одновременно нельзя исключать возможности разработки для новой бомбы ЯЗУ с еще меньшей мощностью, используя технологический задел, накопленный в США при создании ядерных боезарядов сверхмалой мощности, так называемых мини-ньюков.

В хвостовой части В61-12 вместо парашютной системы планируется установить блок наведения, широко используемый сегодня на американских неядерных УАБ типа JDAM, что позволит обеспечить при дифференциальном режиме действия космической радионавигационной системе (КРНС) «Навстар» точность бомбометания (КВО) до пяти метров.

Приступить к выпуску авиабомб В61-12 планируется в 2019 году.

Не видится особых технических проблем при проведении аналогичных работ (снижение мощности ЯЗУ и повышение точности стрельбы) и в ходе создания перспективных ядерных КРВБ, разработка которых была начата в США в прошлом году по программе ЛРСО (LRSO – Long Range Standoff) для замены КРВБ ALCM и ACM.

В итоге США могут получить реальный противосиловой инструмент, более эффективно обеспечивающий решение задач как стратегического, так и регионального ядерного сдерживания по сравнению с существующими МБР и БРПЛ.

К этому следует добавить: положительной стороной использования стратегической бомбардировочной авиации (СБА) с КРВБ является то, что бомбардировщики могут, поднявшись в воздух, рассредоточиться для обеспечения живучести, а в случае принятия решения об отмене боевой задачи самостоятельно вернуться на авиабазы. ВПР США также считает немаловажным, что в отличие от МБР и БРПЛ бомбардировщики могут быть демонстративно развернуты в регионах, чтобы послать сигнал потенциальным противникам об усилении сдерживания и подтверждении обязательств Соединенных Штатов перед союзниками и партнерами по обеспечению их безопасности.

Конечно, СБА по сравнению с МБР и БРПЛ обладает сравнительно низкой оперативностью применения, однако в условиях превентивных действий, когда нападающая сторона сама выбирает, где и когда нанести удар, невысокая скорость носителей и средств поражения уже отходит на второй план.

Наконец, в специальном докладе США вновь предлагают РФ продолжить сокращения СНВ сторон. На этот раз «на одну треть от уровня, установленного в новом Договоре о СНВ». Данные предложения не могут рассматриваться иначе, как попытка продолжить на практике реализацию особого двустороннего американского подхода к решению задачи ядерного разоружения РФ, о чем уже писалось на страницах журнала «ВКО» (№ 3, 2007, стр. 62–69).

С одной стороны, США, опираясь на свои финансовые и технологические возможности, активно занимаются разработкой новейших наступательных и оборонительных вооружений, находящихся вне процесса ограничений СНВ. Достаточно вспомнить ударные системы большой дальности на базе планирующих гиперзвуковых летательных аппаратов, ядерные КРВБ нового поколения, комплексы ПРО морского и наземного базирования.

С другой стороны, учитывая еще ограниченные возможности создаваемого противосилового потенциала, США через заключение выгодных международных договоренностей ведут своеобразную «подгонку» количественно-качественных параметров СЯС РФ под реальные боевые возможности своего создаваемого потенциала.

В рамках Договора СНВ-3 американская сторона сокращает те свои стратегические вооружения, которые являются для нее балластом из-за невозможности их реального применения в рамках новой ядерной стратегии по экологическим соображениям (американские МБР и БРПЛ имеют боеголовки с ЯЗУ мощностью 0,1–0,6 Мт). Одновременно из-под контроля выводятся КРВБ, которые, как мы считаем, способны обеспечить американцам более эффективное и с приемлемым побочным действием (по сравнению с МБР и БРПЛ) решение стоящих сегодня перед ними задач в условиях, когда не удастся сдержать противника.

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация